Тренды в дизайне интерьеров постоянно меняются. Мебель и декор, которые вчера казались модными, сегодня выглядят устаревшими и неактуальными. 200 лет назад действовало то же правило. Поэтому до нас почти не дошли примеры интерьеров пушкинской эпохи. Те из них, что смогли пережить Отечественную, две мировых войны и революцию, все равно неоднократно переделывались. К концу 19 века усадебные и загородные дома, построенные в 18 веке, сочетали стили, популярные в разные десятилетия. Историкам пришлось восстанавливать интерьер типичного дома пушкинской эпохи по картинам и описаниям в книгах, в том числе – в поэмах самого Пушкина. Рассказываем, без чего не мог обойтись уютный и красивый дом того времени.
Деление на частное и общественное
Если вы были на экскурсии в крупной подмосковной усадьбе или петербургском особняке, то наверняка восхищались красотой и торжественностью просторных залов. Интерьеры обычно построены по принципу анфилады, все комнаты проходные. Каждая украшена росписью на стенах и потолке, лепным декором, разноцветными изразцами на печах и каминах.
Не стоит завидовать владельцам таких роскошных интерьеров. Большая часть богато украшенных залов не была жилой. Просторные столовые, гостиные, домашние театры открывали на время балов и торжественных приемов. А сами хозяева жили в комнатах с достаточно низкими потолками, простой мебелью и минимумом декора. В богатых усадьбах пушкинской эпохи под жилые покои отводили верхние этажи. В менее роскошных – хозяева жили на первом, но в задней, «непарадной» части дома. Гостей туда не пускали.
Деревянная мебель
До Отечественной войны в моде было все французское – и предметы интерьера в том числе. Но везти мебель из Франции было дорого и очень сложно. Позволить себе такую роскошь могли лишь избранные. Остальные заказывали шкафы, столы и консоли у крепостных столяров и краснодеревщиков. Местные мастера должны были следовать моде, чтобы угодить хозяевам. Но привносили в создаваемые модели и элементы традиционной культуры, собственные идеи.
Мебель тоже делилась на парадную и бытовую
Предметы обстановки для парадных гостиных, столовых и бальных залов делали более легкими и изящными. Их украшали резьбой, а также фигурными накладками из латуни или бронзы. В комнатах для гостей во всех усадебных домах была примерно одинаковая обстановка.
- Диваны и стулья. В пушкинскую эпоху стулья с жесткой резной спинкой постепенно выходят из моды. Их заменяют мягкие, с объемными подушками на спинке и сиденье. Обивка может быть сделана из кожи или гладкой ткани, в полоску или с рисунками. Особенно популярными в ту эпоху становятся кресла-корытца – с высокой и широкой спинкой, формирующей дугу, и такие же диваны. Они позволяли с комфортом устроиться для долгой беседы или игры в карты.
- Консольные столики. Их расставляли в промежутках между окнами и диванами, вдоль стен. Мебель использовали как открытые витрины для размещения декора и произведений искусства. Гостям предлагали полюбоваться бронзовыми или мраморными бюстами и статуэтками, изящными латунными канделябрами, расписанными вазами.
- Ломберные столики. Основным развлечением на приемах и балах для тех, кто не танцевал, была игра в карты. Специально для нее хозяева расставляли между диванами и кушетками маленькие круглые столики.
Зеркала. Люстры со свечами и не самые качественные стекла не обеспечивали достаточного освещения просторных залов. Зеркала отражали свет, способствовали расширению и дополнительному освещению пространства, а также являлись элементом декора. Их дополняли большими рамами, украшенными резьбой или металлическими накладками. Мотивы декора на раме и других предметах интерьера повторялись или вторили друг другу.
Мебель для жилых покоев была немного другой.
- Массивные шкафы из светлого или красного дерева использовали для хранения книг и личных вещей.
- В спальнях, малых гостиных, кабинетах ставили секретеры или небольшие письменные столы. Переписка в то время была важной частью жизни любого образованного человека.
- Диваны и стулья в приватной части дома обычно были меньше по размеру, не с такой богатой обивкой.
Наследие античной культуры
До Отечественной войны в дизайне интерьеров самым популярным считался стиль ампир, пришедший из наполеоновской Франции. В нем традиционная французская роскошь и изящество сочетались с элементами древнеримской и древнегреческой культуры – но такой, какой ее видели просвещенные европейцы той эпохи.
- Мебель, особенно в парадных залах, украшали фигурными латунными или бронзовыми накладками – стилизованными пальмовыми листьями, головами орлов, львов, грифонов и других существ.
- До 1812 года были очень популярны украшения, символизирующие победы, достижения и величие империи – лавровые венки, стилизованные щиты и мечи.
В 20−30-хх годах 19 века в моду вошел растительный орнамент – изображения цветочных гирлянд или букетов в вазе, крупные пальмовые листья.
Популярными мотивами в декоре интерьеров пушкинской эпохи также были:
- лиры и лебеди – символизировали искусство, красоту, вдохновение;
- орлы – знак власти, мужества, побед;
- золотые пчелы – символ наполеоновской империи;
- лилии – знак королевской власти во Франции с древних времен.
Мебель в парадных комнатах декорировали розетками, накладками на карнизы, ножки, подлокотники. Бытовые предметы, особенно в небогатых домах, чаще украшали резьбой по дереву, выполненной крепостными мастерами, могли дополнить небольшими накладками из бронзы или латуни.
После походов Наполеона в Африку становятся популярными египетские мотивы. В парадных залах того времени можно увидеть декор в виде сфинксов, изображения древних египтянок.
Накладки, розетки и другой латунный декор на фото выше – не антиквариат пушкинской эпохи, а работа специалистов мастерской «Калежа». Они помогают энтузиастам реконструировать исторические гостиные и превращать современные дома в роскошные усадьбы 19 века.