Николай Устинов - детский иллюстратор, который живет в наших сердцах

1,1K прочитали

Он рисует пейзажи, зверей и птиц, сказки, да разве все перечислишь. Достоверность рисунков поразительная. Просто невероятно, как один человек может столько видеть, знать и уметь показать все это на простом листе бумаги. За кажущейся легкостью, летучестью его кисти стоит кропотливый труд и многие сотни километров, которые прошел художник по родной земле... Ю. Коваль

Хороша взрослая жизнь, многое можешь себе позволить, найти время для хобби, творчества, увлечений, но есть в ней одна особенность - мы все возвращаемся в открытую дверь детства. А здесь: лето у бабушки, спелая клубника в ладошке, удочки на плече, кружка парного молока и краюха хлеба, игры с друзьями на улице до темноты, тихие летние вечера с любимыми детскими книжками.

И пусть многое забывается, но в душе оседает самое важное и нужное, даже если это и не совсем осознается, но остается навсегда. Часто, когда глаз за что-то цепляется, то начинает щемить где-то у самого сердца и вспоминаешь: "Так у меня же была такая книжка! Я помню ее! Те же картинки, текст! Это точно она!" Всегда есть то, что никогда не забыть, сколько бы времени не прошло.

Книги разных писателей с иллюстрациями Николая Устинова. Фото автора.
Книги разных писателей с иллюстрациями Николая Устинова. Фото автора.

Если вы не знаете этого художника, то наверняка помните его иллюстрации по своим детским книжкам. Главной темой творчества Николая Александровича Устинова - это родная литература великих русских мастеров.

Этот художник иллюстрировал книги М. Пришвина, Б. Бианки, П. Бажова, К. Паустовского, В. Коржикова, Ю. Коваля, И. Соколова-Микитова, С. Сахарнова, Г. Снегирёва, У. Шекспира, Братьев Гримм...да всех и не перечислить... Его знали и любили многие поколения читателей. Более четырех сотен книг для разных издательств: "Детская литература", "Малыш", "Художник РСФСР".

Николай Устинов родился в Рязани 10 июля 1937 года. Его родители были московские студенты, затем стали аспирантами: папа - архитектор, мама - химик. Своего угла в столице не было, поэтому маленький Николай был отправлен на попечение дедушки и бабушки по линии матери. Дмитрий Иванович и Елена Ивановна во внуке души не чаяли.

Дедушка ходил со мной гулять в городской сад. Позже он рассказывал, как я бегом бегал вокруг клумбы, всё быстрей, быстрей, и вдруг – хлоп! И, конечно: «а-а-а!!!» Недалеко от нашего дома был вокзал – там я тоже любил бывать, мне очень нравились поезда. Поезда я выкладывал на полу из всего, что попадало под руку – коробок всяких, тюбиков и прочего. Поезд! Можно далеко ехать – наверно, это меня занимало. А когда всё это ещё с фонарём да дымом – красота какая... (Из воспоминаний Н. Устинова)

Родители приезжали проведывать сына при любой возможности. По своей профессии папа много рисовал, а маленький Николай приглядывался, да и себе повторял. Наука эта не казалась ему очень уж мудреной.

Поэтому как только "карандаш стал больше меня слушаться, я всё пытался вождей нарисовать – Сталина с усами, Ворошилова в портупее. Как я любил вождей! Как предмет изображения, конечно... Когда наступали революционные праздники, я в восторге врывался в комнату, крича: «Бабуся, вождей повесили!» Я обожал демонстрации – ухают литавры, трубят трубы, движется толпа, много всего несут – лозунги всякие, ещё какую-то красоту на палках, флаги и опять же портреты вождей. Очень много красного цвета, ощущения праздника!" (Из воспоминаний Н. Устинова)

А затем, началась война...летом 1941 года отец Николая ушел на фронт... Весь мир замер в ожидании и волнении. В дурманящем летнем воздухе повисла тревога. Лица взрослых стали озабочены, женщины часто вздыхали, утирая уголки глаз краешком платков, мужики почесывали бороды и напряженно ждали новостей. Осенью стало веселее - приехала мама, но не надолго. Немец наступал. Рязань часто и долго бомбили.

Было решено, что мама заберёт меня и поедет в деревню, где жил Иван Мефодьич – восьмидесятилетний отец дедушки, дедушка мамы и, стало быть, мой прадедушка. Деревня, вернее, село с двухэтажной зелёной школой, церковью, превращённой, естественно, в зерновой склад, называлось Летники – это юго-восточная, степная часть Рязанской области.

(Из воспоминаний Н. Устинова)

Так потекли суровые дни войны. В учебное время мама Николая вела уроки, а летом работала на полевых работах с остальными женщинами: полола, жала, вязала снопы. Прадеду Николая Устинова было глубоко за 80 лет, но был он все еще крепким стариком: работы не чурался, рыбу ловил, содержал огород по силам и козу, что в военное время было очень даже неплохо.

Со временем дед и бабушка перебрались в Летники из Рязани, а мама Николая вернулась в Москву.

Война все шла и шла своими громадными сапожищами, сбивая утреннюю росу с полевых цветов, неся смерть, слезы и утраты...мужики - на войне, женщины, подростки и старики - на полевых работах... Все для фронта! Все для победы! Мама приезжала сыну и родным достаточно часто, привозила книжки, рисовальные принадлежности, все, что могла достать.

«Золотой ключик» Толстого, «Рассказы о животных» Чарушина с его же картинками или старинный том со старинной орфографией – «Индейские сказки» – с ума сойти! «Приключения Тома Сойера», «Приключения Мюнхгаузена»! «Мюнхгаузена» я читал вслух в своём втором классе.

(Из воспоминаний Н. Устинова)

В 1946 году мобилизовали отца Николая Устинова с фронта. Вот это была радость, когда родители приехали за сыном в Летники! В Москву вернулись все вместе. Столько событий и впечатлений: Третьяковская галерея, парк Горького, зоопарк, кукольный театр, кинотеатр "Художественный" на Арбате и "Золотой ключик". Радости мальчишки не было предела. Он опять рисует, рассматривает работы отца, привезенные с фронта.

Фото Николая Устинова, 1948 год
Фото Николая Устинова, 1948 год

А уже в 1948 году, окончив 4-ре класса общеобразовательной школы, Николай поступает в первый класс Московской средней художественной школы.

Первое, что я спросил: «В этой школе учатся с девчонками?». Папа, глядя на мою кислую физиономию, сказал, что такие «женоненавистники» обычно рано женятся. И ведь как в воду глядел! Я женился на девчонке из своего класса, на моей Юлии Петровне… (Из воспоминаний Н. Устинова)

Здесь были обычные предметы пятого класса, но и специальные - рисунок, живопись, композиция. А все ребята невероятно преданы общему делу и одному интересу - рисованию. Каждое лето Николай Устинов с одноклассниками и педагогами выезжал на природу: Муханово, Поленово. А вокруг невероятная красота и все хотелось запечатлеть, запомнить, написать...но несмотря на это дети оставались детьми...и были проказы, проделки, шалости...

Купаться на Оке можно только «организованно», но я до сих пор горжусь – мне на вечерней линейке объявили выговор «за самовольный заплыв на середину Оки. (Из воспоминаний Н. Устинова)

В школе были прекрасные педагоги, которых Николай Устинов вспоминал с большой теплотой и благодарностью. Например, Андрей Петрович Горский, который окончив Суриковский институт, пришел учить ребят. Запал в душу, но проработал не сильно долго...

Нам, пятнадцатилетним, он говорил «вы». От него мы в первый раз узнали, что старинная русская иконопись есть глубокое, высочайшее искусство. Он приносил большие фотографии с произведений старых мастеров...

(Из воспоминаний Н. Устинова)

А затем был Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова (1955-1961гг). Учился будущий художник на графическом факультете у Б.А. Дехтерёва, Ю.П. Рейнера, М.М. Черемных. И в мыслях было рисовать карикатуры, работать в "веселой" книге. Несколько раз Николай Устинов напечатался в журнале "Крокодил", но со временем стал понимать, что этот жанр совершенно не для него.

Он несколько лет рисовал животных в зоопарке, а затем, по громадному желанию супруги, купил деревенскую избу в 1967 году под Переславлем-Залесским. Вот тогда и пришло великое вдохновение и раскрылась лирическая литература нежными звуками скрипки...зазвучала деревенская песнь в природе, деревне, животных...словно сказка распахнула свои двери и рубеж сопротивления был преодолен.

В этой избе я сделал и Пришвина, и Геннадия Снегирёва, и Соколова-Микитова, и стихи о природе русских поэтов – почти с натуры, а также русские сказки. И русскую классику – Тургенева, Толстого... (Из воспоминаний Н. Устинова)

А на самом деле иллюстрировать детские книги художник Николай Устинов стал еще на пятом курсе. Главный редактор Детгиза Б. А. Дехтярев предложил сделать иллюстрации для книги А. Введенского "Когда я вырасту большой". Шел 1960 год. Тогда же и началось сотрудничество с газетой "Пионерская правда". В 1963 году Николай уже рисует для детского журнала "Мурзилка", затем присоединяется "Роман-газета" и журнал "Жили-были". Художник принимает участие в создании знаменитой и многим знакомой отечественной энциклопедии "Что такое? Кто такой?" (1968 год) и знакомится с писателем Юрием Ковалем.

Они становятся большими друзьями и долгие годы работают вместе. Николай Устинов иллюстрирует книги Ю. Коваля: "Кепка с карасями", "Весеннее небо", "Полынные сказки" и многие другие.

А к 50-летию своего друга, заслуженного художника РСФСР, в журнале "Юный натуралист" будет напечатан небольшой очерк Ю. Коваля "Освещенные окна".

Николай Устинов - художник удивительного внутреннего звучания. Он постоянно находился в периоде открытий, находок, впечатлений, видел большое в малом и мог это передать миру, своим юным читателям.

Мастерство художника проявлялось в нем, как второе дыхание - легкое, свободное, ничем не стесненное. Все словно сливалось в едином ритме жизни, связывалось невидимыми, непрерывными нитями. Вот поэтому он так легко мог передать совершенно любые переживания, чаяния, рассуждения поэтов и писателей. Будто одно дыхание на двоих, одни крылья для полета...

Его рисунки наполнены жизнью, они живые и сами рассказывают свои истории. В них живет душа художника, наполняя звучанием музыки. В них - свет! Чтобы его почувствовать нужно замереть, отключиться от реальности и услышать это тепло, которое пробивается сквозь облака и листву, и словно солнечный зайчик замирает в траве. Стать на время ребенком, чтобы увидеть глубину работ, в которых живет любовь, способная затронуть и обогатить душу...и хочется раскинуть руки, расправить крылья и полететь, поплыть над этими необъятными просторами, как лягушке-путешественнице...почувствовать эту мощь и силу великой земли русской...

Однажды на книжной выставке в Сокольниках иллюстрации Николая Устинова увидел немецкий издатель Герхард Шрайбер. Это случилось в 1979 году - в расцвете творчества художника. Он был в полном восторге, охарактеризовав работы мастера только двумя словами - воздух и свет. И был совершенно прав! Шрайбер предлагает интересное сотрудничество - заказывает иллюстрацию книги, в которую входят 12-ть сказок шести стран мира - Германии, Франции, Испании, Швеции и СССР. Два сборника "Прекраснейшие сказки для целого года" были изданы в 11-ти странах. Удивительную и прекрасную душу художника узнал весь мир.

Потом их печатали в России и по отдельности, и в сборниках. А я после этой книги стал иллюстратором-сказочником. (Из воспоминаний Н. Устинова)

В 2000 году Николаю Александровичу Устинову присвоили звание Народного художника РФ.

6 августа 2023 года художника не стало...и мир обеднел...вроде бы все как всегда: солнечные зайчики просвечивают листву деревьев, жужжат пчелы, поют птицы, журчит вода в ручье, а ветви фруктовых деревьев сгибаются под тяжестью нового урожая...только ушел великий мастер, который чувствовал мир душой и раскрывал его в своих иллюстрациях...есть воздух и свет, но лишь мастер рисует теперь в других мирах...

Николай Устинов - народный и такой родной художник Российской Федерации.
Николай Устинов - народный и такой родной художник Российской Федерации.

Перестук колес, скрипящие половицы, весенняя капель, курлыканье журавлей, кваканье древесной лягушки и огненные краски осеннего леса...вот именно в этом и есть весь Николай Устинов...он среди нас, в каждой своей работе...важно просто это помнить и бережно хранить, чтобы передавать своим детям, внукам...нежно и осторожно...в раскрытых ладошках...

Всегда с вами - Летящая стрекоза))

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))