Десант на Фрише Нерунг, кто высаживался? (и на чем?)

321 прочитал

К утру 25 апреля 1945 года в гавани Пальмниккен (ныне г. Янтарный) собралось достаточно много всяких-разных советских катеров. Здесь находились

-торпедные катера типа Г-5 (№№ 801, 802, 803, 805, 807, 15, 61, 81) из состава 1-й Краснознаменной бригады торпедных катеров под командованием капитана 2-го ранга Осипова,

-катерные тральщики типа «Р» (№№ 376, 377, 716,717, 803, 805),

-катера типа «КМ» (№№ 95, 99, 119, 847, 848, 849) под командованием капитан-
лейтенанта Дудина.

В море у входа в гавань находились торпедные катера 183 (типа Д-3), 145 и 804 (типа Г-5). На походе к гавани находились две группы катеров типа Д-3 (№№ 76, 96, 185, 188) под командованием капитана 3-го ранга Героя Советского Союза В.М. Старостина и вторая группа (№№ 56, 36, 136, 47) под командованием капитана 3-го ранга Героя Советского Союза А.Г.Свердлова.
Для чего? Готовился десант на косу Фрише Нерунг. Командовал операцией командир Пиллауской ВМБ (база временно размещалась в городе Тапиау, ныне Гвардейск) контр-адмирал Н. Фельдман. Общее руководство осуществлял командующий Юго-Западным морским оборонительным районом Балтийского флота вице-адмирал Н. Виноградов.

Коса Фрише-Нерунг (она же ныне Балтийская или Вислинская коса), отделяющая море от залива Фришес-Хафф, имеет в длину около 60 км. Её ширина колеблется от 300 метров до 2 км. Сейчас на карте это выглядит примерно так:

К утру 25 апреля 1945 года в гавани Пальмниккен (ныне г. Янтарный) собралось достаточно много всяких-разных советских катеров.

Это была Западная группа десанта, которая должна была высадиться на косу со стороны моря. Кто должен был высаживаться?

Должен был высадиться "сводный полк 83-й гвардейской дивизии" под командованием полковника Белого. Полк - название условное, в составе «сводного полка» числилось всего 597 человек с 12 пулеметами, 12 минометами и 10 ПТР. Огневую поддержку высадке должны были оказывать три бронекатера ( №№ 508, 511, 513).

Что это были за катера?

Катера КМ-4

С катерами КМ все просто (о них мы уже рассказывали ранее) Катер типа "КМ-4" это водоизмещение 12 т; размерения 19,3×3,4×0,8 м; 2 бензиновых двигателя мощностью 126 л.с; Скорость 10 уз.; Дальность плавания 220 миль. Экипаж 10 человек, Вооружение 1 – 7,62-мм пул. Десантовместимостть (с потерей боеспособности) 30 человек. В годы войны переоборудовались в КАТЩ (184 ед.) и СКА (60 ед., включая катера-дымзавесчики). Больше всего их было именно в Балтийском флоте.

К утру 25 апреля 1945 года в гавани Пальмниккен (ныне г. Янтарный) собралось достаточно много всяких-разных советских катеров.-2
К утру 25 апреля 1945 года в гавани Пальмниккен (ныне г. Янтарный) собралось достаточно много всяких-разных советских катеров.-3

Катерные тральщики типа «Р»

Или в просторечии "Рыбинцы". Пректировало их КБ Рыбинского СЗ. Катера были заказаны как учебные для курсантов ВМУ. Технический проект разработан в 1935 г., головной катер сдан в сентябре 1937 г. В 1939 г. в связи с усложнением международной обстановки катера были переданы КБФ и использовались как сторожевые вплоть до окончания финско-советского военного конфликта, после чего началось их переоборудование в КАТЩ. В ходе переоборудования на катерах устанавливались ручная тральная лебедка и новые радиостанции, заменялись обе мачты и гидромуфты, оборудовалась каюта командира. Переоборудованные катера участвовали в ПМД на Балтийском и Черноморском ТВД.

Водоизмещение 26 тонн, Главные размерения, м 28,0x3,3x1.06, Главная энергетическая установка: бензиновый двигатель марки ЗИС-5 (2x68 л.с.)
Скорость хода, уз: полная 9,3 Десантовместимость 30 человек. Вооружение 1 пулемет.

К утру 25 апреля 1945 года в гавани Пальмниккен (ныне г. Янтарный) собралось достаточно много всяких-разных советских катеров.-4

Торпедный катер Г-5

Про них написано ОЧЕНЬ много. Два авиационных мотора АМ-34 конструкции Микулина производства завода № 24. Для работы в морских условиях моторы были модернизированы (сняты нагнетатели) и получили обозначение ГАМ-34. Частота вращения 2000 об/мин. Трёхлопастные гребные винты диаметром 680 мм. Для малозаметного хода выхлоп мог переключаться на подводный.
Могли поддерживать максимальную скорость (51 узел) в течение 15 минут, полную (47 узлов) — 1 час, экономичную (36 узлов) — 7 часов. Горючее — бензин Б-74 или смесь из 70% Б-70 и 30% спирта. По "десантовместимости" этих катеров вопрос открытый: там все сложно. Иногда десантников размещали в желобах снятых торпедных аппаратов. Мореходность всего 3 балла.

К утру 25 апреля 1945 года в гавани Пальмниккен (ныне г. Янтарный) собралось достаточно много всяких-разных советских катеров.-5

Торпедный катер Д-3

С катерами Д-3 все чуть лучше. Полное водоизмещение чуть более 32 тонн. Максимальные размеры: 21,6 × 3,9 × 0,8 м. Корпус катеров из дерева, толщиной до 40 мм. Для защиты днище сделано трёхслойным, а борт и палуба двухслойными (наружный из лиственницы, внутренний из сосны). Обшивку крепили медными гвоздями из расчета 5 гвоздей на квадратный дециметр. При малых повреждениях сосна набухала и затягивала пробоины и отверстия. Как балласт использовались обычные кирпичи.

Просто эффективно, мореходность приличная. Катера строились на заводах в Ленинграде и Сосновке (Кировская область) Корпус разделялся на пять водонепроницаемых отсеков: в первом форпик, во втором — четырёхместный кубрик, также были камбуз, выгородка для котла и радиокаюта (предусмотрен обогрев для них). Навигационное оборудование было лучше, чем на катерах типа Г-5. На борт можно взять и десантную группу. Экипаж из 8-10 человек позволял катеру долго действовать вдали от базы.

Скорость зависела от двигателей: двигатели семейства ГАМ-34 давали ход от 32 до 37 узлов, американские двигатели Packard 4M-2500, поставлявшиеся по ленд-лизу — до 48 узлов. Дальность плавания при максимальной скорости до 320—350 миль, при скорости 8 узлов — 550 миль. Катер мог быть задействован при ветре не более 6 баллов. Десантовместимость 45 человек. Но есть нюанс: эти катера находились не в составе группы высадки, в группе прикрытия.

К утру 25 апреля 1945 года в гавани Пальмниккен (ныне г. Янтарный) собралось достаточно много всяких-разных советских катеров.-6

Что можно сказать по поводу состава Западной группы: плавсредства разнотипные, с разной мореходностью и скоростью. Загрузка катеров штатная. Смущает только одно: десант относительно небольшой, а немецкий гарнизон на косе приличный (о нем чуть позже).

Надежда была на то, что после высадки, десант должен был соединиться с Восточной группой, которая высаживалась на косу с "внутренней стороны" (со стороны залива), и потом, объединенной группой должен был руководить командир 260-й бригады морской пехоты. Правда, как показывал опыт, взаимодействие "моряков" и "армейцев" - всегда имело свои сложности, но не будем забегать вперед.

С восточной группой десанта все сложнее. 23 апреля в освобожденном Циммербуде (ныне Светлый) 260-я бригада морской пехоты КБФ с приданными частями провела учения по высадке десанта. 24-го апреля тренировки продолжились.

К утру 25 апреля 1945 года в гавани Пальмниккен (ныне г. Янтарный) собралось достаточно много всяких-разных советских катеров.-7

Состав сил десанта более или менее ясен такой же "сводный полк" (кто-то пишет даже "усиленный") 260-й бригады морской пехоты (676 человек) в составе двух батальонов и батальон морской пехоты 487 отдельного дисциплинарного батальона Краснознаменного Балтийского Флота (бывшая 612-я штрпафрота, под командованием подполковника А. О. Лейбовича), второй эшелон - сводный полк 43-й армии (588 человек). С кораблельным составом все сложнее. В одних источн6иках фигурируют торпедные катера, в других бронекатера БФ. "Хроника" (Выпуск 8) пишет о 10 бронекатерах. Судя по всему, в этом районе действовал 2-й дивизион бронекатеров. По документам для высадки Восточного десанта на косу Фрише Нерунг было выделено 9 бронекатеров №200, 201, 202, 204, 205, 206, 212, 213, 214 проекта 1125, 2 мотобота, 2 буксира, 2 баркаса, 4 катера – тральщика, один из которых - катер-тральщик типа «КМ-4». Но, еще до начала операции отряд понес потери. Бронекатера №212 и 202 вышли из Циммербуде 25 числа, но подорвались на минах, один затонул (№202 погибло 2 краснофлотца), второй был отбуксирован в Пайзе (там же, рядом, это второй населенный пункт из которого родился Светлый).

Но началось все не с десанта, а, со взятия Пиллау. (О нем в следующей статье)

К утру 25 апреля 1945 года в гавани Пальмниккен (ныне г. Янтарный) собралось достаточно много всяких-разных советских катеров.-8