290,9K подписчиков

За что в Советском Союзе водителей лишали прав: норма о трёх проколах и не только

174 прочитали

В 1961 году в Советском Союзе были утверждены новые Правила дорожного движения, они соответствовали принятой государствами мира Женевской конвенции о дорожном движении. Тогда же появилась норма о трёх проколах.

Что и за что прокалывали

Наверное, многие слышали, что в документах советских водителей-нарушителей что-то там прокалывали. Делали отверстия прямо в бумаге. Стереотипно считается, что проколы появлялись в таком документе как водительское удостоверение. Но эта информация не соответствует действительности. Нелогично было бы портить права.

Придумали специальный вкладыш. В нем и делали отверстия.

Нужно знать, что у инспектора ГАИ была возможность выбрать наказание для конкретного водителя. Варианты были таковы:

· предупреждение;

· штраф;

· прокол.

Последнее из наказаний было самым суровым. Потому что, если во вкладыше было три прокола, то:

1. Водительское удостоверение изымалось. Вместо него выдавали временный документ.

2. Водителя направляли на пересдачу ПДД.

То есть, за три прокола во вкладыше, по сути, лишали права управления автомобилем. Водителю нужно было доказать, что он знает и помнит правила дорожного движения. Только после этого права возвращали.

В 1961 году в Советском Союзе были утверждены новые Правила дорожного движения, они соответствовали принятой государствами мира Женевской конвенции о дорожном движении.

Водительского удостоверения могли лишить и за какое-нибудь серьезное правонарушение. Например, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Либо за то, что автомобилист грубо нарушил ПДД, что привело к серьезным последствиям.

В общем, вполне справедливая, на мой взгляд, была система. На эту тему ещё порассуждаю далее.

Как известно, Советский Союз в самом начале 90-х годов распался. Появилась новое государство, поменялись правила, законы. Изменения были и в автомобильной сфере.

В новой России

От проколов во вкладыше отказались. Но ввели систему штрафных балов. Если в СССР для лишения прав нужно было собрать три прокола за год, то в Российской Федерации начисляли штрафные балы. Если их набралось 15, то с водительским удостоверением автомобилист прощался. Хоть и временно.

Такая система действовала несколько лет – до 1997 года. Потом её упразднили.

О причинах изменения законодательства говорить сложно. Считается, что хотели сделать более гибкие правила, гибкую систему штрафов.

В 2024 году говорят о том, что техника находится на высоком уровне. Камеры могут контролировать скорость движения автомобилей, следить, пристегнут ли водитель и даже проверять наличие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности.

Кроме того, система наказаний, действительно, очень даже дифференцированная. Например, за небольшое превышение скорости предусмотрен маленький штраф. 20 километров в час – вовсе – нештрафуемый порог. А за управление автомобилем в пьяном виде лишают прав и штрафуют на 30 тыс. рублей. Предусмотрена и уголовная ответственность за некоторые виды административных правонарушений, связанных с управлением авто. Например, если водитель:

· повторно выехал на дорогу пьяным;

· грубо нарушил ПДД, что повлекло тяжелые травмы или уход из жизни какого-либо из участников дорожного движения.

Однако есть и свои слабые стороны в этой системе.

В 1961 году в Советском Союзе были утверждены новые Правила дорожного движения, они соответствовали принятой государствами мира Женевской конвенции о дорожном движении.-2

Например, штраф за превышение скорости составляет всего лишь 500 рублей. А, если его быстро заплатить, то можно отделаться половиной суммы – 250 рублями. Это, согласитесь, очень маленькая сумма. Допустим, если человек зарабатывает 50 тыс. рублей, то он может 200 раз в месяц превысить скорость. Денег хватит на уплату штрафов.

Да и за управление автомобилем в состоянии опьянения государство требует всего лишь 30 тыс. рублей. Не так уж много. Другое дело, что придется некоторое время походить пешком. Или поездить на такси, на общественном транспорте. Правда, в некоторых случаях водителя могут привлечь к уголовной ответственности. Есть возможность у государства при определенных условиях конфисковать автомобиль. Такие случаи в России уже были.

Некоторое время назад штрафы в Кодексе об административных правонарушениях были привязаны к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ). От этого отказались, потому что цены росли, а МРОТ держался на одном и том же уровне. Возможно, к этой практике следует вернуться, потому что в последние годы минимальный размер оплаты труда растет. Но это уже не моё дело, а органов законодательной власти.

Ясно одно: 500 рублей за нарушение ПДД – это давно смешная сумма.