281,3K подписчиков

Как Гоголь укрыл Булгакова своей «чугунной шинелью»

160 прочитали

Очень интересная история с литературным уклоном. А начну я её с того, что в русской литературе было много мастеров, но малое количество мистиков. Пожалуй, если брать самых-самых, то их было-то всего двое: Николай Васильевич Гоголь и Михаил Афанасьевич Булгаков. И всё.

Причем последнего можно назвать учеником первого. Хоть и жили они в разных эпохах. Никогда не виделись. Николай Васильевич родился 20 марта 1809 года, ушел из жизни 21 февраля 1852 года. Ему было всего-то 42. За свою короткую и далеко не счастливую жизнь Гоголь смог создать столько всего в сфере литературы, чем до сих пор восхищаются.

Очень интересная история с литературным уклоном. А начну я её с того, что в русской литературе было много мастеров, но малое количество мистиков.

Михаил Афанасьевич Булгаков появился на свет 15 марта (в том же месяце) в 1891 году. То есть, к тому моменту Гоголя уже давно на свете не было. Почти полвека прошло.

Ушел из этого мира Булгаков 10 марта 1940 года. Совсем недалеко позади был февраль. Гоголь оставил этот мир в феврале. Но разница между датами кончины одного и другого – почти век.

Поэтому учителем и учеником этих двух людей можно назвать только условно.

Конечно, Михаил Афанасьевич старался… Не столько подражать Гоголю, сколько следовать за ним. Булгаков тоже сжигал свои некоторые произведения – ранние. Только, если Гоголь делал это в порыве безрассудства – можно сказать, душевной болезни, то Булгаков был чуть более осмотрительным. Он, к примеру, сохранил корешок своей рукописи, чтобы можно было предъявить его знакомым. Дескать, а рукопись-то существовала.

Как известно, в главном произведении Михаила Афанасьевича Мастер тоже сжигает своё произведение. Но потом мы узнаём, что рукописи не горят. Ни Мастера, ни гоголевские, ни булгаковские. Так-то!

Но это всё условные параллели, которых можно провести ещё очень и очень много. Например, тёмные силы у обоих писателей не только устрашающие, но ещё и комичные.

Есть одна вещь, которая довольно сильно связывает Гоголя и Булгакова. Та самая «чугунная шинель», хотя она совсем не чугунная, а каменная получилась. Но не буду забегать вперёд.

Приключения усопшего Гоголя

Или это были даже злоключения. Не знаю. Некоторые склонны считать, что, дескать, Николай Васильевич зря высмеивал всякую нечисть в своих произведениях, потому что она ему отомстила. Всё может быть.

Гоголя похоронили близ Даниловского монастыря. Только лежать останкам вечность там не было суждено.

Как известно, после 1917 года к власти в нашей стране пришли большевики, которые к церквям и храмам относились определенным образом.

В некоторых источниках пишут, что Даниловский, вместе с кладбищем, решили сравнять с землей. В других – что там собирались организовать колонию для несовершеннолетних преступников. Это всё детали. Не самые важные.

Главное, что на самом верху было принято решение перезахоронить останки Гоголя – отправить их на Новодевичье кладбище.

Назначили эксгумацию и тогда же появились разные слухи. Самые популярные:

1. Тело Николая Васильевича обнаружили в неестественной позе. Якобы писателя погребли заживо. Вряд ли, потому что уход из жизни Гоголя чётко зафиксировали. Не мог он вновь начать дышать.

2. Пропал череп Гоголя. А вот это может быть. Но тоже далеко не все верят, что голова Николая Васильевича исчезла.

Важно, что на могиле Гоголя стоял камень, привезенный из Крыма. Относительно небольшой, неправильной формы. Его сам Николай Васильевич прозвал «Голгофой» - за сходство с тем объектом, где был распят Христос.

Большевики решили, что никаких Голгоф быть не должно. Установили на Новодевичьем новый памятник с надписью: «Николаю Гоголю от советского народа». Позже, кстати, когда СССР вышел из моды, памятник опять заменили. Но не суть.

Интересно, что, когда из жизни ушел Михаил Булгаков, то та самая «Голгофа» связала двух писателей.

Очень интересная история с литературным уклоном. А начну я её с того, что в русской литературе было много мастеров, но малое количество мистиков.-2

Мастер

Михаил Афанасьевич, когда ему было трудно, обращался к Гоголю со словами: «Укрой меня своей чугунной шинелью!». И, вы знаете, Николай Васильевич ответил Михаилу Александровичу.

Случилось следующее:

Елена Сергеевна – вдова Михаила Афанасьевича Булгакова, никак не могла придумать, какое же надгробие поставить. Однажды, в каморке сторожа – или где-то в подобном месте на кладбище она увидела тот самый камень. С «Голгофы» сбили православный крест, не было уже на камне цитаты из Евангелие. Но Елена Сергеевна посчитала, что это надгробие будет идеальным для могилы Михаила Афанасьевича. И она была права.