228,1K подписчиков

Как Петр Россию изменил?

590 прочитали

Реформы Петра I навсегда изменили ход российской истории — но к лучшему ли? Споры об этом ведутся до сих пор.

Россия накануне петровских реформ

Едва ли Пётр Великий «Россию поднял на дыбы», если бы не дела его предшественников и не усиление связей Московского царства с Западной Европой. Дед, Михаил Фёдорович, создал полки нового строя по европейскому образцу и под началом иноземных офицеров, батюшка его, Алексей Михайлович, приглашал иностранных врачей, аптекарей и ремесленников, заказал строительство парусного корабля «Орёл», Б. И. Морозов разработал первый воинский устав по западным образцам, а в 1652 г. в Москве появилась Немецкая слобода — там поселились «немцы», и там же позднее влюбился в Европу юный Пётр (не будь её, может, и Пётр никогда бы не стал тем Петром, какого знает история). Пока будущий император подрастал, фаворит царевны Софьи князь Голицын, которого Ключевский называл «ближайшим предшественником Петра», носил европейские одежды, знал немецкий и латынь, многое сделал для открытия в 1684 г. Славяно-греко-латинской академии с иностранными учителями.

И всё же Россия всё ещё жила стариной, заимствуя лишь очень немногое, и постепенно отстала технологически. Её экономика и армия уже не могли на равных соперничать с шведскими, английскими и голландскими. Московское царство конца 17 в. ещё вело амбициозную внешнюю политику во всех направлениях, но везде, кроме Сибири, перед ним стояли серьёзные противники: Турция, Швеция, Речь Посполитая.

Локомотивом преобразований стал сам царь с его бешеной энергией, живым умом, приверженностью цели, любовью к мореходству и уважением к Западной Европе. Только человек с его характером мог так решительно пойти против боярства и духовенства, мог преодолеть нежелание народа перемениться, только он мог заставить людей селиться на болоте, учиться и жить иначе, причём не только «за страх», но и «за совесть»: Пётр не боялся и умел вдохновлять.

Пётр I. Источник: commons.wikimedia.org
Пётр I. Источник: commons.wikimedia.org

Суть петровских реформ

Когда Пётр взял бразды правления в свои руки, он наконец занялся тем, к чему так долго готовился в потешных полках — к войне и выходу к любимому морю. В 1696 г. он взял Азов. Сохранение города «под высокой рукой» царя и строительство нового флота для дальнейшей борьбы с турками требовало многого — кораблестроителей, денег, купцов, солдат и моряков. К тому моменту он уже знал, что истоки его будущего могущества лежат на Западе. Чтобы получить квалифицированных мореходов, в 1696 г. Пётр послал учиться в Европу несколько десятков знатных юношей. А потом отправился туда и сам — в Великое посольство 1697−1698 гг., организованное его другом Лефортом.

В то время царь ещё не думал о том, чтобы подвергнуть Россию коренным преобразованиям. Нет, перед ним стояли куда более узкие и практичные цели: провести дипломатическую разведку (на предмет поиска союзников), пригласить иностранных специалистов, обучиться кораблестроению, познакомиться с европейским миром и военным делом, чтобы затем реформировать армию и создать флот. Но в ходе посольства Пётр обрёл гораздо больше, чем планировал. Он убедился в том, что Россия отстала далеко не только в военном отношении, почувствовал силу западноевропейской цивилизации и воспринял идеи рационализма — веру в могущество знания и человеческого разума.

Царь вернулся в Москву с желанием видеть Россию европейской страной — богатой, с заводами, верфями, школами и театрами. Он намеревался обучить своих подданных и вывести русское царство в первый ряд держав. Как это сделать? Всё просто — нужно позаимствовать у Европы всё лучшее, что у неё было, и отринуть старое — отжившее, косное и медлительное. Правда, эти мысли не превратились пока в его сознании в план полного переустройства государства. Сперва он занялся тем, чем и собирался ранее, до Великого посольства — подготовкой к войне за выход России к морю.

Пётр I в одеянии корабельного плотника в годы Великого посольства. Источник: commons.wikimedia.org
Пётр I в одеянии корабельного плотника в годы Великого посольства. Источник: commons.wikimedia.org

В 1699 г. Пётр пригласил в Россию английских учителей математики, инженерии и морского дела, затем начал собирать войска, а в 1700 г. объявил Швеции войну. Эта война предопределила ту последовательность, с которой шли основные реформы. Она заставила Петра сосредоточить все усилия на армии и флоте.

Военная реформа Петра I

Разгром русских войск шведами в битве при Нарве в 1700 г. показал, что поместная армия даже при поддержке гвардейских полков, построенных по европейскому образцу, неспособна противостоять воинам Карла XII. Пётр понял, что нужна военная организация, основанная на новых принципах. В старой армии дворянин и его отряд могли не тренироваться накануне войны, дворянин мог не явиться в назначенный срок на сбор, моя явиться не по форме («конно, людно и оружно»), мог занимать не соответствующую его знаниям должность, мог пренебрегать уставом, использовал не унифицированное оружие. В случае с регулярным войском всё это было исключено. В 1705 г. Пётр ввёл рекрутскую повинность — основу комплектования регулярной армии, профессиональной, занятой военной подготовкой даже в мирное время.

Кроме того, армия получила новое обмундирование, новое стандартное для каждого рода войск вооружение (фузеи, шпаги, алебарды, палаши, пистолеты и т. д.), тактическую выучку и дисциплину. Важным нововведением стала полная отмена местничества (не только в армии, но и на гражданской службе) — производство в офицеры не по знатности происхождения, а по заслугам; Пётр лично контролировал с 1714 г., чтобы все офицеры имели опыт службы солдатом в гвардейском полку. Важной частью военных преобразований стало также учреждение офицерских и морских школ для обучения командиров.

Русская армия сражается под Полтавой. Источник: commons.wikimedia.org
Русская армия сражается под Полтавой. Источник: commons.wikimedia.org

В отличие от армии, флот Пётр не реформировал — он его основал, и также на регулярных принципах. Азовская флотилия была первым удачным опытом, за которым последовало создание Балтийского флота, любимого петровского детища. Первые корабли «в оборону и на отпор против неприятельских свейских войск» начали строить в 1702 г. В 1704 г. Пётр основал Адмиралтейство. Через несколько лет Балтийский флот перешёл уже в наступление; русские научились строить линкоры и фрегаты, а также пользоваться предложенной Петром тактикой — натиска галер на крупные корабли с последующим абордажем. Голландские, английские, датские, венецианские и греческие моряки обучили морскому делу русских.

Когда завершилась война со Швецией, Балтийский флот насчитывал 29 линейных кораблей, 6 фрегатов и более 200 галер. Ещё около 80 военных кораблей стояло на Каспийском море. Россия превратилась в морскую державу.

Гренгамское сражение. Источник: commons.wikimedia.org
Гренгамское сражение. Источник: commons.wikimedia.org

Административные реформы Петра I

Система управления Московского царства не соответствовала решительному стилю Петра. Пока медлительные и склонные к интригам бояре исполнят его распоряжения, пока всё будет проконтролировано на местах воеводами, пройдут годы… Так что Боярскую думу царь практически перестал собирать уже в начале 1700-х гг. (последний раз дума заседала в 1704 г.) и в 1701 г. перенёс управление государством в «консилию» — совет министров. Спустя десять лет консилию заменил «правительствующий» Сенат из девяти человек. Сенаторы занимались контролем министров (а после появления коллегий — их президентов), управляли торговлей, следили за пополнением казны, разрабатывали законы, набирали дворян в офицеры. В общем, правили страной, пока Пётр занимался военными и иными делами. Они принимали свои решения коллегиально, что, по замыслу самодержца, служило предохранителем против произвола или глупости. С той же целью генерал-прокурор Сената надзирал за работой государственных учреждений.

Губернаторы, возглавлявшие их, собирали налоги, вершили суд, набирали рекрутов, обеспечивали поставки различных товаров для армии и флота, содержали приписанные к ним полки. Губернии впоследствии разделили на провинции (волости) и дистрикты (уезды).

Когда стало ясно, что армия и флот уже в достаточной степени реформированы, в конце 1710-х гг., Пётр решил завершить и преобразование государства «и сие в таковой же порядок привесть, как и воинское дело». Вдохновение царь черпал в шведской государственной системе.

Реформы государственного управления

Новая система управления государством была выстроена к 1722 г., когда Пётр ввёл коллежские и Генеральный регламенты и установил соподчинённость элементов этой системы: император — Сенат — коллегия — губерния — провинция — уезд. Эта государственная модель в целом сохранялась до 1905 года.

У торца здания 12 коллегий в начале 18-го в. Источник: commons.wikimedia.org
У торца здания 12 коллегий в начале 18-го в. Источник: commons.wikimedia.org

Пётр увенчал государственные преобразования провозглашением России империей в 1721 г. (и себя — императором) и Указом о престолонаследии 1722 г. — отныне император вправе был завещать права на престол.

Экономические реформы Петра I

Одним из способов изыскать деньги на войну и реформы стало введение в 1703—1706 гг. новых монет: рубль, полтина, полуполтина, гривенник, пятак и алтын (серебряные), копейка и полушка (медные). Уменьшение веса серебра в монетах и распространение копеек позволило увеличить доход казны. Со временем, однако, положительный эффект нововведения сошёл на нет, так как новые деньги обесценились, а значительная часть государевых средств разворовывалась.

Налоговая реформа

Период правления Петра отличался постоянным введением и увеличением новых налогов — на гербовую бумагу, на бороду, на дубовые гробы, рекрутский и корабельный налог, рыбные, медовые, банные и прочие сборы. Завершились налоговые преобразования заменой подворной подати на подушную: прежде налоги взимались с одного двора, а отныне — с каждого взрослого мужчины податного сословия. Крестьяне платили 74 коп. в год (если они были помещичьи) и 1 руб. 14 коп. в год, если они государственные. Ровно столько же платили мещане. Это позволило увеличить доходы казны почти в два раза. Для введение подушной подати потребовалось провести поголовную перепись (1718−1724 гг.) населения.

Церковная реформа Петра I

Эта реформа поставила точку в истории соперничества светской и духовной власти в России. Сражение это уже фактически выиграл его отец, когда усмирил Никона, но потенциально церковь всё еще оставалась угрозой для самодержавия. Как писал позднее архиепископ Феофан Прокопович, немало подданных Петра воспринимало патриарха как «второго Государя, Самодержцу равного».

В 1700 г. скончался патриарх Адриан, человек, который открыто выступал против преобразований в европейском духе. Чтобы не иметь проблем с преемником Адриана, Пётр попросту не позволил церкви избрать нового патриарха. Вместо этого был избран «местоблюститель патриаршего престола» — рязанский митрополит Стефан Яворский, человек из Киева и в Москве новый, без большого числа крепких связей, а оттого покорный монаршей воле.

Царь подчинил церковь государству окончательно, передав её имущество в ведение государства. В 1721 г. патриаршество и вовсе было упразднено, церковью начала управлять Духовная коллегия (Святейший Синод), в которой сидели царские назначенцы; управлял Синодом обер-прокурор. Сократилось и число священников — по норме 1 поп на 150 дворов, — и число монахов, которых Пётр считал бесполезными для государства.

Сенат и Синод, 19-й в. Источник: commons.wikimedia.org
Сенат и Синод, 19-й в. Источник: commons.wikimedia.org

Сословные реформы Петра I

Московское царство очень долго страдало от старинного недуга — местничества, принципа продвижения по службе в зависимости от знатности происхождения человека, а не от его заслуг или способностей. Пётр с этим покончил и вместо родового боярства стал опираться на дворянство. Всякий дворянин обязан был служить — в армии или в государственном аппарате, причём с самых нижних ступеней служебной иерархии. Занять высокое положение, не побывав «внизу», было немыслимо, а продвинуться по службе можно было благодаря заслугам. «Знатное дворянство по годности считать», — говорил царь.

Для упорядочения служебной системы Пётр ввёл в 1722 г. Табель о рангах — систему военных и гражданских чинов из 14 ступеней. Подданный любого сословия, дослужившийся до 8 ранга на гражданской службе (коллежский асессор), становился потомственным дворянином, что позволило царю набирать талантливых людей в госучреждения, а дворян на военной службе — мотивировать к достижениям ради карьерного роста.

Борьба с психологией местничества потребовала от Петра не только законодательных нововведений, но и огромной работы по перевоспитанию знати. Он и сам считал, что служит государству — просто на посту царя, и требовал такого же подхода от других. Чтобы подать пример служения государству, Пётр сам работал плотником (при этом слушался начальства Адмиралтейства), инженером, токарем, кузнецом и пушкарём, сам служил на флоте и в армии, постепенно получая одно звание за другим, пока не стал генералом и адмиралом. Это сработало — ведь ежели сам царь не пользуется своим положением, то и другим не пристало пытаться, иначе можно и гнев на себя навлечь, а Пётр в гневе был страшен.

Табель о рангах. Источник: commons.wikimedia.org
Табель о рангах. Источник: commons.wikimedia.org

Так Пётр, по выражению историка Е. В. Анисимова, «организовал дворянство», создал его как сословие заново, резко ограничив его права по сравнению с 17-м в.

Реформы культуры и образования

«Славные наши учёные люди будут писать книги о всяких науках, которые прикажу я переводить на наш язык: выберу и поручу им молодых людей, которых они должны будут учить наукам по своим книгам и приготовлять их к тому, чтобы они могли других учить тем наукам», — так видел Пётр свою целью в отношении образования. Первым делом, это, конечно, касалось офицерских и морских школ: в 1701 г. открылась Школа математических и навигацких наук, в 1715 г. — Морская академия, в 1707 г. — Госпитальная школа; открылись 42 цифирные школы, школа гардемаринов, гарнизонные, адмиралтейские, артиллерийские, пушкарские, Военная инженерная, реальные и другие школы, мореходное училище. В 1700—1725 гг. около тысячи русских учились за границей, всё время издавались на русском языке различные книги. Чтобы побудить дворян учиться, в 1714 г. Пётр запретил жениться дворянским детям, не получившим начального образования; необразованным не позволялось также получить офицерскую должность или видный пост на гражданской службе.

В дополнение к школам Пётр открыл первый в России музей — Кунсткамеру (1714), военно-морской и артиллерийский музеи и первую общественную библиотеку (1714). В 1703 г. началось издание первой печатной газеты «Ведомости» — дабы рассказывать подданным о происходящем в государстве. Для упрощения процесса обучения царь ввёл в 1710 г. гражданскую азбуку — упрощённый шрифт для печати нецерковных книг, а также арабские цифры (вместо сложной буквенной цифири).

Кунсткамера. Источник: commons.wikimedia.org
Кунсткамера. Источник: commons.wikimedia.org

Немало перемен произошло в области культуры и быта русского общества. В Россию пришёл стиль барокко, распространилась мода на западноевропейскую одежду, русские люди начали говорить на иностранных языках, читать научную и развлекательную литературу, участвовать в ассамблеях, бриться, смотреть театральные представления. В свете стали играть более видную роль женщины.

Нововведения в календаре и времени

1699-й год завершился сменой календаря — Пётр приказал следовать европейскому летоисчислению от Рождества Христова (а не от сотворения мира), а новый год отсчитывать от 1 января. Единственное, что теперь отличало русский календарь от западноевропейского, — он был юлианским, а не григорианским.

Итоги и значение петровских реформ

Он, действительно, не мог бы представить в начале правления, к чему приведёт его бурная реформаторская деятельность. Он преобразил почти всё — облик страны, дух, культуру, её место в мире, народ, будущее. Россия встала на путь, который привёл её к великим свершения и великому вкладу в цивилизацию.

Пётр под Полтавой. Источник: commons.wikimedia.org
Пётр под Полтавой. Источник: commons.wikimedia.org

Вместе с тем реформаторская деятельность Петра Великого имеет противоречивый характер: его преобразования вывели Россию из одного кризиса, но обрекли её на погружение в новый. При Петре усилился крепостнический гнёт, и сам он правил так, как помещик правит своими крепостными. Великий император действительно многому научил Россию — но учил он её палкой и угрозами. Он был так же нетерпим к инакомыслию, как и его предшественники. Пётр не осознал, что логичным продолжением его реформ будет (и должно быть) стремление человека к самостоятельности, инициативе, свободе, а значит, потребуются и серьёзные политические изменения. Он хотел видеть в своих подданных европейцев, но не допустил того, что составляло суть и основу европейского образа жизни: местного самоуправления, достоинства, личной свободы… Он вёл страну по новому пути старым способом, считая народ неспособным делать верный выбор, и оставался убеждён в этом до конца своих дней.

Пётр понимал, что созданное им государство растёт и становится слишком сложным, чтобы им эффективно руководил один самодержец (он сам говорил: «Возможно ль одному человеку за так многими усмотрить!»). Однако он не задумывался о том, что можно наделить общество какой-то долей власти. Пётр лишь неформально разделил эту власть с узкой группой лиц, зависевших только от его воли, а так как «усмотрить» за всеми невозможно, коррупция цвела пышным цветом и тормозила развитие России.

Хуже того, при нём дворянское сословие обрело такое могущество, которое, не будучи регламентированным и поставленным под какой-то контроль, позволило дворянам в течение 18-го в. подчинить государство своим интересам и помешало империи своевременно решить ключевые социальные проблемы (прежде всего, конечно, проблему крепостного права).

Подробнее