Судьба ученого. Откровенные диалоги с профессором А. Н. Ежовым. Часть 5

Брак Как Вы познакомились с Вашей супругой? Мы все жили на Стромынке, где находилось комплексное общежитие вузов г. Москвы.

Брак

Как Вы познакомились с Вашей супругой?

Мы все жили на Стромынке, где находилось комплексное общежитие вузов г. Москвы. Сейчас не вспомню сколько, но думаю, что не меньше, чем двадцать вузов расселяли там своих студентов.

На нашем этаже жили студенты Московского института управления. И я обращал внимание на одну стройненькую девушку, которую мы между собой почему-то называли тогда «венгерка». Она мне нравилась. Я учился на первом курсе, а она на третьем. Хотя по возрасту Лариса на три года младше меня – я 1946 года рождения, а она в 1949 родилась, но у меня было три года службы в армии, плюс в техникуме учеба на год дольше, чем в школе. Поэтому получилось так, что в институте она училась на два курса старше меня.

Я совершенно не умею знакомиться с женщинами. Поэтому просто ходил, смотрел, «облизывался» и все.

Ребята заметили, начали подшучивать по-доброму. Так прошло два года. А потом я узнаю, что у меня третий курс, а у нее пятый. И они должны уезжать на практику, а потом защита, получение диплома. Неизвестно встретимся ли мы еще когда-нибудь.

На фоне этих мыслей мы случайно, что называется «лоб в лоб», столкнулись на лестничной площадке. Сначала засмеялись, потом автоматически заговорили. Сказал, что надо нам поговорить. Лариса ответила, что сейчас спешит, если надо поговорить, то это отдельно нужно встретиться. За эти слова я ухватился: «А где? Когда?» Договорились через день встретиться у станции метро «Кировская». Так спонтанно мы друг другу назначили свидание.

Лариса Донская. 1967 г.
Лариса Донская. 1967 г.

И когда мы там встретились, не знаю даже, как это получилось, сразу предложил ей выйти за меня замуж. Надо сказать, что у меня до этого и мыслей таких не было, вообще был уверен, что никогда не женюсь, что я «одинокий волк», которому комфортно в одиночестве. Но вопреки всей этой уверенности такая фраза у меня вырвалась. А у нее вырвалось: «Я согласна». Слова мы произнесли, и мыслей отступить ни у кого из нас не возникло.

Начали обговаривать связанные с этим детали. Это было накануне Нового года – завершался 1970 год, наступал 1971. Поженились мы уже 5 марта 1971 года.

И вот после этого краткого представления я сразу предложил ей выйти за меня замуж, а она тут же согласилась.

Донские Александр Александрович,  Надежда Ильинична, Лариса (стоит), Наталья
Донские Александр Александрович, Надежда Ильинична, Лариса (стоит), Наталья

Где Вы стали жить после свадьбы?

Первое время в общежитии. Когда Лариса окончила институт, ее отправили работать в Красноармейск в Подмосковье. Тогда существовала система распределения выпускников. Какое-то время она жила там, а я в общежитии в Москве.

Потом я летом вкалывал на стройке, зарабатывал деньги, чтобы была возможность продолжить учебу на очном отделении. А Лариса на лето уехала в Белгород к родителям. Снимать квартиру и жить вместе мы фактически начали уже во время нашей учебы в аспирантуре.

Ваша старшая дочь родилась вскоре после того, как Вы поженились?

Да, Анжелика родилась в ноябре 1971 года. В детстве она несколько лет жила с родителями жены – своими дедушкой и бабушкой – в Белгороде.

Кем работала Ваша супруга?

Сначала инженером, потом в научно-исследовательском институте. После окончания института я поступил в аспирантуру Московского экономико-статистического института. А Лариса поступила в аспирантуру Московского института управления после того, как отработала два года по распределению.

Что представляло из себя обучение в аспирантуре в то время?

Ну не то, что было в последние годы, когда ее превратили в непонятную еще одну ступень высшего образования и когда в ней аспиранты тратят много времени на то, что не связано с их научным исследованием. В то время это включало в себя работу с научным руководителем, посещение занятий по кандидатскому минимуму – специальность, иностранный язык и философия.

Поскольку моя кандидатская была практически готова, все обучение в аспирантуре, включая защиту диссертации, заняло у меня полтора года вместо трех лет.

В то время по месту работы предоставлялось жилье. Вас это коснулось?

Еще в аспирантуре меня привлекли к преподаванию в Московском технологическом институте Министерства бытового обслуживания населения РСФСР. Он находился в ближайшем Подмосковье: на станции Тарасовская. Дали общежитие: комнату в деревянном бараке, в которой мы жили с 1975 года. Там были малопригодные для проживания условия, поэтому мы не могли привезти Анжелику. Стена зимой промерзала, было очень холодно, приходилось сидеть в пальто. Не было горячей воды, кухня одна на семь семей, и на эти же семь семей один туалет мужской и один женский.

Сразу после защиты кандидатской диссертации меня перевели на работу в ВАК СССР. Другого жилья при этом не дали. Почти три года я ездил на работу, тратя три с половиной часа на дорогу в одну сторону и три с половиной часа обратно. Лариса тоже работала в Москве, и испытывала те же самые трудности.

Ежова Лариса Александровна, 1972 г.
Ежова Лариса Александровна, 1972 г.

Когда жилищные условия нормализовались?

Во время моей работы в ВАК СССР мне выделили уже хорошее общежитие на Сиреневом бульваре в Москве. Это была фактически небольшая отдельная двухкомнатная квартира со всеми удобствами – душем, туалетом, горячей водой. Только кухня была одна на этаже. По сравнению с тем, с какого общежития мы начинали, эти условия жизни воспринимались как райские. И ездить на работу было уже не три с половиной часа, а час.

Появилась возможность привезти дочь от дедушки с бабушкой?

Да, и мы сразу ей воспользовались, привезли Анжелику. Потом мы получили отдельную двухкомнатную квартиру, в которой в 1982 году у нас родился сын Александр.

Семья Ежовых встречает 2024 год
Семья Ежовых встречает 2024 год