1,7K подписчиков

Все версии фильма "Хостел" (Hostel, 2005)

Дебютный фильм 21-летнего Элая Рота "Лихорадка" (Cabin Fever, 2003), снятый всего за $1,5 млн., собрал в кинопрокате $38 млн., а его продажи на DVD довели эту сумму вообще до рекордных $100 млн.

Дебютный фильм 21-летнего Элая Рота "Лихорадка" (Cabin Fever, 2003), снятый всего за $1,5 млн., собрал в кинопрокате $38 млн., а его продажи на DVD довели эту сумму вообще до рекордных $100 млн. На удивление неплохо его приняли и критики - на Rotten Tomatoes у него 62% свежести на основании 140 рецензий. Сам Квентин Тарантино назвал его "лучшим новым американским фильмом", а самого Рота он называл "будущим жанра хоррор".

Естественно после такого успеха все крупные голливудские студии наперебой бросились приглашать его к сотрудничеству. По большей части это были ремейки. Universal, к примеру, предлагала режиссёру поставить обновленные версии "Последний дом слева" (The Last House on the Left, 1972) Уэса Крэйвена и "Туман" (The Fog, 1980) Джона Карпентера, а New Line звала его возглавить продолжение ремейка "Техасской резни бензопилой" (The Texas Chainsaw Massacre, 2003). Всего, по словам Рота, он тогда рассматривал около 15-ти вариантов продолжения своей карьеры.

Элай Рот
Элай Рот

Одним из таких вариантов и был "Хостел", идея которого родилась во время интервью Рота с Гарри Ноулзом для популярного развлекательно-новостного сайта Ain't It Cool News. Ноулз тогда рассказал режиссёру об одном тайском сайте, который за $10 тыс. долларов предоставлял возможность застрелить местного добровольца. Якобы они были неспособны прокормить свою семью и решали эту проблему, таким вот радикальным способом. Рот тогда очень впечатлился этим сайтом и решил было снять о нём документалку, однако быстро забросил эту идею, поскольку посчитал это слишком рискованной для своей жизни затеей, и решил её оформить в виде сценария к художественному фильму.

Но всё же Рот никак не мог определиться со своим следующим проектом - либо это будет крупнобюджетный студийный ремейк, снятый под пристальным присмотром продюсеров, либо скромный авторский фильм, где бы у него была полная творческая свобода. И решить эту дилемму ему помог Квентин Тарантино, которому настолько понравилась его "Лихорадка", что он пригласил Рота к себе в гости поболтать о кино.

Элай Рот и Квентин Тарантино
Элай Рот и Квентин Тарантино

"После того, как он [Тарантино] увидел её [Лихорадку], - рассказывал Рот, - то пригласил меня к себе домой посмотреть фильмы. Мы смотрели "Чудовища Франкенштейна: Санда против Гайры" (1966), "Адскую ночь" (1981), "Шесть женщин для убийцы" (1964) и "Зомби"... Мы оба были просто помешаны на кино."

Рот был большим поклонником творчества Тарантино - даже его дипломная работа в Нью-Йоркской киношколе называлась "Ресторанные псы" (Restaurant Dogs, 1994) и, как несложно догадаться из названия, основным источником вдохновения для неё был дебютный полный метр Квентина "Бешеные псы" (Reservoir Dogs, 1991). И во время визита к своему кумиру домой он не преминул воспользоваться случаем и спросил у него совета - какой фильм ему лучше снять следующим.

Когда Тарантино выслушал все рассматриваемые Ротом варианты, не задумываясь ответил, естественно, имея в виду "Хостел": "Ты что, бл***ь, шутишь? Это самая извращённая идея, о которой я когда-либо слышал. Ты должен это сделать. Пох***, снимай на низкий бюджет. Поезжай в Европу и сделай его настолько мерзким, насколько тебе захочется. Сделай его офигенно крутым. Он будет твоим Такаси-Миике-фильмом. Он может стать классикой американского хоррора."

Так что воодушевлённый Рот помчался домой и, не дожидаясь утра, позвонил своим приятелям Скотту Шпигелю и Боазу Якину, с которыми после успеха "Лихорадки" основал кинокомпанию Raw Nerve, чтобы поделиться этой идеей. Оба были в восторге и каждый предложил несколько своих идей, которые Рот впоследствии добавил в свой новый вариант сценария, на написание которого потратил две недели. Готовый текст Рот показал Тарантино и тот заявил: "Это просто ох***но!", но тем не менее предложил сделать некоторые правки, чтобы сделать фильм предельно реалистичным.

Оператор Милан Хадима и Элай Рота
Оператор Милан Хадима и Элай Рота

"Знаешь что? - пересказывал впоследствии Рот слова Тарантино. - Мы сейчас почистим его от всякой «хрени». Я называю «хренью» то, что, по моему мнению, может случиться только в кино. Если этого не требует логика фильма или мы с тобой бы так не поступили, то я называю это «хренью». Он не может так встать со стула, отрежь ему ср***ные пальцы..., Пойдёт, пойдёт.... Так, я хочу отрезать ему руку, но тогда он истечёт кровью и умрёт? Нет, если отрезать ему только половину руки, тогда он, наверное, справится..."

Закончив "причёсывать" сценарий Рота, Тарантино заявил что хочет принять участие в съёмках фильма, чему Рот, конечно же, несказанно обрадовался. Тарантино занял должность исполнительного продюсера, совместив работу над "Хостелом" с постановкой двух финальных серий для пятого сезона популярного криминального сериала "C.S.I. Место преступления" (CSI: Crime Scene Investigation, 2000-2015).

Продюсеры Крис Бриггс и Дэниэл Фриш, актёр Джей Эрнандес, продюсер Филип Вэйли и режиссёр Элай Рот
Продюсеры Крис Бриггс и Дэниэл Фриш, актёр Джей Эрнандес, продюсер Филип Вэйли и режиссёр Элай Рот

Изначально Рот планировал уложиться в $3 млн. долларов, однако после того, как проектом заинтересовались продюсеры Майк Флайсс и Крис Бриггс из кинокомпании Next Entertainment, его бюджет вырос почти до $5 млн. Снимать решили в чешской Праге, где можно было прилично сэкономить на производственных затратах, а на главные роли пригласить молодых неизвестных массовому зрителю и, что самое главное, недорогих актёров, так, чтобы большая часть бюджета была потрачена на создание качественных специальных эффектов. Кстати к созданию этих самых спецэффектов Тарантино привлёк своих давних знакомых из легендарной студии KNB EFX Group, с которыми неоднократно сотрудничал на своих фильмах. Так что такие легенды хоррор-жанра как Говард Бергер и Грег Никотеро, в послужном списке которых можно обнаружить почти все культовые хорроры 80-х и 90-х, руководили созданием специального грима и специальных эффектов и в "Хостеле".

На главные роли Рот хотел найти актёров, с самой обычной внешностью и харизмой. "Мне не нужны были актёры, которые выглядели бы как симпатичные мальчики или люди из кино, - заявлял он. - Я хотел, чтобы они были похожи на парней, с которыми я учился в колледже, рос, на людей, которых я знаю." И в исполнителе главной роли Джее Эрнандесе он сразу же увидел все необходимые ему качества. Компанию Эрнандесу составили Дерек Ричардсон, сыгравший в провальном приквеле к комедийному хиту 90-х "Тупой и еще тупее тупого: Когда Гарри встретил Ллойда" (Dumb and Dumberer: When Harry Met Lloyd, 2003) и самый обычный парень без какого-либо актёрского опыта исландец Эйтор Гудйонссон, с которым Рот познакомился на премьере "Лихорадки" в Исландии и пообещал ему роль в своём следующем фильме.

На две главные роли девушек в Чехии был устроен кастинг, на котором среди около 400 претенденток были выбраны Барбара Неделякова и Яна Кадержабкова. "Она вошла в комнату и она выглядела как молодая Моника Беллуччи, рассказывал Рот о кастинге Барбары. - Она была как Луиза Шнайдер, одна из тех иностранок, которые принадлежат к другой эпохе, они просто... Она не похожа на типичную красотку из Лос-Анджелеса, понимаете, мне не нужны были фальшивые си***и. Мне нужен был кто-то, кто выглядел бы так, словно пришёл из другого мира. Когда она прочитала сцену, она полностью её поняла; ту сцену, где она манипулирует Джеем и как бы тра***ся с ним в баре, где ты не знаешь, то ли она под кайфом, то ли она на самом деле не понимает, или... Она просто смотрит ему в глаза и тра***ся с ним. Она была очень, очень пугающей. Никто не подходил к ней близко."

Также в фильме есть три режиссёрских камео. В первом, на исходе 4-й минуты фильма, появляется сам Элай Рот в роли одного из посетителей бара в Нидерландах в майке с надписью "Red Sox". Далее, в самом конце 9-й минуты, появляется Квентин Тарантино в роли жителя одного из домов рядом с хостелом, которому мешают спать главные герои, пытающиеся посреди ночи попасть к себе в номер. И в заключение, в конце 55-й минуты, можно увидеть японского режиссёра Такаси Миике, чей фильм "Кинопроба" (Odishon, 1999) занимает почётное 3-е место в 20-ке любимых фильмов Тарантино, и он же стал одним из главных источников вдохновения и для "Хостела".

Ещё несколько забавных "камео". В районе 18-й минуты фильма можно заметить, как на ресепшене хостела, в который заселяются герои, по телевизору показывают "Криминальное чтиво" с местной озвучкой. А на 65-й минуте один из охранников смотрит на переносном проигрывателе фильм "Sex Fever" (2003) - ХХХ-пародию на дебютный фильм Элая Рота "Лихорадка", в оригинале "Cabin Fever".

Съёмочный период прошёл с 21 марта по 6 мая 2005 года, большей частью в Чехии, а конкретнее в городке под названием Чески-Крумлов и в Праге и её окрестностях. Все сцены с пыточными камерами были отсняты в бывшей пражской психиатрической лечебнице, закрытой и заброшенной в начале ХХ века. На съёмках было использовано около 600 литров искусственной крови, что в три раза превысило её количество из предыдущего фильма Рота.

Вот как сам режиссёр описывал время проведённое им в Чехии: "Откровенно говоря, после съёмок "Лихорадки", которые прошли практически без денег, в этот раз всё было проще простого. Самым сложным для меня было покинуть Прагу и вернуться в Лос-Анджелес. Я отлично провёл время на съёмках, мне понравилась съёмочная группа, всё прошло очень гладко, и я снимал фильм ужасов! У нас там были KNB [EFX Group] была кровь, кишки и бензопилы. Я не хотел, чтобы это заканчивалось. Самым трудным было по окончании съёмок переезжать в монтажную. Мне нравилось процесс монтажа, я прекрасно провёл время с Джорджем [Фолси мл. - монтажёр], но я влюбился в Прагу, и мне было тяжело расстаться с ней. Мне понравилось за границей. У меня не было проблем с адаптацией к чешской культуре. Жаль, что я не смог снимать там 120 дней вместо 40."

К монтажу Тарантино привлёк опытного специалиста - Джорджа Фолси мл., который начинал как монтажёр на стареньких blaxploitation фильмах с Фредом Уильямсоном, которые так любил режиссёр. И основную работу по монтажу готового фильма выполнил он под руководством Рота. Однако когда первый вариант уже был готов, вмешался сам Тарантино и предложил немного сократить фильм и перемонтировать некоторые сцены, на что Рот без колебаний согласился.

Когда Рот снимал свой фильм, то сразу понимал, что ему нужно будет получить прокатный рейтинг "R" (18+), чтобы его можно было выпустить в кинотеатрах, но всё равно был уверен, что ему с первой попытки однозначно светит только рейтинг "NC-17" (21+), который затем долго и нудно придётся корректировать. К его большому удивлению, комиссия MPAA (Американской киноассоциации) присвоила ему желанный рейтинг практически без каких-либо существенных изменений, попросив удалить всего 3 коротких кадра общей продолжительностью около 10 секунд.

Премьерный показ фильма состоялся на кинофестивале в Торонто 17 сентября 2005 года. И это стало наверное самой лучшей его рекламой для фанатов ужасов. Во время сеанса пришлось два раза вызывать скорую помощь. Один мужчина покинул кинозал во время сцены пыток Джоша, затем потерял сознание и скатился с эскалатора. Другая зрительница во время сцены пыток Пакстона требовала вызвать скорую помощь, полагая, что у неё начался сердечный приступ. Всё закончилось благополучно - обоим пострадавших была оказана необходимая помощь. Однако местные СМИ сочли это рекламным ходом режиссёра. Однако Рот утверждал, что ничего не знал об этих инцидентах, поскольку он был в кинотеатре и смотрел фильм, и узнал об этом только после того, как сотрудники фестиваля рассказали ему о произошедшем.

12 ноября 2005 года Рот повёз свой фильм в Исландию на международный кинофестиваль в Рейкьявике. Во время которого Рот, Тарантино и Эйтор Гудйонссон получили приглашение на ужин от местного Министра культуры. Рот рассказывал, что он попросил у него прощения за то, как он изобразил в фильме исландца, роль которого исполнил Гудйонссон. Извинения были приняты, следом последовала ещё одна встреча, на этот раз с президентом Исландии и режиссёру вновь пришлось извиняться. Президент рассмеялся и естественно тоже простил Рота, заявив, что режиссёр показал ту сторону исландцев, которую обычно не увидишь в фильмах. А в завершение приёма Рот и Тарантино получили свои официальные исландские имена: первый стал Элаем Шелдонссоном, а второй - Квентином Конниссоном.

В широкий прокат в США фильм вышел 6 января 2006 года и только за премьерный уикенд его сборы почти в четыре раза превысили его официальный бюджет, а итоговые общемировые сборы составили $82 млн. На удивление неплохо приняли фильм и критики - большинство их рецензий сходилось в том, что это "безумно увлекательное путешествие, наполненное трупами, кишками и запёкшейся кровью - при условии, что вас развлекают трупы, кишки и запекшаяся кровь". На Rotten Tomatoes у фильма сейчас 59% свежести на основании 109 рецензий.

В отличие от добродушных исландцев, крайне негативно о фильме отозвались официальные представители Чешской Республики и Словакии. Они были возмущены тем, что их страны показаны в нём отсталыми, бедными и бескультурными, страдающими от высокого уровня преступности, войн и проституции. Это по их мнению могло навредить репутации стран и нанести ущерб туристической отрасли. Совет по туризму Словакии даже пригласил Рота в полностью оплаченную поездку в их страну, чтобы он смог увидеть, что она не состоит из захудалых фабрик, гетто и детей, которые убивают за жевательную резинку. В свою защиту Рот говорил, что никого не хотел оскорбить своим фильмом, и добавлял: "Американцы даже не знают о существовании этой страны. Мой фильм не о географии, его цель - показать невежество американцев в отношении окружающего мира". Также режиссёр приводил в пример "Техасскую резню бензопилой" (Texas Chainsaw Massacre, 1974) и ее многочисленные продолжения, из-за которой люди не перестали ездить в Техас.

Премьера "Хостела" на домашнем видео состоялась 18 апреля 2006 года - фильм вышел на DVD с пометкой "Без цензуры" (Unrated). В записанную на диске версию были возвращены 10 секунд удалённых Ротом для кинотеатрального релиза сцен. А 23 октября 2007 года фильм был выпущен в высоком разрешении на дисках формата Blu-Ray. В продажу поступили два издания. Первое было идентично вышедшему ранее DVD, а второе было озаглавлено как "режиссёрская версия" и содержало две версии фильма с новой, более качественной картинкой. Эта "режиссёрская" версия представляла собой версию "без цензуры" с альтернативной концовкой, которая первоначально была прописана в сценарии и отснята, но впоследствии была заменена на более оптимистичную.

Версии фильма, выходившие в различных странах в разное время:

1. Стандартная "театральная" версия, шедшая в кинотеатрах США. Продолжительность 93 минуты 27 секунд.

2. Версия "без цензуры" выпущенная на DVD и Blu-Ray.
Продолжительность 93 минуты 36 секунд.

3. "Режиссёрская" версия фильма с альтернативной концовкой, также выпущенная на DVD и Blu-Ray.
Продолжительность 93 минуты 57 секунд.

4. Для проката в Индии и Южной Кореи были смонтированы сильно подцензуренные версии короче приблизительно на 4 минуты.

5. Филлипинская прокатная версия была короче американской на 1 минуту.

6. В германской версии фильма все оригинальные диалоги на немецком языке были переозвучены на испанский.

Отличия версии фильма "без цензуры" от "театральной"
(продолжительность "театральной" версии (ТВ) - 01:33:27,
продолжительность версии "без цензуры" (ВБ) - 01:33:36).

1. Добавлен короткий крупный план с отрезанной бензопилой ногой негодяя, который хотел убить Пакстона. (время ВБ - 01:04:45, продолжительность - 1 секунда)

Дебютный фильм 21-летнего Элая Рота "Лихорадка" (Cabin Fever, 2003), снятый всего за $1,5 млн., собрал в кинопрокате $38 млн., а его продажи на DVD довели эту сумму вообще до рекордных $100 млн.-14

2. Кадр с вытекающим гноем из глазницы Юки длится дольше. (время ВБ - 01:18:38, продолжительность - 4 секунды)

3. Пару секунд спустя ещё один кадр с кричащей от боли Юки длится дольше. (время ВБ - 01:18:48, продолжительность - 4 секунды)

Отличия версии фильма "без цензуры" от "режиссёрской"(продолжительность "режиссёрской" версии (РВ) - 01:33:57,
продолжительность версии "без цензуры" (ВБ) - 01:33:36).

1. Альтернативная концовка.

  • версия "без цензуры". В этой версии после того, как Пакстон замечает в поезде голландского бизнесмена, одного из участников "Элитного охотничьего клуба", он выходит за ним на станции и следит за ним, пока тот не заходит в туалет. Пакстон заходит за ним, закрывает дверь и вывешивает табличку "Закрыто". Затем идёт смена кадра. Голландский бизнесмен сидит в кабинке и замечает на полу визитку "Клуба", он протягивает руку, чтобы поднять её. Тут его за руку хватает Пакстон и отрезает ему палец, затем выбивает дверь в кабинку и начинает топить его в унитазе, затем перерезает ему горло и уходит. На полу в луже крови остаётся визитка. Снова смена кадра. Пакстон в одиночестве уезжает на поезде. (время ВБ - 01:26:40, продолжительность - 197 секунд)
  • "режиссёрская" версия. После того как поезд с Пакстоном и голландским бизнесменом останавливается на платформе. Далее следует крупный план дочери этого бизнесмена, которая встречает его на платформе. Дочка радостно подбегает к папе, они обнимаются и идут в сторону туалета, Пакстон следует за ним. Отец отправляет дочь в женский туалет, а сам идёт в мужской, там он делает свои дела и когда моет руки замечает на умывальнике окровавленный скальпель. Он идёт к женскому туалету, ждёт дочь, но когда проходит слишком много времени, сам заходит и не находит её там. Он выкрикивая её имя бежит на платформу, а в отходящем от платформы поезде в окне видно как Пакстон увозит её с собой. (время РВ - 01:26:40, продолжительность - 218 секунд)

Больше о кино на моём Телеграм-канале.