305,2K подписчиков

Особая дивизия «Р» с русским генералом: единственные предатели на службе немцев, которые избежали выдачи в СССР

4,9K прочитали

Безмятежный покой одной из пограничных застав маленького Княжества Лихтенштейн был довольно бесцеремонно нарушен за неделю до окончания Второй мировой войны. В ночь со второго на третье мая из Австрии подошла большая автомобильная колонна и проломив заграждения на нейтральной полосе въехала на территорию поста.

Охраняющие границу швейцарцы (от собственных вооруженных сил княжество отказалось еще в девятнадцатом веке) оказались не робкого десятка и, несмотря на то, что силы были явно неравны, открыли предупредительную стрельбу в воздух. Однако офицер из головной легковушки, над которой развевался триколор Российской Империи по-немецки прокричал просьбу прекратить огонь, так как в машине находится русский генерал.

Безмятежный покой одной из пограничных застав маленького Княжества Лихтенштейн был довольно бесцеремонно нарушен за неделю до окончания Второй мировой войны.

Колона остановилась, и из головной машины действительно вышел человек в форме генерала вермахта, который представился начальнику заставы следующими словами:

«Генерал-майор Хольмстон-Смысловский, командующий Первой русской национальной армией. Мы перешли границу, чтобы просить политического убежища. С нами в одной из машин находится наследник российского престола великий князь Владимир Кириллович и его свита».

Собственно говоря, заставить их вернуться назад или задержать у пограничников сил бы не хватило, поэтому колона проследовала дальше и к утру разбила лагерь у Рейна под деревушкой Шелленберг. Штаб колоны разместился в деревенской школе, над которой и подняли триколор.

Улаживать инцидент прибыл сам князь Лихтенштейна Франц Иосиф II со свитой. После двухдневных переговоров об условиях интернирования, нежданные гости сдали оружие и получили временное убежище.

Довольно скоро в Лихтенштейн приехали представители советских властей. Она потребовала выдачи всех интернированных, так как они должны рассматриваться как военные преступники. Однако в выдаче ей было отказано.

Лихтенштейн имел статус нейтрального государства и Ялтинские соглашения, в том числе и о безусловной выдаче, согласно международному праву на него не распространялись. Стоит добавить, что на международной арене интересы княжества представляла такая же нейтральная, но гораздо более влиятельная Швейцария. Таким образом крохотный Лихтенштейн с площадью 160 кв.км. (в 16 раз меньше Москвы) и населением 12 тыс. человек вошел в историю как единственное государство, отказавшее Советскому Союзу в выдаче русских солдат, воевавших на стороне немцев.

Генерал-майор Хольмстон-Смысловский. Фото в открытом доступе.
Генерал-майор Хольмстон-Смысловский. Фото в открытом доступе.

Впрочем, тогда советских офицеров подобный результат переговоров не устроил. Им удалось убедить вернуться домой около половины солдат интернированного подразделения Смысловского. Об их дальнейшей судьбе ничего не известно. Впрочем, догадаться несложно, в лучшем варианте длительные сроки в лагерях.

Пора дать небольшую справку об этом воинском формировании. Если говорить про перебежчиков, то у всех на слуху армия генерала Власова. Ее создали в военное время из советских солдат и офицеров, попавших в плен и выбравших предательство.

Однако, еще до ее появления уже действовали три военно-политические организации, созданные эмигрировавшими на Запад офицерами, объединившимися в Российский общевойсковой союз. Это Русский корпус генерала Штейфона, казаки Краснова и «Северная группа» генерала Смысловского.

В Первую русскую национальную армию «Северная группа» была переименована в начале апреля сорок пятого, за месяц до капитуляции. В отличие от Власовской армии командовали этими объединениями бывшие генералы и офицеры царской армии, а затем Белого движения. Гражданами Советского Союза они никогда не являлись, были идейными антисоветчиками.

Поручик Императорской армии Борис Смысловский в Гражданскую войну выбрал сторону белых. Начал еще в семнадцатом году с боев в Москве, а закончил в двадцатом в 3-й Русской армии воевавшей на стороне Польши в Украине. После разгрома и отступления обратно в Польшу армия была расформирована, однако Смысловский стал гражданином Польши и остался в Варшаве. Окончил в Данциге политех по специальности древообработка и устроился инженером на мебельную фабрику.

Офицеры дивизии «Руссланд». Фото в открытом доступе.
Офицеры дивизии «Руссланд». Фото в открытом доступе.

В середине двадцатых эмигрирует в Германию и идет служить в рейхсвер. Четырехгодичные разведывательные курсы при войсковом управлении окончил в тридцать втором, еще до прихода нацистов к власти.

Вторжение Германии в Советский Союз поддержал, так как считал, что немцы смогут разгромить большевиков, после чего Россия возродится. О своих наивных планах заявлял довольно откровенно:

«Победа Германских армий должна привести нас в Москву и постепенно передать власть в наши руки. Немцам, даже после частичного разгрома советской России, долго придётся воевать против англо-саксонского мира. Время будет работать в нашу пользу, и им будет не до нас. Наше значение, как союзника, будет возрастать, и мы получим полную свободу политического действия», говорил Борис Смысловский.

К этому времени он имел звание майора на службе гитлеровцам, и занимался разведкой в прифронтовой полосе под псевдонимом фон Регенау. Разумеется, он сразу принялся за создание русских добровольческих частей. Первый батальон на севере Восточного фронта он сформировал уже в июле сорок первого. К началу сорок третьего батальон разросся до дивизии, которая получила название «Особая дивизия R» под командованием фон Регенау, или дивизия «Руссланд». Разумеется, рядовой состав этой дивизии был укомплектован пленными бойцами РККА.

Дивизия поначалу вела исключительно разведывательно-диверсионную работу в прифронтовых советских тылах. Однако, когда в сорок третьем Смысловский получает чин полковника вермахта, он переводит дивизию в статус строевой и начинает принимать участие в боевых действиях непосредственно на фронте. Параллельно перед дивизией ставится задача борьбы с партизанами.

Борис Смысловский перед Первой мировой войной. Фото в открытом доступе.
Борис Смысловский перед Первой мировой войной. Фото в открытом доступе.

Смысловский, хотя и встречался с Власовым три раза, на сотрудничество с ним не пошел. Не сошлись в дележке шкуры неубитого медведя. Смысловский не разделял ни его взглядов на будущее устройство России, ни плана первоочередных действий. «Смоленское воззвание» Власова об объединении русских людей для борьбы на востоке с коммунистами, а на западе с капиталистами подписать отказался. Более того, начал устанавливать контакты с Армии Крайовой, Народно-трудовым союзом и Украинской повстанческой армией. Это привело к тому, что в конце сорок третьего его арестовали. Дивизия расформирована и перестает существовать как отдельное подразделение.

Следствие шло полгода. За это время нацисты осознали, что перегнули палку, и остались без огромного и постоянного поступления важных разведданных. Смысловского полностью оправдывают и даже награждают высшей наградой коллаборационистов орденом Германского орла. Ему предлагают вновь сформировать возглавить дивизию с той же задачей. С рядом принятых немецким командованием его условий по расширению полномочий и ограничению деятельности формирования только в пределах Восточного фронта он соглашается на это предложение.

В феврале сорок пятого вермахт уже трещал по швам, и Смысловский получает практически полную самостоятельность. После реорганизации в апреле дивизию «Руссланд» переименовывают аж в Первую русскую национальную армию, а Смысловскому присваивают чин генерал-майора вермахта. Впрочем, армией это назвать уже трудно, в результате боев из 12-ти батальонов в строю осталось пять сотен человек. Их и уводит из Польши через Австрию в нейтральный Лихтенштейн свежеиспеченный генерал вермахта, по пути прихватив с собой претендента на российский престол великого князя Владимира Кирилловича.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Князь Лихтенштейна Франц Иосиф II. Фото в открытом доступе.
Князь Лихтенштейна Франц Иосиф II. Фото в открытом доступе.

Впрочем, княжество в убежище наследнику престола отказало, он вынужден вернуться в Австрию, откуда бежал уже в Испанию, его согласился принять генералиссимус Франко.

Сам же Смысловский переехал в Аргентину, где организовал Российское военно-освободительное движение и даже был советником президента по вопросам борьбы с терроризмом. Потом перебрался в США. В 1966-м году вернулся в Лихтенштейн где и умер в 1988-м году дожив до 90 летнего возраста.

Он остался единственным русским генералом вермахта, избежавшем наказания за свои преступления в военное время. Похоже и у советских властей особого интереса к нему не было. Военные преступления не имеют срока давности, и при необходимости, его выдачи так или иначе бы добились, Советский Союз после войны был мощным государством. Но вместе с победой у советского государства появились и новые враги, которые были даже опаснее прежних. Тратить силы на поиск беглых нацистов, и их прихвостней уже не было смысла.

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍

А как Вы считаете, почему коллаборационисты этого подразделения избежали выдачи в СССР?