Найти тему

Как снимать портрет, чтобы потом не ретушировать

Ретушь портрета — самый трудоёмкий и долгий этап работы. Зачастую на обработку кожи, волос и прочих нюансов уходит гораздо больше времени, чем на само фотографирование. Поэтому фотографы готовы на многое, чтобы уменьшить количество необходимой ретуши.

В этом материале собрали советы, которые позволят свести к минимуму ретушь портрета, упростить её или вовсе обходиться без обработки.

Все хотят красивых фото, но никто не хочет тратить часы на обработку / Фото: unsplash.com

О простых, но эффективных техниках ретуши портрета мы писали здесь. Сегодня поговорим о том, как снимать, чтобы обработка снимков практически не требовалась.

Подготовьтесь к фотосессии

Есть простое правило: получить заведомо красивые гармоничные снимки легче, если вы снимаете что-то красивое и гармоничное. Поэтому при подготовке модели к фотосессии стоит привлекать профессионалов — парикмахеров, стилистов и визажистов. Времени на обработку портрета уйдёт значительно меньше, если у модели: изначально ровный тон кожи, волосы лежат ровно и не электризуются при движении, одежда не смята, не морщинится, не просвечивает и подчёркивает достоинства.

Казалось бы, банальный совет, но с его помощью можно вдвое сократить объём обработки. Почему? Дело в том, что чаще всего на этапе ретуши мы исправляем три вещи:

  • объективные проблемы модели — неровный цвет кожи, мятая или неудачная одежда, нюансы фигуры;
  • неудачный свет;
  • неудачные ракурсы и позинг.

Первую проблему процентов на 80% решают хорошая подготовка образа и мейка, а вот о двух других речь пойдёт дальше.

Правильно настраивайте свет

Хороший мягкий свет — второй важный компонент быстрой и беспроблемной ретуши. Мягкий — это когда переходы от светов к теням плавные, а контраст небольшой: то есть разница между самыми светлыми и самыми тёмными участками не слишком велика.

При правильно поставленном мягком свете на лице модели не будет ни чёрных теней, ни блестящих бликов — такой подход максимально упрощает ретушь.

Главный принцип получения мягкого света — использовать большой источник. Например, чем больше площадь октобокса или другого рассеивателя, который вы используете, тем мягче будет свет.

-2

Мягкий свет. Светотеневые переходы практически незаметны / Фото: unsplash.com

При съёмке под солнцем, например, более мягкий свет можно получить, пропустив свет солнца через полупрозрачный рассеиватель. Такой рассеиватель входит в стандартный набор отражателей 5 в 1.

Наш лучший друг для уменьшения количества ретуши — заполняющий свет. О том, что такое типы света и как строить схемы света, читайте в этом материале.

В качестве источника заполняющего света можно также использовать отражатель. В самом простом варианте — при съёмке крупного портрета — модель может даже самостоятельно держать его в руках. Подробнее о работе с отражателями мы писали здесь.

-3

Внимательный зритель заметит в глазах модели контур отражателя / Фото: unsplash.com

Будьте осторожны с контровым светом. Да, это мощный инструмент, который позволяет добавить снимкам объёма и глубины. Например, если использовать в качестве контровика тёплый жёлтый свет, можно получать очень атмосферные портреты.

Однако с контровиком нужно уметь работать. Для сглаживания текстуры кожи ставьте его так, чтобы свет летел в затылок модели или сверху на волосы. Но ни в коем случае не сзади, вдоль щеки — это подчеркнет все неровности на коже и пушковые волосы. Поверьте, есть они почти у каждого, но ни одна модель не скажет вам «спасибо» за внезапно возникшие бакенбарды или бороду.

Позаботьтесь о хорошем скинтоне

Испортить цвет кожи могут не только волнение или неумелый визажист, но и неправильный свет. Особенно легко получить серо-буро-малиновую кожу, если вы работаете:

  • со смешанным светом — естественный + искусственный;
  • с нескольким источниками постоянного света;
  • при свете бытовой флуоресцентной лампы.

Сначала два слова про флуоресцентных монстров, которые способны «убить» важную съёмку. С ними можно, например, столкнуться при съёмке в ЗАГСе, отеле или другом помещении, где вроде бы не темно. Проблема этих ламп в том, что у них часто бывает прерывистый и урезанный спектр.

Чтобы не погружаться глубоко в физику света и цвета, скажем так: цвет — это способность предмета отражать лучи определённой длины. То есть, какого цвета будет предмет (в нашем случае — лицо модели) напрямую зависит от того, какие лучи излучает лампа. Если в спектре лампы нет половины цветов, которые способна отражать кожа, то на фотографиях она запросто станет жёлто-серой с малиновыми и зелёными вкраплениями. Согласитесь, зрелище сомнительное.

-4

Спектр солнца — идеал, к которому все стремятся — и спектр разных типов ламп / Фото: physicsforums.com

Поэтому фотографам-репортажникам стоит с огромной осторожностью относиться к встроенным в локацию источникам искусственного света. Лучше носить свою аппаратуру, которая точно не создаст таких сюрпризов.

Впрочем плохой цвет кожи можно получить даже с нормальными светильниками, если неправильно их настроить. Самая распространённая проблема — когда используются несколько постоянных источников света, которые чуть-чуть отличаются по температуре. Например, лампа на 6500 К и на 5000 К в одной схеме света — прямая дорога к возне со скинтоном на постобработке.

Среди источников постоянного света часто встречаются лампы, цвет которых можно регулировать — это удобно, но следите, чтобы значения были одинаковыми.

Также часто проблемы с цветом кожи возникают, когда искусственный свет смешивается с естественным. Чтобы их избежать, нужно знать основные цифры:

  • солнечный свет — 5000-5500;
  • свет пасмурного неба — 6500-7000.

Температуру искусственного света нужно подгонять под эти цифры, тогда с цветом всё будет в порядке.

Уделяйте внимание мелочам на съёмке

Есть золотое правило: всё, что можно поправить в ходе фотосессии, нужно поправить в ходе фотосессии. Если у модели растрепалась причёска — исправляем, если заблестел нос — запудриваем, показалась бретелька нижнего белья — убираем.

Понятно, что абсолютно за всем не уследишь, но чем больше внимания деталям фотограф уделит на площадке, тем меньше потом исправлять. Согласитесь, проще один раз скорректировать что-то руками на съёмке, чем корпеть над десятками снимков во время обработки.

Это касается не только образа и внешнего вида модели, но и правильности постановки света. Если в процессе фотосессии вы поменяли свет, и он неудачно лёг — нарисовал на лице тени или подчеркнул текстуру кожи, — это опять же лучше исправить на месте.

-5

Следите за наклоном и углом поворота головы модели. Не позволяйте слишком задирать нос — это портит овал лица и добавляет ретуши / Фото: unsplash.com

Помните, чем сложнее схема света, с которой вы работаете, тем более опытной должна быть модель. Для начинающих и детей лучше ограничиваться одним-двумя источниками света.

Используйте портретный профиль в камере

У каждой камеры есть несколько цветовых профилей, которые влияют на то, как устройство интерпретирует информацию о цвете и контрасте.

Снимая портрет, отдавайте предпочтение портретному или другому профилю с низким контрастом. Например, у некоторых производителей это может быть Neutral, Soft и подобные.

Избегайте профилей, заточенных под съёмку пейзажей: у них усиленный контраст и слишком насыщенные для портретной фотографии цвета.

Используйте софт-фильтры

Существуют специальные фильтры, которые смягчают картинку и убирают лишние детали ещё на этапе фотографирования — софт-фильтры.

Если такого под рукой нет, можно использовать дедовский метод и натянуть на объектив капроновые колготки — они дают схожий эффект. Ещё один способ получить сглаживание — тонким слоем намазать стекло жирным кремом. Важно! Не мажьте объектив — его потом не отмоешь. Лучше использовать бюджетный защитный светофильтр — вот его можно спокойно ополоснуть под краном или протереть салфеткой. Подробнее о том, как выбрать подходящий светофильтр для объектива, читайте в этом материале.

RaylabБолее 15-ти лет мы помогаем профессионалам и любителям создавать яркие и качественные кадры. Теперь мы делаем это и на Дзене.