Больше 100 000 человек приходили 9 мая к памятнику Освободителям в Риге. Большинство из них были русские, но как минимум двадцать процентов - латыши.
Латышам есть чем гордиться в этот праздничный день. В годы Великой Отечественной против гитлеровских войск сражались воины 201-й Латышской стрелковой дивизии, 43-й гвардейской стрелковой Латышской Рижской дивизии, 308-й стрелковой Латышской краснознаменной дивизии, 130-го ордена Суворова Латышского стрелкового корпуса, летчики 24-й отдельной Латышской авиационной эскадрильи ВВС Красной армии, первого Латышского Режицкого бомбардировочного полка.
В суровые дни осени 1941 года Кремль охраняли латышские чекисты. Восемь торговых судов Латвии, не признавших вхождение республики в состав СССР и оставшихся за рубежом, осуществляли под флагом довоенной Латвии перевозки грузов антигитлеровской коалиции по Атлантике.
В битве под Москвой латышские стрелки сражались плечом к плечу с сибирскими, как во время Рождественских боев. В подмосковном Нарофоминске есть памятник латышам, защищавшим Москву.
Число латышей, воевавших с гитлеровскими полчищами, превосходит количество латышей, воевавших в СС. И 9 мая к памятнику Освободителям в Риге их приходило гораздо больше, чем радикалов, которые устраивают марши 16 марта.
Радикалам обидно, что большая часть латышей относится к легионерам как к маргиналам. И поэтому больше двух десятилетий продолжались нападки на памятник Освободителям, пока в конце концов он не был уничтожен.
Националист Игорь Шишкин пытался взорвать мемориал еще в 1997 году. В 2013 году Нацблок развернул агитационную кампанию с требованием снести памятник. Националистов тогда урезонил МИД Латвии, объяснив, что тот находится под охраной международных соглашений, заключенных Латвией.
"Президент Латвии, премьер и я четко обозначили нашу позицию по этому вопросу. Мы против сноса памятника по двум причинам. Во-первых, это может стать мощным стимулом для раскола общества. Во-вторых, инициатива противоречит соглашению России и Латвии от 1994 года и другим международным нормам", - заявил Эдгарс Ринкевичс, бывший тогда министром иностранных дел (ныне президент Латвии).
Спустя десяток лет все переменилось. Латвийские власти, предпочитавшие не замечать 9 Мая и напиравшие на европейский День победы над нацизмом 8 мая, спешно принятым законом запретили праздновать настоящий День Победы и стали преследовать всех, кто с этим не согласен.
Снесен памятник Освободителям в Риге и множество других монументов в Латвии, посвященных подвигу советского народа в годы той войны. Но память людская жива, и множество жителей Латвии, как и прежде, благодарны своим предкам, которые подарили им жизнь и свободу, не делая различия - латыши это или русские.