191,8K подписчиков

Эта девушка – не утопленница: раскрываем тайны картины Перова

9,3K прочитали

Немногие художники вели дневники, где рассказывали о смыслах своих картин. Поэтому, благодаря выдумкам искусствоведов, знаменитые полотна обрастают различными историями.

Однако были и те, кто подробно рассказывал о создании картин. Среди таких творцов – Винсент Ван Гог, Сальвадор Дали и русский художник Василий Григорьевич Перов, о картине которого мы и расскажем в этой статье.

Немногие художники вели дневники, где рассказывали о смыслах своих картин. Поэтому, благодаря выдумкам искусствоведов, знаменитые полотна обрастают различными историями.

Произведение Перова «Фанни под № 30» описывает историю создания картины «Утопленница», работу над которой художник завершил в 1867 году.

Начнем с героев картины. Все они срисованы с натуры. Кто же был прототипом утопленницы? Известно, что художник попросил знакомого врача провести его в морг. В скором времени к Перову пришел сотрудник «подвала» – солдат Заверткин. Он сообщил, что ему поручили найти для художника «натурщицу», однако, в морге нет женщин – только арестанты да повесившийся кучер.

Перову не пришлось долго ждать.

Через несколько дней Заверткин доложил, что женщин появилось довольно много, можно выбирать. Василий Григорьевич удивился тому, что сам солдат жил рядом с мертвыми, в соседней комнате. Вот как художник описывает сцену поиска «утопленницы»:

«Заверткин бесцеремонно начал сдергивать с них простыни, приговаривая: – Эво! Сколько у нас красавиц-то! Выбирайте, ваше благородие, которая вам более подходяща».

Когда художник указал на один из трупов, показавшийся ему всех моложе, Заверткин бесцеремонно раздвинул ногой покойников направо и налево, взвалили тело женщины на плечо и вышел с ним из комнаты.

«Заверткин нес свою ношу, как мешок с овсом, и, остановясь, спросил:
– Где прикажете положить?»

Перова удивило такое поведение. Он спросил солдата, не боится ли тот жить рядом с покойниками. На что Заверткин ответил, что бояться нужно живых. Он же, когда напивается, уходит от жены к покойникам, раздвигает их в стороны, ложится рядом и спит – прохладно, и муха не тревожит.

Немногие художники вели дневники, где рассказывали о смыслах своих картин. Поэтому, благодаря выдумкам искусствоведов, знаменитые полотна обрастают различными историями.-2

Василий Григорьевич был шокирован, но продолжил работать над картиной.

Мужчина на полотне списан с Заверткина. Так художник запечатлел его равнодушие и безразличие к мертвым.

Главная героиня

Перов также узнал о судьбе натурщицы. Это была женщина легкого поведения. Ее «хозяйка» рассказала, что произошло с девушкой. Три дня назад она была весела, пела и пила. Но ночью ей стало плохо.

«Фанни лежит на постели, а из нее кровь так и хлещет, так и хлещет… Мы и то и се… Со страху-то ничего не найдем, да и что сделать – не знаем… Но, слава богу, кровь поунялась немножко, а как она пришла в чувство, тогда мы ее поскорей на извозчика, да и в больницу».

Кровотечение остановить не удалось. В больнице девушку не спасли. Так она оказалась соседкой Заверткина. Поэтому «утопленница» вовсе не тонула! Но спорить с замыслом художника не стоит, ведь картина получилась превосходной.

Немногие художники вели дневники, где рассказывали о смыслах своих картин. Поэтому, благодаря выдумкам искусствоведов, знаменитые полотна обрастают различными историями.-3

Некоторые искусствоведы уверены, что стихотворение английского поэта Томаса Гуда «Мост вздохов» также повлияло на детали работы. Так, трагичность сюжета раскрывают краски раннего утра, город с его церквями, золотыми куполами и дворцами просыпается, а главная героиня мертва, жизнь рядом с ней остановилась.

Что стало причиной смерти – художник не дает ответ на этот вопрос. Разве это уже имеет значение?

Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

Немногие художники вели дневники, где рассказывали о смыслах своих картин. Поэтому, благодаря выдумкам искусствоведов, знаменитые полотна обрастают различными историями.-4