Найти в Дзене
Alterlit Creative Group™

Обзор фильма «Туман»: Ни садовника, ни дворецкого

Продолговатый ящик рассказывает о фильме «Туман» российского производства, уже завоевавшем двадцать четыре награды на различных кинофестивалях.

Жанр: триллер, детектив, мелодрама

Режиссёр-постановщик: Наталия Гугуева

Оператор-постановщик: Шандор Беркеши («Хармс», «Райские кущи», «Дорога на Берлин», «Небесные жёны луговых мари»)

В ролях: Валерия Репина, Ольга Красько, Денис Бондаренко, Евгений Харитонов, Олег Кассин, Олег Бойко, Екатерина Ефимова

Продолжительность: 1 час 28 минут

Производство: Россия

Год: 2023

12+

В последние годы попытки снять российский психологический триллер заканчивались экранизацией глав из учебника по психологии. Особой популярностью пользовались главы о проработке детских травм. Все вдруг стали «осознанными» и «проработанными», но способность снять жанровое кино так из бессознательного выудить не сумели. Исключение — «Кентавр» Кирилла Кемница. Теперь вот на поприще триллера вышла документалистка Наталия Гугуева («Доброе утро, Вьетнам!», «Кто такой этот Кустурица?», «НЕрасставание»). Как и всякий творец, пришедший в художественное кино из сурового реализма документалистики, Гугуева ударилась в мультижанровость. На удивление, получилось приемлемо, а благодаря операторской работе Шандора Бергеши, даже ярко. Тем не менее, есть нюансы. И много!

Итак, мы имеем центрального персонажа. Это кинооператор и журналистка Настя (Валерия Репина). Она отправляется на остров в Баренцевом море, к метеостанции, где при странных обстоятельствах пропала пара метеорологов, муж и жена. Первые панорамные кадры «Тумана» неизбежно навязывают ассоциации с «Маяком» Роберта Эггерса. Но спокуха, ребятки: пьяной психопатии и русалок здесь не предвидится. А жаль.

Настя прибывает на остров вместе с метеорологом Андреем (Денис Бондаренко). При этом она вынуждена сыграть с напарником фиктивную свадьбу, поскольку только член семьи сотрудника станции может находиться там вместе с ним.

-2

Андрей уже был на этом острове. Причём находился он там вместе с пропавшей четой. Огромная часть скромного хронометража посвящена в «Тумане» воспоминаниям Андрея о том времени — для более эффективной крепости интриги. Он признаётся Насте, что с пропавшей Анной (Ольга Красько) у него завязались довольно тесные отношения. Она доверяла ему и даже делилась семейными секретами, рассказав, к примеру, о дочери, которую пришлось отправить в интернат. Отца девочки, мужа Анны — Сергея (Евгений Харитонов) мало колышет её судьба. Когда Анна заявила, что поедет к ребёнку, супруг поставил её перед выбором: либо он, либо дочь. Ситуация для метущейся женщины осложнялась ещё тем, что корабль, на котором можно было вернуться на Большую землю, проплывает мимо острова лишь раз в год (хоть не раз в десять лет, как в «Пиратах Карибского моря»). Анна, разрываемая противоречиями, мужа оставить не решается, а этот самый муж начинает ревновать её к Андрею. С этого места Настя начинает осознавать, что Андрей может быть причастен к исчезновению семейной пары — он мог убить супругов. Любовная любовь между особями количеством более двух шт неизбежно ведёт к кровопролитию. Если речь идёт о высоте чувств, а не про обычный групповой вторник. Главная героиня приступает ко всяческим осмотрам, исследованиям, набережным поискам и прочему. К расследованию, в общем. А зритель, если он внимательный, к этому времени соотнёс всё происходящее, и, вспомнив начало картины уже самостоятельно — без Насти — расследовал главную загадку фильма. И сидит, смотрит через дуршлаг из сюжетных дыр на стремительно угасающую сценарную удаль «Тумана».

-3

Например, когда Настя приходит к главному редактору с заявкой на материал-расследование, то главред мгновенно пристраивает её в съёмочную группу, идущую морем (плавает — сами знаете что) в том же направлении. Но как героине попасть с корабля на остров, главред не поясняет. Брассом?

Или тот самый фиктивный брак с Андреем. Смекалистая мысль о молниеносном замужестве приходит в голову героини внезапно, вдруг. И Андрей ей тут же отказывает. Но уже за кадром — соглашается. А почему он соглашается-то? Потому что так в сценарии написали?

Валерия Репина в роли журналистки Насти, расследующей таинственное исчезновение со станции семейной пары метеорологов.
Валерия Репина в роли журналистки Насти, расследующей таинственное исчезновение со станции семейной пары метеорологов.

Или — это вообще моё любименькое — на острове Андрей всячески показывает своё недовольство тем, что с ним здесь болтается главная героиня: грубит, огрызается, запрещает входить в опечатанную комнату пропавших, один раз даже маленечко даёт звездячек. Но зачем ты тогда поспособствовал тому, чтобы она здесь оказалась?

А на корабле тайком шушукаются («Я спускался в трюм, я беседовал там с Господином Начальником крыс»), что Андрей очень даже причастен к пропаже супругов. Причастнее некуда. С ним из-за этого даже никто не хочет работать. Поэтому он и едет на станцию один-одинёшенек. Но в конце фильма нам демонстрируют флешбэк, в котором катер, приплывший за Андреем, встречает весь коллектив станции и моряки в катере отлично видят, что на берегу стоят трое человек. Как его можно подозревать, если есть два свидетеля того, что когда он уезжал с острова, супруги были живы.

Денис Бондаренко в роли метеоролога Андрея, который что-то знает, но никому не скажет.
Денис Бондаренко в роли метеоролога Андрея, который что-то знает, но никому не скажет.

Детективная линия в «Тумане» реализована интересно — через две параллельно развивающиеся сюжетные линии: разваливающийся в прошлом брак метеорологов и назревающий, но уже настоящий брак между Андреем и Настей. А для пущего эффекта и усиления драматургии переломные моменты в сюжетных линиях происходят одновременно. Только вот для по-настоящему крепкого детектива картине не хватает садовника. Или дворецкого. Или каких завалящих негритят бы. Пускай не десять, но хоть сколько-нибудь. Для психологического триллера здесь получилось больше «психологического» нежели «триллера». Зато как видеоряд с очаровывающими красотами севера — фильм получился просто шикарным. Но это попробуй снять северные края некрасиво — задачка. Плюс, природа здесь не только для созерцания: она, как и положено, является частью сюжета, одним из знаковых персонажей.

«Туман», завоевавший 24 награды на различных кинофестивалях, рискует проиграть самое главное сражение — за зрительское сердце. Притчевыми страданиями немногочисленных персонажей в замкнутом пространстве — как бы добросовестно актёры не относились к своей работе — удивить уже, кажется, невозможно. Только заинтересовать. Но чтобы заинтересовать, нужно работать с подобными, камерными историями самоотверженнее Мартина Макдоны. А если говорить о картине, как представителе так называемой «новой волны женской режиссуры», то безусловно талантливая Наталия Гугуева не совершила пока в игровом кино никакой революции. Впрочем, крепкий, но одноразовый «Туман» на фоне работ Валерии Гай Германики, Любови Борисовой или Любови Мульменко, Анны Меликян или Киры Коваленко — выглядит конкурентоспособно.

Евгений Харитонов и Ольга Красько, играющие бесследно исчезнувшую супружескую пару.
Евгений Харитонов и Ольга Красько, играющие бесследно исчезнувшую супружескую пару.

Продолговатый ящик для сайта Альтерлит

Обзор выполнен по заказу нашей биржи Creative Market, где вы можете найти исполнителя для вашего заказа или предложить свои услуги.