281,4K подписчиков

За что расстреляли директора «Елисеевского» гастронома?

11K прочитали

Если официально, то это был Гастроном № 1, который находился на ул. Горького в Москве. Однако жители столицы называли магазин «Елисеевским» - как в дореволюционной России.

Если официально, то это был Гастроном № 1, который находился на ул. Горького в Москве. Однако жители столицы называли магазин «Елисеевским» - как в дореволюционной России.

Складывалось такое ощущение, что гастроном, действительно, был не из советской эпохи. Ведь, когда в стране возник почти тотальный дефицит – в конце 70-х – начале 80-х годов, то в «Елисеевском» было всё необходимое. И даже больше. Там можно было приобрести даже деликатесы. Впрочем, не для всех это счастье находилось в доступе.

В начале 80-х стало понятно, что плановая экономика даёт сбои. Как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Просчеты в кабинетах, проблемы с поставками привели к дефициту продовольственных товаров.

Я не склонна к тому, чтобы сгущать краски. В целом, советские люди не пухли от голода. Простые и питательные продукты можно было приобретать без всяких проблем. Другое дело, что люди так устроены: хотелось чего-то «вкусненького» - деликатесного. Поэтому искали, переплачивали, стояли в очередях и так далее. Хотя можно было, наверное, без этого обойтись.

Из провинции ездили в Москву за колбасой. Даже шутка такая появилась: «Длинное, зелёное, колбасой пахнет. Что это?».

Если официально, то это был Гастроном № 1, который находился на ул. Горького в Москве. Однако жители столицы называли магазин «Елисеевским» - как в дореволюционной России.-2

Ответ довольно оригинальный: «Электричка, которая едет из Москвы». Люди приехали в столицу, закупились колбасой и возвращаются домой. Так это было.

Вернёмся к «Елисеевскому». Он от просчётов в плановой экономике не пострадал. Но это была только видимость. На самом деле, полки магазина не пустели, а, наоборот, пополнялись деликатесными продуктами, потому что максимальные усилия к этому прилагал директор гастронома Юрий Константинович Соколов.

Он умел договариваться с поставщиками, одаривал нужных людей, делал всё, чтобы вверенный ему магазин был в порядке. За то и поплатился.

Может быть, не совсем за то, но поплатился. В 1984 году Соколова расстреляли.

Пока жив был Брежнев, вопрос о том, как снабжается магазин «Елисеевский», за счёт каких средств и договоренностей, не вставал. Соколов спокойно работал. Да, методы его деятельности были не социалистические, не коммунистические. Но можно говорить о том, что цель оправдывала средства.

Когда же к власти пришел Андропов, то многое поменялось.

Закрутили гайки

Часто можно встретить мнение, что из Андропова получился бы правитель, во многом похожий на Иосифа Виссарионовича Сталина. В том смысле, что при Юрии Владимировиче дисциплина и порядок были бы на очень высоком уровне.

Предпосылки к тому были. Можно вспомнить то самое «Елисеевское дело», о котором идёт речь в статье. Кроме того, Андропов начал серьезную борьбу с тунеядцами, прогульщиками. В будние дни патрули ходили по кинотеатрам, магазинам и прочим местам, если кого-то там встречали, шатающимся праздно, спрашивали: «Почему не на работе/не на учёбе?».

Если официально, то это был Гастроном № 1, который находился на ул. Горького в Москве. Однако жители столицы называли магазин «Елисеевским» - как в дореволюционной России.-3

Но Андропов ко времени, когда пришел ко власти, был человеком серьезно больным. Недуги не позволили ему в полной мере реализоваться. Советские люди говорили, что Андропов руководит страной с больничной койки. Так, по сути, и было.

Вернемся к Соколову и «Елисеевскому». Впрочем, нужно вспомнить про директора магазина «Берёзка» Авилова. Про супругу Соколова, которая в «Внешпосылторге» - в «Берёзке» - работала заместителем руководителя.

Первыми они попали под раздачу. А потом уже дело дошло и до Соколова.

И другие руководители пострадали. В частности, директор овощебазы Мхитар Амбарцумян. Этот человек штурмовал Рейхстаг, участвовал в параде Победы 1945 года. Суд не посчитал данные обстоятельства смягчающими. В 1986 году Амбарцумяна расстреляли.

Сложно судить, насколько это было правильным. Наверное, всё же нужно рассматривать каждый человеческий поступок отдельно. Воевал, брал Рейхстаг – молодец. Стал расхищать социалистическую собственность – преступник.

Дело Соколова

Юрия Константиновича арестовали. Его делом занимался Комитет государственной безопасности. МВД к расследованию не подпустили. На даче у Соколова нашли около 50 тыс. рублей.

Если официально, то это был Гастроном № 1, который находился на ул. Горького в Москве. Однако жители столицы называли магазин «Елисеевским» - как в дореволюционной России.-4

Арестованный пояснил, что это не его средства, что эти деньги предназначались другим людям.

Скорее всего, Соколов не врал. Как я указывала выше, директор «Елисеевского» щедро одаривал контрагентов, чтобы те поставляли ему оперативно лучшие продукты в самые короткие сроки.

Есть версия, что Юрий Константинович договорился с представителями следствия о снисхождении. Соколов обещал представить тетрадь, где были записаны все расчеты с контрагентами. Это было сделано на суде. Масштабы всех поразили.

Однако снисхождения Юрий Константинович не получил. Его расстреляли в 1984 году.