“Я только сегодня понял, что родители - тоже люди”: Юлиана Позолотина рассказала, как “Ассоциация мастеров” помогает подросткам понять себя и взрослых

   Фото: “Ассоциация мастеров”
Фото: “Ассоциация мастеров”

Юность — возраст экспериментов, исследований и серьезного выбора. Человек пытается понять, кто он, в каком мире живет, кто его окружает. Помочь подростку понять, кем он хочет быть, и как способен изменить мир вокруг себя - могут взрослые. А помочь взрослым услышать голос ребенка, а не собственных амбиций, наконец-то спросить себя – «А какое оно, мое счастье? И чего я хочу, но так давно не делаю?» - поможет “Ассоциация мастеров”.

Об этом в рамках программы “Доброволец” на Радио “Комсомольская правда” рассказала Юлиана Позолотина, исполнительный директор Красноярской региональной детско-молодежной общественной организации поддержки и продвижения личностных стратегий развития населения Сибири “Ассоциация мастеров”.

   Юлиана Позолотина, исполнительный директор Красноярской региональной детско-молодежной общественной организации поддержки и продвижения личностных стратегий развития населения Сибири “Ассоциация мастеров”
Юлиана Позолотина, исполнительный директор Красноярской региональной детско-молодежной общественной организации поддержки и продвижения личностных стратегий развития населения Сибири “Ассоциация мастеров”

- Давайте начнем с главного вводного вопроса. “Ассоциация мастеров” - откуда она взялась?

- Ассоциация мастеров – это образовательная площадка, где множество направлений развития для детей и подростков. Под одной крышей собрались слесарная и гончарная мастерская, стрельба из лука, мульт-студия, журналистика и блогерство, кино и прототипирование – более 20 практик и курсов. Мы много работали с подростками, а потом пригласили родителей: семейные мастер-классы, просветительский фестиваль, родительский клуб. Ассоциация мастеров работает с детско-родительским сообществом в разных форматах.

Как мы к этому пришли.

В детстве мне очень нравилось сидеть на кухне и слушать взрослые разговоры - не всегда понятные, но всегда интересные. Когда мне было 16 лет, я как-то глубоко осознала сама, что и в моей жизни будут дети. Сегодня я мама четверых. И мне очень сильно хочется сделать что-то такое, чтобы жизнь моих детей стала интересной, захватывающей. Может, не всегда до конца понятной, как непонятны были мне разговоры взрослых на кухне, но всегда увлекательной, захватывающей.

Мне удалось сформулировать три вещи.

Первое: жить надо в городе, который любишь. Если любишь, то готов для него что-то делать. Второе: я хочу, чтобы моя жизнь протекала рядом с людьми, от которых бегут мурашки по коже. Которые вдохновляют и увлекают. И третье: для детей в мире нужно подготовить среду, в которой они будут жить, и сообщество, которое позволит им развиваться и чувствовать себя счастливыми.

- Чем занимается “Ассоциация мастеров”?

Мы - содружество людей, влюблённых в своё дело. Мы рады делиться тем, что знаем и умеем. Мы создаём пространство, где люди могут проявлять себя, становиться авторами, созидать, прокачивать навыки. Наше обучение практическое. Педагоги не дают готовых заданий, а начинают работу с вопросов – «Что ты хочешь сделать?», «Что ты задумал?», «Что тебе важно?». Мы помогаем ученикам сформировать в себе авторскую позицию. Это не только индивидуальность и выразительность. Это ответственность, которую автор несет и за процесс создания проекта, и за свое высказывание.

Очень важно, чтобы в конце курса у ребенка случилось несколько работ, которые живут отдельно от него: свой видеоролик, короткометражка, деревянная полочка, скалка, кружка, которую сам слепил из глины. Обучение построено таким образом, что ребенок проходит путь от идеи до конкретного результата. Чтобы каждый мог сказать: «Смотри, это я сделал. Я могу. У меня получилось!».

- Получается история про преобразование мира.

- Да, по итогу все вылилось в образовательную площадку. Ведь образование - оно разное. Например, очень важно такое образование, когда ты приходишь и знакомишься с возможностями своих рук, своей головы.

У нас, например, есть единственная за Уралом кузница, где дети работают с живым огнем. И, как говорит наш кузнец: “Пока мальчишка не завязал гвоздь-соточку в узелок собственными руками - он не знает, на что способен”. Это реальная магия. Ребята приходят в мастерскую, чтобы сдать зачет и забыть, а уходят с горящими глазами, желанием продолжать учиться и получать новый опыт. Наши ученики полностью проживают производственный цикл - от задумки до реализации.

- Это, наверное, куда более интересно, чем если тебе сразу скажут, что нужно делать.

- Да, хотя не всем это сразу понятно. Ну зачем что-то придумывать? Просто скажите, что мне нужно нарисовать кораблик, и я его нарисую. Или вышью цветочек. Что значит “придумать сказку самому и снять по ней мультфильм”? Ужас! А есть дети, которым, наоборот, нравится выдумывать, но не нравится делать. Давайте, говорят, я дам идею, а реализуют пускай специально обученные люди.

Но есть и уникальные ребята, которым нравится делать все, от начала и до конца.

- Возможность прожить весь производственный цикл, наверное, хорошо помогает понять, что тебе нравится, в чем ты силен? И чем бы ты хотел заниматься?

- Да, ведь если пойти работать туда, где тебе не нравится, то можно стать несчастным человеком, который не настроен ни учиться, ни развиваться, ни карьерой заниматься. “Ассоциация мастеров” помогает открыть потенциал детей и понять, кто они такие, что умеют и что могут дать миру. Одна из наших особенностей – профессиональные педагоги в ассоциации – большая редкость. В основном у нас не педагоги, а профессионалы своей сферы – журналист, плотник, инженер, программист, столяр – специалисты, которые благодаря своему опыту и увлеченности добились высокого уровня мастерства и хотят делиться этим с детьми. У нас часто трудятся наши бывшие ученики, которые прошли специальное обучение и теперь могут быть примером того самого взрослого, которым дети могут восхищаться.

   Фото: “Ассоциация мастеров”
Фото: “Ассоциация мастеров”

Есть у нашей организации такая еще, наверное, миссия. Мы хотим, чтобы у ребят, которые к нам попадают, случалось понимание, что в жизни много возможностей и перспектив. Чтобы они не боялись взрослой жизни, чтобы были к ней готовы.

- Вы очень глубоко подходите к вопросу, Юлиана. Тут не просто кружок для кузнецов или мультипликаторов. Это скорее профориентация. Вы даете понимание того, что у ребенка будет очень интересная жизнь.

- Вы правы! Мы же все по жизни делимся на две категории: тех, кто знает, что хочет делать, и тех, кто ищет интересную тему, к которой готов присоединиться. Нет правильного варианта, но главное определиться, какой подход тебе ближе. Потому что никто не постучит в дверь и не даст список дел, которые сделают тебя счастливым и успешным.

- Расскажите, пожалуйста, реальные истории детей. Как изменилась их жизнь после “Ассоциации мастеров”?

- Один из наших проектов называется “Точки силы”. Мы делали его с командой мастеров, среди которых были фотографы и мультипликаторы, и оказались в детском областном онкоцентре. Кто-то говорит, что это очень страшное место. Но я могу сказать, что оно очень честное. Потому что там становится неважно, сколько стоят твои джинсы, на какой машине ты ездишь и сколько тебе лет. Главное - сколько у тебя внутренних сил и как ты сумеешь поддержать собственного ребенка.

Обычно, дети, с родителями и без, находятся в онкоцентре долгое время. Лечение рака - процесс не быстрый и совсем не веселый. Поэтому им нужны позитивные эмоции, чтобы черпать силы для борьбы. Мы опросили этих ребят, чтобы узнать, что помогает им сражаться, на какие точки они опираются. Собрали много историй, параллельно фотографы делали снимки, а мультипликаторы услышанное от детей превращали в мультфильмы с помощью наших воспитанников. В результате все это стало публичным продуктом, которым руководство онкоцентра попросило поделиться.

Одна из историй… Мальчик Иван, 14 лет, высокий и голубоглазый. Я спросила его, откуда он берет силы. Он грустно отвечает: “Никогда не думал, что где-то их беру - по ощущениям, последние полгода я силы только теряю”. И мы сели вместе подумать. Как все произошло, как началось? Иван готовился стать офицером, занимался боксом, наращивал мышечную массу, учил математику. И вот однажды утром диагноз - лейкемия. И вот уже полгода Ваня в больнице, а мама спит с ним рядом на коврике. “Я, - говорит Иван, - вообще не понимаю, почему я до сих пор просыпаюсь”. За эти полгода мама потеряла работу, родители развелись, семья распалась… Ваня замолчал, мы взяли паузу в день, чтобы подумать над ответом. И когда он озвучил его, все во мне рухнуло.

- Почему?

- Ваня сказал: “Я понял. Я беру силы в маминых слезах”.

У меня, я ведь тоже мама, сердце замерло. Я спросила, как так, и Ваня объяснил.

“Уже полгода я просыпаюсь и вижу, что коврик у кровати собран, подушка прибрана, и мама ждет, что я проснусь. При этом, я не уверен, что она вообще ложилась. Недавно я понял, что скоро ее день рождения, а что я могу подарить? Рисунок, песню? Я уже не в том возрасте. А маму надо порадовать. Я вспомнил, что у нее дома, в маленьком городе, есть любимая книжка. Она ее периодически перечитывает, а с собой сюда не взяла. Так что я попросил медбрата, чтобы он созвонился с бабушкой, а та отправила ему книжку. А еще медбрат купил открытку, я ее подписал. И вот, перед маминым днем рождения, у меня была самая страшная ночь за все полгода. Мне надо было встать так, чтобы мама не проснулась. Я встал, вышел, взял книжку, положил рядом с ней и лег. Утром, когда я проснулся, то увидел, как она плачет. И понял, что не имею права умереть. Я обязан жить, потому что не хочу, чтобы моя мама так сильно плакала”.

Вот такая Ванина история про точку силы.

- Это невозможно слушать спокойно, Юлиана.

- Я понимаю. И нам хочется, чтобы у наших ребятишек случалось это понимание огромной роли, которую они играют для мира и для близких. Чтобы они осознали, насколько сильны и глубоки.

- Через ваши проекты вы помогаете детям понять это? Раскрываете их по-новому?

- Мы делаем так, чтобы ребенок внутри себя нашел стержень, благодаря которому его жизнь станет интереснее, честнее и легче.

- Какие еще проекты реализует ваша организация? Которые также показывают детям, что счастье не в соцсетях, а в чем-то по-настоящему глубоком.

- Хотелось бы рассказать историю про изменение среды. Пока она не очень масштабная, но уже началась. Это один из примеров того, что мы делаем, и того, что может делать совершенно любой человек, если ему хочется видеть вокруг себя улыбающихся, заинтересованных людей.

Итак, получилось, что под окнами нашей ассоциации было такое странное место: уже не помойка, но еще не газон. Печальное зрелище. А ведь это пространство, через которое постоянно проходят дети, когда идут к нам. И мы подумали, что нужно что-то менять. Сделать клумбы - пусть будет красиво. Так мы решили, и при поддержке нашего замечательного дизайнера-архитектора Алены Парфеновой реализовали.

Сделали маленький сквер с необычной задумкой: это место, где можно взаимодействовать с пространством. Там есть, псевдокуб, который кажется выпуклым визуально, на самом деле, наоборот. Есть гайки, которые тоже обладают эффектом оптической иллюзии. Есть зеркала, которые разрезаны таким образом, что мама и ребенок могут поменяться телами.

Задумка со сквером настолько хорошо получилась, что к нам стали приходить люди, чтобы просто сфотографироваться. Когда приехала свадьба, мы поняли - место стало знаковым!

   Фото: “Ассоциация мастеров”
Фото: “Ассоциация мастеров”

- Чудесная история и пример для детей, как можно изменить мир к лучшему, если есть желание. В этом году, как я слышала, у одного из ваших проектов юбилей? Вы пять лет проводите СемьяФест.

- Да, это наш постоянно действующий проект, где подростки 12-16 лет и их родители встречаются с психологами и решают актуальные задачи. Родители начинают отделять себя от своих чад, на которых возложили массу надежд, начинают уважать право детей на собственные мечты. Учатся слышать своих детей, которых считали неуправляемыми, учатся с ними разговаривать и уважать границы. Учатся принимать тот факт, что ребенок скоро выпорхнет из гнезда, и ты будешь ему не нужен. Учатся общаться так, чтобы сыну или дочери было с ними интересно.

- Это очень глобальные вопросы. Мне кажется, или их нельзя решить одним фестивалем?

- Пять лет назад, “СемьяФест” задумывался как фестиваль на один раз. Чтобы решить вопросы, которые накопились у наших ребят. Претензий было много: тут мама заходит в комнату без спроса, там папа отбирает телефон, тут они вместе решили за ребенка, куда он будет поступать. Мы хотели дать возможность взрослым и детям поговорить, услышать друг друга, договориться про правила жизни на одной территории в рамках взаимного уважения личных границ.

Но потом пришла пандемия, и мы стали понимать, что помимо границ есть и другие серьезные темы, которые тоже нужно поднимать и обсуждать. Например, эмоциональное выгорание и детей, и взрослых. Когда одни ничего не хотят, другие ничего не могут с этим поделать. И всем плохо.

Изначально фестиваль затевался как неделя практик, когда все собирались и за неделю решили все острые вопросы. Но оказалось, что задач очень много, и их решение не укладывается в неделю. Поэтому мероприятие трансформировалось в ежегодную круглогодичную программу.

СемьяФест рос вместе с моими детьми. Малышка, которой 5 лет, и барышня, которой 15 - это совершенно разные понимания жизни, любви, отношений. И родительский подход к ним нужен тоже разный, при этом цель одна – обе девочки должны убедиться, что каждую уважают и любят. С этим мы тоже разбирались на СемьяФесте.

Сейчас мы уже можем приглашать всех желающих на сентябрь, потому что каждый сентябрь у нас стартует “Детский клуб” и “Родительский клуб”. Это тренинги, лекции, форсайт-сессии. К нам приезжают разнообразные эксперты, мастера, даются проверенные временем практики.

- Про родителей вы рассказали, а что фестиваль даёт детям?

- Дети могут, в первую очередь, выйти из конфликта со взрослыми и понять, как жить дальше. Это особенно важно тем, кто на пороге 9 и 11 класса, кому предстоит сдавать экзамены. Если ребенок целеустремленный и знает, кем хочет быть дальше, как хочет развиваться в будущей профессии еще до того, как начал в ней работать - это точно к нам.

У нас с ребятами идет ежегодная, почти еженедельная работа в нескольких форматах. Во-первых, экскурсии к родителям на работу. Они помогают понять, чем занимаются мама и папа, и могут навести на мысли, чем хочешь заниматься ты сам. Второй формат, когда человек рассказывает историю своего выбора профессии. И третий формат - это общение с мастерами, которые готовы поделиться историями, алгоритмами, инструментами правильного выбора своей профессии и своего будущего.

- Очень интересные форматы. Детям должно быть проще вовлечься в вопрос, если он подается на личном примере.

- Да, ведь это что-то более глубокое, личное. Взрослым тяжело представить, как подойти к этому. Вот вы поужинали вечером, а родитель говорит: “Ну все, делай уроки, мой посуду, и садись, будем сегодня с тобой разговаривать про всякое главное”. Мы показываем, что можно говорить о таких вещах, пока вы чем-то заняты вместе. Неважно, пельмени вы лепите, рисуете мультфильм или пересаживаете цветы. Когда вы что-то делаете вместе - это лучшее время поговорить о важном. О мечтах, о границах, о возможностях.

Как-то раз с нашего тренинга вышел совершенно взъерошенный 17-летний молодой человек. И сразу спрашивает с интонацией, с которой люди обычно идут скандалить: "Кто тут за все отвечает?". "Я, - говорю, - отвечаю". А сама думаю, что человек, возможно, на что-то обиделся, надо успокоить.

А парень смотрит так исподлобья и говорит:

"Слушайте, что ж вы раньше-то на моем пути не встретились? Я же вообще только сегодня понял, что мои родители - тоже люди! И оказывается, с ними даже поговорить можно”.

Вот в этот момент я поняла, что работаем не зря.

- Вы правы. Ведь так непросто помочь найти взаимопонимание детям и родителям.

- Потому что нужно не только уметь говорить, но и уметь слушать. Есть у нас, например, очень глубокая практика, в ходе которой нужно максимально подробно рассказать о том, что ты будешь делать в свой выходной день. На этот тренинг однажды приехала семья: мама, папа и девочка лет 13. И она рассказала историю про художника, очень вдохновенно. Мама это молча выслушала, а потом говорит: “Так, хватит, сказки не рассказывай. Мы сюда пришли нормальное будущее планировать. Так что объясните нам, как сделать так, чтобы она начала учить биологию и стала хорошим стоматологом”. И повисла такая тишина… И в этот момент папа, который был с ними, абсолютно спокойно приобнял маму и говорит: "Пойдем, попьем кофе, а дочка пусть доделает задание и расскажет про художника".

- Спасибо большое папе за умение слушать.

- И пусть такой папа будет в жизни каждого из нас. Который позволит маме пить кофе, а дочери - самой мечтать, делать и выстраивать свою жизнь. Дети - это не обуза, это не проект и не задачка, которую нужно правильно решить. Отношение к детству и родительству может быть другим.

История из личного опыта. В Красноярске проходит ярмарка книжной культуры, в которой мы ежегодно принимали участие. Так получилось, что прямо перед мероприятием я стала мамой. И пришла на ярмарку с дочкой, которой было девять дней, она спала в слинге. И люди, представители издательств, задавали мне такой забавный вопрос: “Ребенок? Как так? Год назад же все нормально было!”. А я отвечала: “Ребята, открою тайну - и сейчас все неплохо”.

И вторая история. У нас проходила фотовыставка портретов детей, которые после определенных процедур полностью теряли голос. Висели их большие фотографии, внизу были репортажные фотографии и небольшие истории точек сил. Вижу, идет на выставку молодой человек. Высоченный, коротко стриженный, весь в черном, в берцах. Очень брутальный и агрессивный образ. Инстинктивно мне хотелось встать в проход и загородить наше пространство, не пустить его… Но он прошел, прочитал истории, и ушел так же быстро, как появился. Внутри себя я выдохнула, меня немного напугал агрессивный образ этого посетителя. Но прошло несколько минут, и он снова появился, так же резко, как в первый раз. Подошел, спросил: “Кто это сделал?”. Отвечаю: “Мы. А что?” Он протянул руку вперед, пожал мою, сказал: “Благодарю”. И ушел. А я поняла, что это было признание. И что человек не смог уйти, не выразив восхищения.

Эти истории, во-первых, показывают, что наши страхи перед детьми или какими-то взрослыми - часто лишь плод нашего воображения. Возможность переживать изменения внутри себя и дарить этот опыт людям - это очень ценно. Если хотите пережить такую трансформацию - приходите к нам. Мы научим вас делиться мудростью, которая есть внутри вас.

СПРАВКА

«Ассоциация мастеров» - это содружество людей, влюблённых в своё дело. Они создают пространство, где дети могут проявлять себя, становиться авторами, созидать, учится. Ассоциация мастеров – это более 20 практических направлений по интересам: слесарная и гончарная мастерские, кузница и мульт-студия, рисование в необычных техниках, блогерство, журналистика, видеомонтаж, прототипирование, шахматы, скрапбукинг. Отличительная черта обучения в Ассоциации – мастер не дает заданий, а начинает разговор с учениками с вопроса «Что ты хочешь делать?», «Что тебе нравится?». Наши ученики формулируют желания, цели, мечты и проходят путь от идеи до реального результата.

У Ассоциации есть разные форматы работы с детско-родительским сообществом в Красноярске. В числе наших постоянных проектов Семейный просветительский фестиваль «СемьяФест», Медиа-турнир «Маг контента», выставка философских фотографий «Азбука современности», Международный фестиваль детской авторской анимации «Мульт-Горой», родительский и детский клубы и другие.

Что объединяет все события – огромное уважение к авторской позиции любого человека о мала до велика, проектно-практико-ориентированное обучение, осознанность любых действий и поступков.

ЧТО ТАКОЕ ШКОЛА ЛИДЕРОВ НКО “НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ”?

Школа лидеров НКО “Новые горизонты” - это обучающий курс для руководителей и представителей некоммерческих организаций, помогающий им рассказывать о добрых делах на всю страну.

Проект реализует АНО "Агентство информационных проектов и инициатив "Чистая страна" при поддержке Фонда президентских грантов. Партнер проекта - Медиагруппа "Комсомольская правда"

Автор: Наталья СМИРНОВА