38,8K подписчиков

Классическая JRPG со 120 героями — обзор Eiyuden Chronicle: Hundred Heroes

Попытка автора Suikoden 2 повторить успех своей главной работы не увенчалась успехом

Попытка автора Suikoden 2 повторить успех своей главной работы не увенчалась успехом Ёситака Мураяма — создатель JRPG-серии Suikoden.

Ёситака Мураяма — создатель JRPG-серии Suikoden. Он ушёл из Konami в 2002 году под конец разработки третьей части, после чего серия быстро свернула не туда и в итоге бесславно закончилась. Но и сам Мураяма вне Konami ничего толком не добился. А куда обычно лежит путь разработчиков с громким именем, но без денег? Конечно же, на Kickstarter!

Eiyuden Chronicle: Hundred Heroes, духовная наследница Suikoden, собрала на краудфандинговой платформе $4,5 млн, став третьей наиболее успешной игрой на Kickstarter. Её мини-приквел, Eiyuden Chronicle: Rising, вышел в 2022-м, но разработка «большой» Eiyuden задержалась, и её релиз состоялся лишь в конце апреля 2024-го. Мураяма до этого события не дожил: он скончался в феврале. Hundred Heroes стала его лебединой песней, но достичь вершин, покорённых им же самим более 20 лет назад, Мураяма в ней так и не смог.

Попытка автора Suikoden 2 повторить успех своей главной работы не увенчалась успехом Ёситака Мураяма — создатель JRPG-серии Suikoden.-2

Что же это за серия Suikoden, на воскрешение которой игроки были готовы пожертвовать такие суммы? Первая её часть вышла в 1996 году и заложила основную идею цикла, вдохновившись классическим китайским романом «Речные заводи». В нём 108 отважных повстанцев бросили вызов злой империи и победили её — так же и в игре герой возглавлял сопротивление и собирал 107 соратников, чтобы изменить судьбу и «отменить» гибель товарища. Не все сто героев были бойцами: среди них нашлось место и поварам, и кузнецам, и гадалкам, и даже азартным игрокам. Все они селились в замке, который со временем рос в размерах.

Бои в Suikoden были пошаговыми с участием шестерых персонажей. Возможности у них были стандартными: атака, защита, предметы и магия в случае, если у конкретного героя была экипирована подходящая руна. По сюжету иногда приходилось участвовать и в дуэлях — например, с вражескими военачальниками, — и в масштабных тактических боях, в которых решались судьбы целых армий. И те, и те работали по правилу треугольника: поняв по реплике противника его задумку, игроку надо было выбрать подходящий тип атаки: например, выставить лучников против магов.

Попытка автора Suikoden 2 повторить успех своей главной работы не увенчалась успехом Ёситака Мураяма — создатель JRPG-серии Suikoden.-3

История в первой Suikoden была крайне простой: в противостоянии злой империи герой бегал по окрестным землям и заручался поддержкой местных феодалов и всевозможных фэнтезийных рас, попутно побеждая одного вражеского генерала за другим, а в финале брал столицу империи. Во второй же части сюжет был гораздо интереснее благодаря дальновидному и самоотверженному антагонисту, который был всегда на шаг впереди героя, работая по иную сторону фронта. Наконец, в третьем выпуске также был выдающийся антагонист, сопереживать которому было даже проще, чем героям, а повествование шло с нескольких точек зрения: мы видели разносторонний конфликт глазами различных его участников.

В плане задумки Eiyuden Chronicle: Hundred Heroes — почти полная копия Suikoden. Различия — лишь в числе персонажей (тут их, кстати, 120, а не 100, как можно подумать по названию) и нюансах дуэлей и тактических сражений. Подводит реализация: сюжет тут на уровне примитивной первой части, а никак не выдающихся второй и третьей.

Попытка автора Suikoden 2 повторить успех своей главной работы не увенчалась успехом Ёситака Мураяма — создатель JRPG-серии Suikoden.-4

Нова — новый рекрут в страже одного из городов на окраине Лиги Наций, непрочного содружества четырёх небольших стран. Сейн — молодой офицер в имперской армии, наследник дворянского рода. Случай сводит их на совместной миссии, однако отношения Лиги и Империи быстро портятся, и герои оказываются по разные стороны фронта.

Империю на путь завоеваний толкает амбициозный военачальник, узурпировавший в стране власть. Родной край Новы оказывается первым на пути превосходящей армии — и его правительница, поняв, что другие члены Лиги ей не помогут, поручает герою возглавить сопротивление. После чего он бегает по странам Лиги и окрестностям, стараясь заручиться поддержкой местных властителей и различных фэнтезийных рас, вербуя соратников и растя свой замок. Всё как в Suikoden. Первой.

Попытка автора Suikoden 2 повторить успех своей главной работы не увенчалась успехом Ёситака Мураяма — создатель JRPG-серии Suikoden.-5

Никаких премудростей в сюжете Hundred Heroes нет. Ни одной изюминки, ни одного сюрприза, ни одного неожиданного поворота. Все персонажи предельно прозрачны в своих намерениях, их характеры понятны по первым же репликам. Упором на двух героев Hundred Heroes старается походить на Suikoden 2, но явно проигрывает в важнейшем аспекте своему прообразу из 1998 года.

Да и общее количество персонажей, как можно было предположить, навредило качеству. У каждого есть одна яркая черта или особенность, и он выпячивает её в каждой своей реплике, не делая больше ничего. Опять же, в Suikoden 2 и 3 было достаточно персонажей ярких и даже неоднозначных. В Hundred Heroes Мураяма словно не старался.

Арт-дизайн у Hundred Heroes… странный. Обычно он держится в рамках стандартного фэнтези, но иногда выкидывает и вот такое
Арт-дизайн у Hundred Heroes… странный. Обычно он держится в рамках стандартного фэнтези, но иногда выкидывает и вот такое

Тут стоит сделать лирическое отступление и похвалить Eiyuden Chronicle: Rising, маленький приквел/спин-офф, вышедший двумя годами раньше. В нём простенький геймплей и огромное количество повторяющихся рутинных заданий, но они сопровождаются очень милыми диалогами небольшого числа персонажей, между которыми чувствуется химия. И следить за ними достаточно увлекательно, чтобы прохождение игры оставило положительные впечатления.

Незадача заключается в том, что Rising написал не Мураяма, а его друг Тадаси Сатоми, сценарист SMT: Digital Devil Saga и первых двух частей Persona. Можно с уверенностью говорить, что у Сатоми получилось лучше, а компактные размеры игры и ограниченное число персонажей лишь пошли ей на пользу. Так что если вы готовы потерпеть не лучший геймплей, то из двух «Эйюденов» советовать хотелось бы именно Rising.

Сайдквест с героями Rising — единственный момент в игре, где чувствуется, что у персонажей есть какая-то совместная история и они близки друг другу настолько, что готовы грубить — исключительно из заботы
Сайдквест с героями Rising — единственный момент в игре, где чувствуется, что у персонажей есть какая-то совместная история и они близки друг другу настолько, что готовы грубить — исключительно из заботы

Впрочем, не то чтобы в Hundred Heroes геймплей был особо хорош. За исключением парочки удобств вроде маркера на карте, обозначающего, куда дальше надо по сюжету, это буквально игра 1998 года. С рандомными боями, утомившими всех ещё в те давние времена. Они ничего интересного не несут и вызов не бросают: их впору проходить автобоем. Да вот только они занимают добрую треть хронометража игры при полной своей бестолковости: по традиции «Суикоденов» перекачаться в Hundred Heroes невозможно. За пару-тройку боёв любой персонаж достигнет уровня встречаемых монстров — и на этом же уровне останется даже после десятков сражений.

Подземелья в игре довольно длинные и часто изобилуют головоломками, заставляющими подольше побегать через бесполезные рандомные бои. Боссы зато заставляют отключить автобой и требуют ответственного подхода и иногда даже какой-то тактики.

Очерёдность ходов показывается перед тем, как вы подтвердите команды всем персонажам, чтобы в случае чего можно было переназначить задачи и, например, полечиться предметом пораньше
Очерёдность ходов показывается перед тем, как вы подтвердите команды всем персонажам, чтобы в случае чего можно было переназначить задачи и, например, полечиться предметом пораньше

Зато она не потребуется в тактических боях, как бы это ни было иронично. Сражения армий в Eiyuden Chronicle представлены максимально примитивно и не вызывают совершенно никакого интереса. Что же до дуэлей, то они немного изменились по сравнению с Suikoden: вместо подхода «камень-ножницы-бумага» тут остались просто атака и защита, которые нужно выбирать в ответ на конкретные реплики оппонента.

Но вот в чём дело: даже если вы выбрали верный вариант поведения, ваш герой потеряет немного здоровья. А если он не прокачан или плохо одет — много. Что может сделать дуэль непроходимой. Зачем в том, что, по сути, является мини-игрой, учитывать характеристики героя из нормальных боёв — загадка. Да, Suikoden тоже этим грещили, но зачем копировать очевидные недостатки?

Попытка автора Suikoden 2 повторить успех своей главной работы не увенчалась успехом Ёситака Мураяма — создатель JRPG-серии Suikoden.-9

Помимо различных сражений, тут есть ещё и множество мини-игр, участвовать в которых придётся (и много), чтобы собрать всех соратников. И гонки на песчаных кораблях, и битва волчков, и кулинарный чемпионат, и ККИ — все они в массе своей просты и незатейливы. Новые товарищи открывают в вашем замке всё новые забавы: что театральные постановки, что гонки странных яйценогов. При желании тут можно зависнуть надолго.

Вопрос разве что в том, возникнет ли это желание. Определённое удовольствие сбор сотни героев и постройка всё новых помещений в замке доставляют, однако персонажи сами по себе не особо интересны, а некоторые мини-игры слишком уж утомительны. А те, что неплохи (как, например, кулинарные дуэли), нужно пройти так много раз, что они успеют приесться.

Попытка автора Suikoden 2 повторить успех своей главной работы не увенчалась успехом Ёситака Мураяма — создатель JRPG-серии Suikoden.-10

Смотрится и звучит Eiyuden Chronicle: Hundred Heroes прекрасно. Она умело сочетает трехмерные декорации и спрайтовых персонажей — а боссы по необходимости бывают и спрайтовыми, и полигональными. Особенно хорошо выглядят дуэли: работа камеры, анимация и постановка в целом тут на высоте. Хотя игра могла бы выйти на какой-нибудь PS2, в те времена так умело со спрайтами не обращались.

Саундтрек тоже хорош и очень напоминает золотой век JRPG, а все сто с лишним персонажей озвучены на английском и японском. Между репликами на этих двух языках, однако, несложно заметить диссонанс — и после релиза в Сети возникло много вопросов к английской локализации касательно отсебятины локализаторов. Впрочем, они в основном стремятся сделать речь персонажей ярче на английском, оставаясь в рамках их характеров, и особого урона содержанию игры не наносят. Русский перевод тут есть, но он берёт за основу английский.

Попытка автора Suikoden 2 повторить успех своей главной работы не увенчалась успехом Ёситака Мураяма — создатель JRPG-серии Suikoden.-11

Eiyuden Chronicle: Hundred Heroes — неплохая попытка повторить успех Suikoden 2, достоверно воспроизводящая форму классической JRPG, но не достигающая качества её содержания. Второй и третий выпуски Suikoden запомнились неординарными сюжетами, неоднозначными персонажами и отлично прописанными антагонистами — а в Hundred Heroes ничего из этого не нашлось.

Оценка: 6/10