Найти в Дзене

Первый серийный мотоцикл СССР Л-300

Сегодня наша статья посвящена первым шагам советского мотопрома, которые хронологически относятся к межвоенному периоду нашей истории (1920е – начало 1940х). По окончании Гражданской войны вся промышленность молодого советского государства пребывала в полной разрухе. Даже самих мотоциклов, произведенных до революции, практически не осталось, не говоря уже о каких-то заводах. Поэтому в начале 20-х годов советским конструкторам пришлось начать все с начала. Первая попытка становления мотопрома была предпринята на заводе «Дукс» группой разработчиков под началом П. Львова. Ими был сконструирован первый советский мотоцикл, носивший гордое название «Союз». Он имел двигатель с наклонным цилиндром (данных о его мощности не сохранилось) и был укомплектован пружинной подвеской заднего колеса. Машину собрали в 1925 г. в одном единственном экземпляре, и, несмотря на неплохие результаты испытательных пробегов, в серийное производство «Союз» не пошел. Л-300 — первый советский крупносерийный мотоцикл
Термасс 300
Термасс 300

Сегодня наша статья посвящена первым шагам советского мотопрома, которые хронологически относятся к межвоенному периоду нашей истории (1920е – начало 1940х).

По окончании Гражданской войны вся промышленность молодого советского государства пребывала в полной разрухе. Даже самих мотоциклов, произведенных до революции, практически не осталось, не говоря уже о каких-то заводах. Поэтому в начале 20-х годов советским конструкторам пришлось начать все с начала.

Первая попытка становления мотопрома была предпринята на заводе «Дукс» группой разработчиков под началом П. Львова. Ими был сконструирован первый советский мотоцикл, носивший гордое название «Союз». Он имел двигатель с наклонным цилиндром (данных о его мощности не сохранилось) и был укомплектован пружинной подвеской заднего колеса. Машину собрали в 1925 г. в одном единственном экземпляре, и, несмотря на неплохие результаты испытательных пробегов, в серийное производство «Союз» не пошел.

Л-300 — первый советский крупносерийный мотоцикл. Выпускался серийно с сентября 1930 по 1939 год в Ленинграде сначала на заводе «Промет» треста ТЕРМАСС (до 1933), затем на заводе Красный Октябрь (с 1933). Всего было выпущено 18985 экземпляров.

DKW Luxus 300
DKW Luxus 300

В качестве прототипа был выбран DKW Luxus 300. Конструкция классическая для тех лет. Штампованная рама на болтах, передняя подвеска пружинная, заднее колесо не подрессорено. Двигатель двухтактный, одноцилиндровый, объёмом 293 кубических сантиметра. Моторная и задняя передачи цепные. Коробка передач трёхступенчатая, передачи переключались вручную рычагом.

Наиболее слабой частью была система электрооборудования. В маховичном магдино одна катушка обслуживала зажигание, а две другие соединялись с небольшой фарой. Ни заднего фонаря, ни электрического сигнала на мотоцикле не было. Применение такой упрощенной схемы позволяло получить довольно яркий свет при движении на первой передаче, однако на больших оборотах лампочка фары нередко перегорала. При переходе на высшие передачи сила света заметно уменьшалась, что, разумеется, было весьма неудобно.

Технические характеристики. Одноцилиндровый двухтактный двигатель Л-300 рабочим объемом 300 см3 при 3000 об/мин развивал мощность 6 л.с. у ранних модификаций, и 6,5 л.с. – у поздних. Максимальная скорость мотоцикла 80 км/час, средний расход бензина — 4,5 л/100 км. Сухой вес — 125 кг. Для моторной и задней передач использовались роликовые цепи, защищенные с одной стороны штампованными щитками. Ручной рычаг переключения устанавливался непосредственно на трехступенчатой коробке передач.

Л-300
Л-300

Советские люди полюбили Л-300. Мотоцикл был настолько удачным, что при разработке мотоцикла ИЖ-7 за основу были взяты чертежи именно данного мотоцикла. Л-300 на «Красном Октябре» выпускался до конца 1939 года, хотя его конструкция к тому времени уже безнадежно устарела, и мотоциклы ижевского завода во многом превосходили их. Но "октябрята" — так ласково называли их мотоциклисты — все же имели устойчивый спрос из-за лучшего их качества. Всего с 1931 по 1940 год завод изготовил 18985 мотоциклов модели Л-300. Прекратилось производство в 1940 году.

После испытаний техническая комиссия под председательством П.В. Можарова составила обширный отчет, где отметила ряд недостатков «Тремасс-300», главным образом производственного характера. Было принято решение внести ряд изменений. К концу 1933 года конструкция окончательно была утверждена и готова к серийному производству. Модель получила обозначение "Л-300" (Ленинградский, с мотором рабочим объемом 300 кубических сантиметров). Выпуском занимался завод "Красный Октябрь".

Реставрация
Реставрация

25 июля 1931 года в Ленинграде на площади Урицкого был дан старт 3-му Всесоюзному испытательному пробегу советских мотоциклов. В пробеге принимали участие, помимо 4 иностранных и 6 харьковских машин ХМЗ-1М, три “Тремасса-300” выпуска 1930 года и три “Красных Октября” Л-300. Пробег протяженностью 4631 километр, из которых 3088 пришлись на грунтовые дороги, проходил по маршруту: Ленинград – Новгород – Вышний Волочек – Ярославль – Нижний Новгород – Арзамас – Пенза – Саратов – Сталинград – Харьков – Воронеж – Тула – Москва. Технический финиш пробега состоялся 19 августа на 11-м километре Серпуховского шоссе. Ленинградские мотоциклисты после трехдневного пребывания в Москве своим ходом отправились в Ленинград, где 25 августа были торжественно встречены автодоровской общественностью.

-5

В то время главным препятствием в работе многочисленных региональных подразделений Автодора было… почти полное отсутствие у них мотоциклов. Эта проблема была удачно решена на уровне ЦС Автодора – он заключил договор с заводом “Красный Октябрь” на по-ставку автодоровским коллективам 4050 мотоциклов “Л-300” в течение 1932 – 1933 годов. Эта договоренность немало способствовала реконструкции завода – Автодор в конце 1930 года выдал “Красному Октябрю” аванс в размере одного миллиона рублей на развитие производства.

Первый рекорд СССР, установленный на мотоцикле отечественного производства был засчитан на соревнованиях в Ленинграде 3 мая 1933 года. На дистанции 1 км с хода он составил 45 секунд, что соответствовало скорости 80 км/ч. Всесоюзный рекорд установил Вильгельм Вильгельмович Бекман – инженер-конструктор завода «Красный Октябрь», некогда – участник группы Петра Можарова, в будущем – ведущий специалист в СССР по гоночным мотоциклам и автомобилям, автор многих книг по этой теме.

-6

Нельзя не упомянуть и об экстремальном использовании Л-300 – в 1936 году старший лейтенант Георгий Филонов, проходящий военную службу в Ленинградском военном округе, увлекся прыжками на мотоцикле с трамплина. Первые опыты были неудачны, но постепенно он овладел техникой прыжка и установил рекорд дальности – 13 метров. Для прыжков использовался серийный мотоцикл Л-300 без каких-либо конструктивных изменений. Ленинградский авто-мото клуб даже издал не-большую брошюру с методическими указаниями Филонова по прыжкам на мотоцикле. В методичке такие мото-упражнения рекомендовались для развития умения управлять мотоциклом в экстремальных ситуациях, а также для преодоления препятствий.