228,4K подписчиков

Личный капиталист Ленина

Ещё молодым человеком Арманд Хаммер обладал концессиями в Советской России и участвовал в финансировании операций Коминтерна.

«Ленина называли безжалостным и фанатичным, жестоким и холодным. Я отказываюсь этому верить. Именно благодаря своему неотразимому человеческому обаянию, привлекательности и полному отсутствию претенциозности или эгоизма ему удалось достичь величия, объединить своих соратников».

Так оценивал личность вождя русской революции американский бизнесмен Арманд Хаммер в своих мемуарах. Его биография была тесно связана с СССР и советскими лидерами — от Ленина до Брежнева, а средства предпринимателя активно вкладывались в экономику «оплота социализма».

Потомок эмигрантов из России

Арманд (имя носило символическое значение: на английском получалась фраза Arm and Hammer — рука и молот) родился в семье еврейского эмигранта Джулиуса Хаммера в 1898 году. Его отец вместе с семьёй молодым человеком покинул Одессу и перебрался сначала в Коннектикут, а оттуда, в 1892 году, в Нью Йорк. Дед Арманда, Якоб Хаммер, был торговцем и ещё до эмиграции довольно часто бывал в Соединённых Штатах. На новом месте жительства Юлиус устроился на работу в аптеку. Видимо, не без помощи своего отца, Якоба, впоследствии он открыл целую сеть пунктов продажи лекарств в Нью-Йорке. Несмотря на хорошее материальное положение, Джулиус увлёкся социалистическими идеями и даже вступил в Социалистическую партию Америки. Там он познакомился со своей женой и будущей матерью Арманда, Розой Липшиц.

Повзрослевший юноша с помощью отцовских денег смог поступить на медицинский факультет Колумбийского университета. Предполагалось, что он продолжит дело отца и будет развивать аптечную фирму вместе с ним — тем более, что она приносила неплохие доходы. Однако у бизнеса была и обратная сторона медали.

Будучи в Европе на одном из съездов социалистических партий, Джулиус Хаммер познакомился с харизматичным и активным российским политиком. Американский бизнесмен оказался впечатлён его речами и идеями. Этим социал-демократом был Владимир Ленин. После 1917 года, когда большевики захватили власть в России, они отправили в США своего представителя, Людвига Мартенса, для дипломатической и экономической деятельности. В Нью-Йорке было образовано Русское советское правительственное бюро, тесно связанное с американскими коммунистами. Джулиус Хаммер стал консультировать большевистских дипломатов в финансовых вопросах. Одновременно он участвовал в продаже ювелирных изделий, которые вывозились из Советской России. В 1921 году Хаммер после раскола в Социалистической партии Америки вошёл в новую политическую организацию — Коммунистическую партию, которая стала неофициальным проводником политики большевиков.

Ещё молодым человеком Арманд Хаммер обладал концессиями в Советской России и участвовал в финансировании операций Коминтерна. «Ленина называли безжалостным и фанатичным, жестоким и холодным.

Людвиг Мартенс. (Wikimedia Commons)

Капиталист-коммунист

Ещё будучи студентом, Арманд Хаммер помогал своему отцу управлять фирмой «Allied Drug». Сколотить неплохое состояние медицинской компании помог сухой закон. В условиях прекращения продажи спиртных напитков у любителей горячительного стала пользоваться популярностью имбирная настойка. Впоследствии Хаммер вспоминал, что он взял кредиты в банках для того, чтобы закупать имбирь из-за рубежа. Это возымело эффект — фирма стала получать стабильный и высокий доход, а Арманд превратился в студента-миллионера.

В 1920 году фирма полностью осталась на попечении Хаммера. Его отец попал в тюрьму за проведённую операцию по прерыванию беременности над женой русского дипломата Марии Оганесовой. Из-за осложнений, вызванных гриппом, она скончалась. Джулиус был арестован и приговорён к тюремному заключению сроком в 3,5 года. Существует версия, что на самом деле операцию провёл Арманд, а отец взял вину за случившееся на себя. Так или иначе, но руках сына оказалась не только фирма, но и обязанности в связи с деятельностью Коммунистической партии и работой большевистского представительства в Нью-Йорке.

В 1921 году Арманд Хаммер отправился в Советскую Россию. К этому времени он закончил университет и начал добавлять к своей фамилии приставку «доктор», хотя врачебную практику он оставил. Впоследствии в воспоминаниях Хаммер утверждал, что думал над продолжением научной карьеры, но известия о разразившемся в Советской России голоде указали ему путь. На самом деле поездка в Москву и встреча с Владимиром Лениным носила деловой характер. Коммунистическая партия Америки финансировалась в том числе фирмой Хаммера. Арманд, как и отец, помогал большевикам в продаже ценностей — на эти деньги в Россию закупалось промышленное оборудование и продовольствие. Помимо этого, ФБР обладало информацией о том, что Хаммер работал коминтерновским курьером.

Ещё молодым человеком Арманд Хаммер обладал концессиями в Советской России и участвовал в финансировании операций Коминтерна. «Ленина называли безжалостным и фанатичным, жестоким и холодным.-2

Владимир Ленин. (Wikimedia Commons)

Концессии и драгоценности

Арманд Хаммер тесно свяжет свою биографию с Советской Россией вплоть до 1930 года. Он стал одним из первых западных предпринимателей, воспользовавшихся началом Новой экономической политики. В октябре 1921 года Хаммер подписал с большевиками концессионный контракт, по которому в его временное пользование перешли асбестовые рудники у Алапаевска. В 1925 году бизнесмен принял участие в создании предприятия письменных принадлежностей — будущей фабрики им. Сакко и Ванцетти. Для этого Хаммер даже был вынужден брать займы в советском банке.

Этим деятельность предпринимателя не ограничивалась. Он продавал Советской России медицинские товары, в которых страна особенно сильно нуждалась после окончания Гражданской войны. В обмен на драгоценности из Гохрана Хаммер закупал и транспортировал в Советскую Россию продовольствие. Специально для этих целей в 1922 году в Нью-Йорке была основана компания Allied American Corporation, которая специализировалась на коммерческих связях с большевиками. Через неё советское правительство заключало большое число контрактов с западными фирмами.

Ещё молодым человеком Арманд Хаммер обладал концессиями в Советской России и участвовал в финансировании операций Коминтерна. «Ленина называли безжалостным и фанатичным, жестоким и холодным.-3

Музей Хаммера в Лос-Анджелесе. (Wikimedia Commons)

Концессии приносили Хаммеру миллионные прибыли. Бизнесмен много времени проводил в Москве, где находился офис Allied American Corporation, и контролировал деятельность своих предприятий. Во второй половине 1920-х годов иностранные концессии постепенно прекращали свою деятельность. Советское руководство взяло курс на проведение форсированной индустриализации за счёт внутренних ресурсов. Поэтому Хаммеру пришлось распрощаться с асбестовыми рудниками и фабрикой письменных принадлежностей.

Однако на этом его сотрудничество с Москвой отнюдь не завершилось. Напротив — появились новые возможности для приумножения капитала. В 1930 году он достиг договорённости с советским руководством о продаже антикварных предметов на Западе. Часть вырученных средств Хаммер оставлял себе в качестве неустойки за отобранные концессии. В 1931 году в Нью-Йорке открылся аукцион, на котором были выставлены предметы из советских музеев. Прибыли, однако, он не принёс. Тогда Хаммер стал действовать через крупные американские магазины и прибегать к помощи частных коллекционеров. Это помогло — к 1935 году бизнесмен смог выручить миллионы долларов за экспонаты Оружейной палаты и других хранилищ ценностей СССР. При этом официально Хаммер считался настоящим владельцем проданных предметов искусства. К началу Второй Мировой войны все вывезенные ценности были распроданы.

Друг Советского Союза

Тогда же Хаммер меняет официальную сферу своей деятельности. Его заинтересованность распространилась на разработку нефтяных месторождений на территории США — он вкладывает значительные средства, инвестируя в добывающую промышленность. В 1957 году он возглавил крупную нефтяную компанию Occidental Petroleum. После отмены сухого закона Хаммер приобрёл несколько крупных производителей алкоголя.

При этом бизнесмен сохранял контакты с советскими лидерами и вкладывал деньги в советскую экономику: при его непосредственном участии были построены аммиачные заводы в Тольятти, Одессе и Вентспилсе. В 1980 году в Москве открылся Центр международной торговли — средства на здание также выделил Хаммер.

Ещё молодым человеком Арманд Хаммер обладал концессиями в Советской России и участвовал в финансировании операций Коминтерна. «Ленина называли безжалостным и фанатичным, жестоким и холодным.-4

Арманд Хаммер [в центре], 1982 г. (Wikimedia Commons)

Предприниматель считался большим другом советских руководителей — Леонида Брежнева и Юрия Андропова. Хаммер выполнял функции неофициального посредника в контактах лидеров США и СССР в годы Холодной войны. Он активно участвовал и в политической жизни Соединённых Штатов, причём иногда нелегальными способами. Репутация Хаммера оказалась серьёзно испорчена в связи со знаменитым Уотергейтским скандалом. Он пожертвовал через посредников в общей сложности около 100 тыс. долларов на предвыборную кампанию Ричарда Никсона и был осуждён за это. Правда, позднее, в 1989 году, предприниматель был помилован занимавшим тогда пост главы государства Джорджем Бушем — старшим.

Арманд Хаммер скончался от рака костного мозга в 1990 году. В последние годы жизни он жертвовал значительные средства на благотворительность, однако его имя всё равно ассоциировалось с Советским Союзом. Впрочем, своего благоприятного отношения к России бизнесмен не скрывал — во многом этому были посвящены его мемуары, ещё при жизни Хаммера опубликованные в СССР.