Продолговатый ящик рассказывает о фильме «Туман» российского производства, уже завоевавшем двадцать четыре награды на различных кинофестивалях.
Жанр: триллер, детектив, мелодрама
Режиссёр-постановщик: Наталия Гугуева
Оператор-постановщик: Шандор Беркеши («Хармс», «Райские кущи», «Дорога на Берлин», «Небесные жёны луговых мари»)
В ролях: Валерия Репина, Ольга Красько, Денис Бондаренко, Евгений Харитонов, Олег Кассин, Олег Бойко, Екатерина Ефимова
Продолжительность: 1 час 28 минут
Производство: Россия
Год: 2023
12+
В последние годы попытки снять российский психологический триллер заканчивались экранизацией глав из учебника по психологии. Особой популярностью пользовались главы о проработке детских травм. Все вдруг стали «осознанными» и «проработанными», но способность снять жанровое кино так из бессознательного выудить не сумели. Исключение — «Кентавр» Кирилла Кемница. Теперь вот на поприще триллера вышла документалистка Наталия Гугуева («Доброе утро, Вьетнам!», «Кто такой этот Кустурица?», «НЕрасставание»). Как и всякий творец, пришедший в художественное кино из сурового реализма документалистики, Гугуева ударилась в мультижанровость. На удивление, получилось приемлемо, а благодаря операторской работе Шандора Бергеши, даже ярко. Тем не менее, есть нюансы. И много!
Итак, мы имеем центрального персонажа. Это кинооператор и журналистка Настя (Валерия Репина). Она отправляется на остров в Баренцевом море, к метеостанции, где при странных обстоятельствах пропала пара метеорологов, муж и жена. Первые панорамные кадры «Тумана» неизбежно навязывают ассоциации с «Маяком» Роберта Эггерса. Но спокуха, ребятки: пьяной психопатии и русалок здесь не предвидится. А жаль.
Настя прибывает на остров вместе с метеорологом Андреем (Денис Бондаренко). При этом она вынуждена сыграть с напарником фиктивную свадьбу, поскольку только член семьи сотрудника станции может находиться там вместе с ним.
Андрей уже был на этом острове. Причём находился он там вместе с пропавшей четой. Огромная часть скромного хронометража посвящена в «Тумане» воспоминаниям Андрея о том времени — для более эффективной крепости интриги. Он признаётся Насте, что с пропавшей Анной (Ольга Красько) у него завязались довольно тесные отношения. Она доверяла ему и даже делилась семейными секретами, рассказав, к примеру, о дочери, которую пришлось отправить в интернат. Отца девочки, мужа Анны — Сергея (Евгений Харитонов) мало колышет её судьба. Когда Анна заявила, что поедет к ребёнку, супруг поставил её перед выбором: либо он, либо дочь. Ситуация для метущейся женщины осложнялась ещё тем, что корабль, на котором можно было вернуться на Большую землю, проплывает мимо острова лишь раз в год (хоть не раз в десять лет, как в «Пиратах Карибского моря»). Анна, разрываемая противоречиями, мужа оставить не решается, а этот самый муж начинает ревновать её к Андрею. С этого места Настя начинает осознавать, что Андрей может быть причастен к исчезновению семейной пары — он мог убить супругов. Любовная любовь между особями количеством более двух шт неизбежно ведёт к кровопролитию. Если речь идёт о высоте чувств, а не про обычный групповой вторник. Главная героиня приступает ко всяческим осмотрам, исследованиям, набережным поискам и прочему. К расследованию, в общем. А зритель, если он внимательный, к этому времени соотнёс всё происходящее, и, вспомнив начало картины уже самостоятельно — без Насти — расследовал главную загадку фильма. И сидит, смотрит через дуршлаг из сюжетных дыр на стремительно угасающую сценарную удаль «Тумана».
Например, когда Настя приходит к главному редактору с заявкой на материал-расследование, то главред мгновенно пристраивает её в съёмочную группу, идущую морем (плавает — сами знаете что) в том же направлении. Но как героине попасть с корабля на остров, главред не поясняет. Брассом?
Или тот самый фиктивный брак с Андреем. Смекалистая мысль о молниеносном замужестве приходит в голову героини внезапно, вдруг. И Андрей ей тут же отказывает. Но уже за кадром — соглашается. А почему он соглашается-то? Потому что так в сценарии написали?
Или — это вообще моё любименькое — на острове Андрей всячески показывает своё недовольство тем, что с ним здесь болтается главная героиня: грубит, огрызается, запрещает входить в опечатанную комнату пропавших, один раз даже маленечко даёт звездячек. Но зачем ты тогда поспособствовал тому, чтобы она здесь оказалась?
А на корабле тайком шушукаются («Я спускался в трюм, я беседовал там с Господином Начальником крыс»), что Андрей очень даже причастен к пропаже супругов. Причастнее некуда. С ним из-за этого даже никто не хочет работать. Поэтому он и едет на станцию один-одинёшенек. Но в конце фильма нам демонстрируют флешбэк, в котором катер, приплывший за Андреем, встречает весь коллектив станции и моряки в катере отлично видят, что на берегу стоят трое человек. Как его можно подозревать, если есть два свидетеля того, что когда он уезжал с острова, супруги были живы.
Детективная линия в «Тумане» реализована интересно — через две параллельно развивающиеся сюжетные линии: разваливающийся в прошлом брак метеорологов и назревающий, но уже настоящий брак между Андреем и Настей. А для пущего эффекта и усиления драматургии переломные моменты в сюжетных линиях происходят одновременно. Только вот для по-настоящему крепкого детектива картине не хватает садовника. Или дворецкого. Или каких завалящих негритят бы. Пускай не десять, но хоть сколько-нибудь. Для психологического триллера здесь получилось больше «психологического» нежели «триллера». Зато как видеоряд с очаровывающими красотами севера — фильм получился просто шикарным. Но это попробуй снять северные края некрасиво — задачка. Плюс, природа здесь не только для созерцания: она, как и положено, является частью сюжета, одним из знаковых персонажей.
«Туман», завоевавший 24 награды на различных кинофестивалях, рискует проиграть самое главное сражение — за зрительское сердце. Притчевыми страданиями немногочисленных персонажей в замкнутом пространстве — как бы добросовестно актёры не относились к своей работе — удивить уже, кажется, невозможно. Только заинтересовать. Но чтобы заинтересовать, нужно работать с подобными, камерными историями самоотверженнее Мартина Макдоны. А если говорить о картине, как представителе так называемой «новой волны женской режиссуры», то безусловно талантливая Наталия Гугуева не совершила пока в игровом кино никакой революции. Впрочем, крепкий, но одноразовый «Туман» на фоне работ Валерии Гай Германики, Любови Борисовой или Любови Мульменко, Анны Меликян или Киры Коваленко — выглядит конкурентоспособно.
Продолговатый ящик для сайта Альтерлит
Обзор выполнен по заказу нашей биржи Creative Market, где вы можете найти исполнителя для вашего заказа или предложить свои услуги.