Найти тему

Тема патриотизма в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Что такое патриотизм?

Патриотизм — это одно из наиболее глубоких человеческих чувств. Оно включает в себя любовь к своей стране, уважение к ее истории и традициям, готовность защищать свою Родину и делать все возможное для ее процветания.

Патриотизм - (от греч. πατριώτης – со­оте­че­ст­вен­ник, πατρίς – ро­ди­на, оте­че­ст­во), осоз­нан­ная лю­бовь к ро­ди­не, сво­ему на­ро­ду, его тра­ди­ци­ям.

Это не просто чувство гордости за свою страну, но и желание работать на благо общества. Патриот стремится улучшить жизнь своих сограждан, поддерживает социальную справедливость и борется против любых форм дискриминации.

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» мы сталкиваемся с понимаем патриотизма через видение автора.

Патриотизм по мнению Л. Н. Толстого — не простое чувство. Как и все лучшие человеческие чувства, патриотизм — это естественное движение души.

Согласно пониманию Льва Толстого, «патриоты - это люди, которые ощущают духовное единение с народом и видят войну величайшим бедствием в мире. Они готовы пожертвовать своим имуществом и жизнью ради общей победы». Стоит заметить, что у Льва Толстого патриотизм – чувство стихийное, неподвластное разуму. Оно управляет «движением человеческого роя» и способно объединять людей.

Лжепатриоты - это люди, которые не желают ни войны, ни мира. Для них важны только собственные удовольствия, возможность удовлетворить свои амбиции и повысить свой статус. На войну они смотрят как на средство достижения личных выгод и способны извлечь пользу для себя как из военных побед, так и из поражений.

Такое деление на патриотов и лжепатриотов в обществе мы можем наблюдать в "Войне и мире" (т. 4, ч. 1, гл. I). В разбираемом далее эпизоде события будут разворачиваться в салоне Анны Павловны 26-го августа 1812 года, в день Бородинского сражения.

Бородинское сражение, или Бородинская битва, — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала от инфантерии светлейшего князя Михаила Голенищева-Кутузова и французской армией под командованием императора Наполеона I Бонапарта.
Бородинское сражение, или Бородинская битва, — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала от инфантерии светлейшего князя Михаила Голенищева-Кутузова и французской армией под командованием императора Наполеона I Бонапарта.

В то время как Пьер идет по Москве под конвоем французских улан; в то время как Наташа, выбросив из подвод имущество всей семьи, опускается на колени перед раненым князем Андреем; в то время как по горящей Москве скачут солдаты Мюрата и хмурый Наполеон сидит в Кремле, — ничто не изменилось в жизни петербургского света, только «с большим жаром, чем когда-нибудь, шла сложная борьба партий... заглушаемая, как всегда, трубением придворных трутней».

Пьер Безухов – дворянин, первая жена – Элен Курагина. Доверчивый, верный, способный на глубокие чувства. В душе Пьера происходит непрерывная борьба между его добрыми, разумными намерениями и бушующими страстями, которые нередко приводят к печальным последствиям. «Человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом».
Пьер Безухов – дворянин, первая жена – Элен Курагина. Доверчивый, верный, способный на глубокие чувства. В душе Пьера происходит непрерывная борьба между его добрыми, разумными намерениями и бушующими страстями, которые нередко приводят к печальным последствиям. «Человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом».

Анна Павловна, как всегда, устраивает вечер — «в самый день Бородинского сражения» — и патриотически упрекает тех своих гостей, кто осмеливается ездить во французский театр. Билибин остроумно шутит, собирая и распуская кожу на лице. Князь Василий читает вслух очередной официальный документ, стараясь «между отчаянным завыванием и нежным ропотом переливать слова, совершенно независимо от их значения», и все вместе дружно осуждают Кутузова, повторяя, что «нельзя было ожидать ничего другого от слепого и развратного старика».

Анна Павловна Шерер – придворная дама, детей нет. Все душевные силы вкладывает в известный на весь Петербург салон. Обаятельная, образованная, но при этом -  лицемерная, патриотичная лишь на словах, стремится во всём угождать высшим мира сего.
Анна Павловна Шерер – придворная дама, детей нет. Все душевные силы вкладывает в известный на весь Петербург салон. Обаятельная, образованная, но при этом - лицемерная, патриотичная лишь на словах, стремится во всём угождать высшим мира сего.

Кутузов отлично знал и предвидел все это, когда медленно поднялся с места в крестьянской избе в Филях и приказал отступить из Москвы. Кутузов умел подняться над «трубением придворных трутней» и услышать за гулом их голосов голос России. Но трутни по-прежнему сильны, они окружают царя, поддерживают его нелюбовь к Кутузову, они прощают друг другу все, но никогда не простят старому главнокомандующему того, что он не такой, как они.

Граф, светлейший князь Михаи́л Илларио́нович Голени́щев-Куту́зов — русский полководец, государственный деятель и дипломат, генерал-фельдмаршал из рода Голенищевых-Кутузовых. Участник русско-турецких войн, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года.
Граф, светлейший князь Михаи́л Илларио́нович Голени́щев-Куту́зов — русский полководец, государственный деятель и дипломат, генерал-фельдмаршал из рода Голенищевых-Кутузовых. Участник русско-турецких войн, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года.

Зато графиню Элен Безухову они оправдают всегда, что бы она ни делала, потому что Элен принадлежит свету, она его отражение и символ, дочь салонов и одновременно — их царица.

Элен Курагина – аристократка, бывшая жена Пьера Безухова. Образ героини начинает стремительно развиваться после замужества. За красивой внешностью скрывается эгоистичная, лицемерная, меркантильная женщина, не способная любить кого-то, кроме самой себя.
Элен Курагина – аристократка, бывшая жена Пьера Безухова. Образ героини начинает стремительно развиваться после замужества. За красивой внешностью скрывается эгоистичная, лицемерная, меркантильная женщина, не способная любить кого-то, кроме самой себя.

Даже если попытаться стать на ее точку зрения: ведь брак ее с Пьером несчастлив не только для него, но и для нее. Элен была так молода, и она даже нравилась нам на первых страницах романа, когда Пьер издали восхищался ею и князь Андрей любовался ее победоносной красотой. Она была очень молода, и все: отец, мать, братья, знакомые, сама Анна Павловна — говорили ей, что брак с Пьером — счастье.

Может быть, она поверила им, а потом убедилась, что совершила ошибку. Может быть, она горько раскаялась в ней...

Нет. Каяться, терзаться муками совести графиня Элен не умеет, и в этом ее самый большой грех в глазах Толстого — ив наших тоже. Элен не судит себя, она всегда найдет себе оправдание — и это делает ее бесчеловечной.

Как после дуэли Пьера с Долоховым она лгала Пьеру и думала только о том, что о ней скажут в свете; как в те дни, когда, заботясь о своих развлечениях, она ввела в безуховский дом Бориса Друбецкого; как, забавляясь, свела Наташу с Анатолем, — так и теперь, в дни Бородина и оставления Москвы, она по-прежнему позволяет и прощает себе все, ни на минуту не возникает в ее душе потребность судить себя — потребность, без которой нет человека.

В театре. Знакомство Наташи и Анатоля. Иллюстрация В. А. Серова к роману Л. Н. Толстого "Война и мир"
В театре. Знакомство Наташи и Анатоля. Иллюстрация В. А. Серова к роману Л. Н. Толстого "Война и мир"

Казалось бы, Элен уже ничем не может удивить нас, но все-таки удивляешься тому, как точно она выбрала время для устройства своих дел: именно те самые дни, когда все люди — все, кроме придворных трутней, — не думают о своих делах. Поражает ее способность уверить окружающих, что каждый ее поступок естествен, что даже расчетливые колебания между молодым важным лицом и старым важным лицом могут только украсить ее в глазах общества — все-таки удивляешься той мере цинизма, какой достигла Элен.

Графиня Безухова вырастает в наших глазах в символ зла и безнравственности. Теперь оказалось, что ее красота безобразна.

Война, которая выявляет и подчеркивает все хорошее и дурное, что было в человеке раньше, — война отчетливо проявила то уродливое, бездуховное начало, которое было сущностью Элен всегда.

Она умерла, графиня Элен Безухова. Дочь князя Василия, сестра Ипполита и Анатоля, жена Пьера. Умерла в те самые дни, когда решалась судьба России, и многие умирали за свою страну, о которой не думала Элен. Во смерть не очистила ее в наших глазах, потому что умерла она так же, как жила: не думая ни о ком, кроме себя, запутавшись в бесконечном своем эгоизме, и смерть ее так же окружена ложью, как жизнь.

Через несколько месяцев освобожденный из плена Пьер обрадуется, узнав, «что жены и французов нет больше». Нельзя радоваться тому, что человека нет, он умер — и Пьер, с его обостренным чувством совести, отлично знает это. Знает — и все-таки радуется, и мы не можем осудить его, потому что Элен жила бесчеловечно и умерла бесчеловечно.

Бородинское сражение. Отрывок из к/ф "Война и мир" (1965-1967), реж. Сергей Бондарчук.

Что есть красота, если Элен умерла в ее не жалко, и брата ее Анатоля не жалко. Что есть красота, если расплывшийся, обрюзгший старик с одним глазом — главнокомандующий Кутузов — представляется нам прекрасным в своем величественном и одиноком мужестве?

Потому что, по мнению Толстого, человека делает прекрасным не природа, а он сам, его душевные усилия, та внутренняя духовная работа, которой не знали ни князь Василий, ни Анна Павловна, ни Элен.

Ни разу на протяжении всего романа Элен не проявила нормальных человеческих чувств: не испугалась, не обрадовалась за кого-то, никого не пожалела, не горевала, не мучилась...

И ведь, в конце-то концов, Элен — со всей своей красотой — несчастлива! Это главная мысль Толстого: счастье не дается от природы, его нужно заслужить той духовной работой, которую он ценит в людях.

Сам Толстой был патриотом, он любил отечество всей душой и всегда считал, что для родины в трудную минуту можно пожертвовать всем, даже жизнью.

Автор показал множество различных образов. Среди них есть как истинные патриоты, так и «фальшивые», для которых нет ничего выше выгоды для себя.

Первые готовы отдать всё, что имеют, не щадят своих сил и жизней в борьбе с врагами. Вторые же умело маскируются, громко говоря о патриотизме, но в решающие опасные моменты быстро меняют свои позиции, заботясь о собственном благополучии.