69,2K подписчиков

Вера Мухина. Создатель символов целой страны

Она училась у скульптора-самоучки, вдохновлялась Бурделем и Роденом, соотечественником-космистом Юоном. Но "выросла" в самобытного, с узнаваемым стилем, автора, мастера, гения.

Она училась у скульптора-самоучки, вдохновлялась Бурделем и Роденом, соотечественником-космистом Юоном. Но "выросла" в самобытного, с узнаваемым стилем, автора, мастера, гения. Создавшего, в числе прочих, шедевральных "Рабочего и колхозницу", до сих пор прочно ассоциирующихся с величием, историей, духом огромной страны. За свою творческую деятельность Вера Игнатьева удостаивалась одной только Сталинской премии...пять раз!

Вера Игнатьевна Мухина родилась 1 июля (19 июня по старому стилю) 1889 года в Риге в семье потомственных купцов. Как это часто бывает, несчастье поспособствовало положительным подвижкам в судьбе будущей художницы и скульптора. Когда Вера была совсем маленькой, умерла от туберкулеза ее мать, Надежда Вильгельмовна. Отец Игнатий Кузьмич, купец и меценат, логично опасаясь за здоровье дочери, по совету доктора отправил девочку на юг, в Феодосию. Вплоть до смерти отца в 1904 году Вера с сестрой жили в Крыму. Где Вера, с детства проявившая любовь к искусству, и начала обучаться рисунку и живописи.

Она училась у скульптора-самоучки, вдохновлялась Бурделем и Роденом, соотечественником-космистом Юоном. Но "выросла" в самобытного, с узнаваемым стилем, автора, мастера, гения.-2

После, уже молодой девушкой, окончившей гимназию в Курске, где ее с сестрой взяли на воспитание дядя и тетя, Вера приехала в Москву. Где продолжила занятия - здесь живописи она училась в мастерской художника Константина Юона, а после в студии скульптора Нины Синицыной, сделавшей, что называется, себя саму. В определенной степени тот факт, что Синицына была, по сути, самоучкой, помогло и Вере интуитивно нащупать свой собственный метод, стиль, художественный язык.

...В юности образ Веры вполне соответствовал ее времени - эпохе Серебряного века, времени таинственного, яркого, рокового. Но судьба внесла свои коррективы. В возрасте 23 лет с Верой произошло несчастье - катаясь на санках, попала в самую настоящую аварию, в результате которой пострадало лицо молодой девушки. Ни множественные операции, ни последующая терапия не помогли вернуть ей прежний облик.

Она училась у скульптора-самоучки, вдохновлялась Бурделем и Роденом, соотечественником-космистом Юоном. Но "выросла" в самобытного, с узнаваемым стилем, автора, мастера, гения.-3

Черты Черы приобрели некоторую грубость, "рубленость" черт. Что ж, Вера Игнатьевна все силы бросила на творчество, сосредоточившись на работе. Хотя на личную жизнь это никак не повлияло - в 1918 году Вера вышла замуж за талантливого врача и ученого, создателя первого в мире промышленного препарата гормональной терапии, Алексея Андреевича Замкова.

С мужем
С мужем

В семье родился сын Всеволод, ставший впоследствии физиком.

С сыном
С сыном

К тому же на творческое становление Мухиной повлияла учёба во Франции под началом Эмиля Бурделя, а также поездка в Италию. Эта страна являет торжество искусства скульптора, чем Мухина не преминула воспользоваться. В своем путешествии Вера неизменно вдохновлялась шедеврами Возрождения, в первую очередь Микеланджело. Вот эти жилки, вены, словно с пульсирующей прямо сейчас кровью - в реалистичных, запечатлённых в динамике фигурах, мы увидим позже в творчестве самой Мухиной. Сочетание античного величия, ренессансного жизнелюбия, технологий и опыта мастеров, накопившихся к рубежу 19-20вв - все сошлось в руках этой хрупкой, но умелой, с тонким вкусом, женщины.

Однако на передний план скульптура вышла не сразу. Во время Первой мировой Мухина работала в военном госпитале, в годы Гражданской войны занималась любой деятельностью, связанной с иллюстрацией: оформляла выставки, журнальные обложки, делала эскизы театральных костюмов.

Графика Мухиной
Графика Мухиной

Один из эскизов костюмов
Один из эскизов костюмов
...и еще один
...и еще один

После революции государство стало снабжать заказами художников всех мастей, задавая тон в соответствии с идеологией молодой страны.

Одежда, кстати, ― ещё одна веха в творческом пути Мухиной. Вера участвовала в создании парадной формы Красной армии, разрабатывала модели элегантной женской одежды из простых материалов. В тридцатые годы Мухина вошла в состав художественного совета Московского дома моделей одежды. Тогда же случилась настоящая - на долгие годы - дружба с соратницей по искусству, модельером Надеждой Петровной Ламановой. Мухина и Ламанова в 1925 году выпустили совместный альбом «Искусство в быту». В советские дамы получили инструкции, благодаря которым могли больше узнать о тканях и фасонах, а также самостоятельно сшить красивую одежду.

Из того самого альбома
Из того самого альбома

...Становление Веры Игнатьевны именно как скульптора началось с участия в «Ленинском плане монументальной пропаганды» - создания серии городских памятников.

Вера Мухина стала, по сути, не только и не столько (хотя этого достаточно!) великим художником. Она стала символом молодого государства, взявшего за основу равенство, свободу, самые невероятные возможности для всех, вне зависимости от происхождения, возраста, статуса и пола. Она была женщиной, чье мастерство сразу и высоко оценили в родной стране, а затем и по всему миру.

Одну из первых признанных своих скульптурных работ Вера сделала для выставки к десятилетию Октябрьской революции. Это была "Крестьянка".

Скульптура отличалась от привычных представлений...Казалось, фигура труженицы села далека от совершенства...Однако в этом была метафора: потрудившись (у ног женщины лежит серп), крестьянка крепко стоит на земле, всё в ней говорит об уверенности и достоинстве. Она как никогда свободна, сильна и спокойна. Нет больше гнета и унижений. Есть труд и воля.

"Крестьянка"
"Крестьянка"

Работа была представлена и на Международной выставке в Венеции. Первый бронзовый отлив «Крестьянки» приобрёл Ватиканский музей.

Скульптура «Хлеб» расположена в парке Дружбы в Москве. Уже после смерти Мухиной, в 1957-м, были созданы статуи по остальным эскизам. Скульптура «Плодородие» тоже расположена в парке Дружбы, «Земля» и «Вода» (или «Море») установлены на Фестивальной площади Москвы.

"Хлеб"
"Хлеб"

Но, конечно же, имя Веры Мухиной напрямую связано с легендарным проектом, который она создала для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже - "Рабочий и колхозница".

Она училась у скульптора-самоучки, вдохновлялась Бурделем и Роденом, соотечественником-космистом Юоном. Но "выросла" в самобытного, с узнаваемым стилем, автора, мастера, гения.-12

При этом, идея композиции принадлежала архитектору Борису Иофану, Мухина же воплотила её в жизнь. Эта 24-метровая статуя олицетворяет единство пролетариата и крестьянства, триумф труда. Мужчина и женщина, держащие серп и молот, запечатлены в стремительном порыве, они символизируют уверенное движение советского народа навстречу будущему. Изначально фигуры были обнажёнными ― их «одела» проверяющая комиссия от партии. Сейчас скульптура «Рабочий и колхозница» расположена у северного входа ВДНХ в Москве.

В конце тридцатых Мухина начала работать над композицией «Пантеон лётчиков». Её основой должна была стать фигура Икара ― первого человека, который решился взлететь. Однако началась Вторая мировая, и скульптор приостановила работу над проектом.

Позднее Мухина всё же продолжила работу, и фигуру «Икара» представили на выставке в 1944 году. Как порой случается с великими произведениями искусства, с "Икаром" произошел грустный, но поистине курьезный случай. Скульптуру оценили не только зрители и критики. В 1944 года, прямо с выставки ее украл неизвестный посетитель, буквально оторвав от постамента. К счастью, сохранилась копия в личной коллекции Веры Игнатьевны. В начале пятидесятых Мухина восстановила проект, сделав два экземпляра (видимо, на всякий случай, "с запасом") из бронзы.

...В 1952 году Вера Мухина начала работу над статуей «Мир». Это женщина, которая в одной руке держит земной шар со взлетающим голубем, а другой придерживает сноп пшеницы ― символ плодородия и благополучия. При этом, Вера Игнатьевна не успела закончить работу над «Миром».

"Мир"
"Мир"

Проект завершили уже после её смерти коллеги Сергей Круглов и Александр Сергеев. Скульптура увенчала крышу планетария в Сталинграде (нынешний Волгоград).

Она училась у скульптора-самоучки, вдохновлялась Бурделем и Роденом, соотечественником-космистом Юоном. Но "выросла" в самобытного, с узнаваемым стилем, автора, мастера, гения.-14

Умерла Вера Игнатьевна в год смерти Сталина - осенью 1953го. Народный художник СССР, лауреат пяти Сталинских премий, преподаватель, художник, скульптор, костюмер, Вера Игнатьевна Мухина покоится ныне на Новодевичьем кладбище.

Из других знаковых работ можно выделить еще один символ и страны, и столицы - памятник Петру Чайковскому во дворе московской консерватории.

Она училась у скульптора-самоучки, вдохновлялась Бурделем и Роденом, соотечественником-космистом Юоном. Но "выросла" в самобытного, с узнаваемым стилем, автора, мастера, гения.-15

Без фигуры великого композитора здание легендарной МГК им. Чайковского сегодня невозможно представить. Как и эмблему "Мосфильма" без изображения "Рабочей и колхозницы", как советский стол без граненого стакана - еще одного "изобретения" Мухиной. Как и всю советскую отечественную культуру без ее знаковых, шедевральных, легендарных символов легендарной же истории СССР.