Маршал Победы: каким был Георгий Жуков

3,8K прочитали

 «Если бы в германской армии был хотя бы 
 один такой генерал, как Жуков, Германия 
давно бы завоевала мировое господство».

«Если бы в германской армии был хотя бы 
 один такой генерал, как Жуков, Германия 
давно бы завоевала мировое господство».

Адольф Гитлер

Всем известно, как много сделал маршал Георгий Жуков для победы Советского Союза над фашистами. Однако его личность до сих пор вызывает споры. Рассказываем, каким на самом деле был великий полководец.

Все мы знаем о том, что маршал Георгий Жуков брал Берлин, принимал капитуляцию Германии и парад на Красной площади в 1945 году. Однако несмотря на титул Маршал Победы, о Георгии Жукове остались противоречивые воспоминания. Некоторые называли его «человеком страшным и недалеким», другие восхваляли, называя великим. Тем интереснее прочитать воспоминания, оставленные о полководце сослуживцами, которые лично общались и воевали с ним во время Великой Отечественной войны.

Первое, что поражало при знакомстве с Жуковым — его обходительность. Сослуживцы отмечали, что в общении он был ровен, спокоен. Так, к своему личному водителю он всегда обращался на «ты», но по имени-отчеству, хотя тому было лишь 24 года. Во время разговора Георгий Константинович был учтивым собеседником. Не прерывал, внимательно выслушивал.

 «Если бы в германской армии был хотя бы 
 один такой генерал, как Жуков, Германия 
давно бы завоевала мировое господство».-2

Военный историк Николай Светлишин писал: «Однажды мне показали солдата-артиллериста, с которым маршал Жуков ел из одного котелка кашу. «Неужели правда?» — не удержался, спросил я бойца. «Обычное дело, — заверил меня пожилой солдат. — Подошел, присел рядом на станину орудия, расспросил о доме. Ну-ка, говорит, попробую, чем моих орлов кормят! Адъютант подал ложку…»

Личный водитель Жукова Александр Бучин вспоминал: во время поездок, даже если в машине находился кто-то еще, о войне полководец предпочитал не говорить. Беседы обычно велись на отстраненные темы: погода, родной край, семья. Вообще Георгий Константинович никак не подчеркивал, что он человек военный. Например, практически не носил оружия. «Иногда, правда, у него был с собой пистолет, который он держал в перчаточнике — ящике на приборной панели машины. А вокруг офицеры и генералы в свободное время порой хвалились друг перед другом причудливыми пистолетами. Иной генерал возил с собой в машине автомат, в ногах ручные гранаты», — отмечал Бучин.

Во время сражений Жуков мог приказать водителю поехать в какое-то опасное место, чтобы увидеть собственными глазами, что происходит. Его водитель приводил такой пример: «Едем в ясную погоду, на дороге — громадная воронка. „Стой!“ — командует Жуков. Открыл дверь, встал на подножку, из-под низко надвинутого козырька смотрит на немецкие пикировщики, бомбящие совсем рядом. У меня, честно говоря, мурашки пошли по коже, а если немец немного, совсем немного довернет, что тогда? А бомбы свистят и оглушительно рвутся. Жуков внимательно смотрит, молча, что-то соображает. Сел. Хлопнул дверью: „Поехали!“ Нам он не объяснял, зачем и почему останавливались. Конечно, Георгий Константинович был храбрейшим из храбрецов. Обладал каким-то спокойным мужеством».

При этом нужно понимать, что Жуков был одной из главных целей для фашистов на фронте. Бучин вспоминал, как однажды они ехали в штаб другой дивизии. И еще до прибытия заметили, что немецкие самолеты бомбят с каким-то особым остервенением небольшую деревушку, куда они и направлялись. Вскоре выяснилось, что немцы каким-то образом узнали, что должен был приехать Жуков. После этого случая сослуживцы стали именовать маршала как-нибудь иначе, избегая его настоящего имени, обычно «Константиновым».

Да, трусом Жуков точно не был. Сослуживцы говорили, что во время овладения Ельней, первой крупной победы Красной Армии в Великую Отечественную войну, он часто был чуть ли не на линии огня, доходил не только до штабов полков, но и до траншей переднего края. Внимательно изучал участки местности и степень влияния ее на ход боевых действий. Сопровождающим лицам он запрещал следовать за ним. К машине Жуков часто возвращался весь в пыли, а в непогоду с грязными потеками на коленях, гимнастерке, особенно на локтях. Значит, опять ползал. Конечно, в любой момент мог быть убит.

 «Если бы в германской армии был хотя бы 
 один такой генерал, как Жуков, Германия 
давно бы завоевала мировое господство».-3

Всегда сдержанный и спокойный Георгий Константинович никаких вольностей в поведении себе не позволял. За те несколько лет, что Бучин у него прослужил, он вспомнил лишь один случай, когда Жуков, что называется, расслабился. Было это на День артиллерии, 19 ноября 1944-го. Георгий Константинович приехал в штаб армии Чуйкова, и, видимо, там его пригласили отметить праздник. «Отметили» очень хорошо. Во всяком случае, когда пришла пора возвращаться, маршал просто-таки ввалился на сиденье «Мерседеса». Тронулись, едем. И вдруг Георгий Константинович обнял меня со словами: «Саш-шка! Я тебя люблю…». Говорю ему: «Товарищ маршал, не мешайте, а то угодим в кювет!». Жуков отодвинулся и задремал.

В Георгии Константиновиче ничего не было показного. Он был открытым человеком, с широкой русской душой. Известно, что он терпеть не мог наушничество и доносы. Если у кого-то были претензии, докладывай, но, упаси Боже, не за спиной другого. Говорил он всегда то, что думал. Более того, известно, что он первым из окружения Иосифа Сталина стал возражать ему и отстаивать свою точку зрения по крупным вопросам.
«Я читал, что Жукова какие-то генералы упрекали (задним числом!) в резкости и даже грубости, свидетельствую: это оговоры. Никогда в моем присутствии не было случая, чтобы он накричал на подчиненного. Сурово говорил — да, распекал — да, но крик и оскорбления — этого не было. Он всегда держал себя в руках, не опускался до брани», — вспоминал Александр Бучин.

Соратники Георгия Жукова говорили, что в минуты смертельной опасности он становился как бы собраней и энергичней. В своей книге «Кремль. Ставка. Генштаб» генерал-полковник Юрий Горьков писал: «Его [Жукова] аналитический ум полководца, способности к синтезу позволяли ему охватить за минимальное время сразу всю стратегическую обстановку и расчленить ее по деталям с выделением главных звеньев, составляющих самую ее суть. Все это позволяло ему делать правильные выводы и принимать адекватные обстановке решения».

 «Если бы в германской армии был хотя бы 
 один такой генерал, как Жуков, Германия 
давно бы завоевала мировое господство».-4

По словам Горького, в сложных условиях поток информации на КП фронтов в единицу времени возрастал до сотен тысяч знаков в минуту. Во многих случаях этот поток не мог дойти до командующего из-за ограниченных возможностей связи. В это время огромное значение имели интуиция и предвидение развития обстановки, дающие возможность быстро сделать расчет и сокращенное умозаключение из бесчисленного множества сведений без выпадения каких-то звеньев. В эти минуты иногда не представляется возможным рассуждать и объяснять подчиненным то или иное решение. Здесь нужны быстрые, четкие и конкретные распоряжения и приказы, исключающие любые дискуссии.

Иосиф Сталин верил в непревзойденные способности Георгия Константиновича как полководца. Известно, что в ноябре 1941 года, когда Москва находилась в наиболее уязвимом положении, Верховный спросил:

— Вы уверены, что мы удержим Москву? Я спрашиваю Вас об этом с болью в душе, говорите честно, как коммунист.

— Москву, безусловно, удержим…

Этот эпизод отлично прокомментировал в книге Юрий Горьков: «Это был поистине мужественный ответ, ответ не столько И. В. Сталину (сама постановка Верховным вопроса о возможности удержать Москву говорит о его сомнениях по этому поводу), но прежде всего народу, армии. Кстати, именно в эти ноябрьские дни, по указанию И. В. Сталина, а порой и без его указаний, наиболее важные объекты столицы работники ведомства Л. П. Берия начали готовить к взрыву. <…> Тем не менее, Георгий Константинович, вопреки мнению перетрусившего окружения Верховного, однозначно заявил: Москву не сдадим! Этим ответом он, в сущности, спас столицу от разрушения, уберег от смерти десятки тысяч москвичей. Даже не соверши Г. К. Жуков в своей жизни ничего более, имя его осталось бы навечно в истории и памяти народной».

 «Если бы в германской армии был хотя бы 
 один такой генерал, как Жуков, Германия 
давно бы завоевала мировое господство».-5

Сегодня многие историки задаются вопросом, был ли Жуков верующим человеком. Показательный эпизод приводит в мемуарах дочь маршала Мария Георгиевна, о котором она случайно узнала. Это случилось под Сталинградом, в разгар немецкого наступления со стороны Дона. Солдаты в траншее готовились к бою, а на горке глинистой земли стояла икона Пресвятой Богородицы. Это заметил Жуков. Командир полка, командир дивизии кинулись было извиняться — мол, недоглядели. Жуков взглянул на них, махнул рукой, как делают, когда человеку бесполезно что-то говорить: «Эх, вы…» Он пошел к солдатам, узнал, что сержант с женой, оба воронежские из деревни Тимонинской, перед войной иконку в церкви освятили. В итоге икона осталась на своем месте.

Победа в Великой Отечественной войне досталась Советскому Союзу непростой ценой. И большой вклад в такой исход внес непревзойденный полководческий талант Георгия Константиновича. Сам Жуков в одном из интервью так высказался о поражении фашистов: «Чтобы понять значение нашей Победы, надо хорошо представлять, что нам угрожало. А под угрозу было поставлено все: земля, на которой мы живем, — фашисты ее хотели отнять: наш общественный строй — для фашистов он был главным препятствием к достижению мирового господства; поставлено под угрозу было существование народов нашей страны. По плану фашистов население занятых территорий подлежало уничтожению или превращению в рабочую силу нацистской империи. Мы схватились с фашизмом, когда почти вся Европа была им повержена. Мы оставались для многих людей и наций последней надеждой. Мир затаил дыхание в 1941 году: выстоим или фашисты и тут возьмут верх? <…>. Мы победили. Армия наша не только смела захватчиков со своей земли, но и освободила от фашизма Европу. Колоссально вырос в мире авторитет нашего государства. У миллионов людей на земле укрепилась вера в социалистический строй. Вот что значила наша Победа».

Источник:

  1. Маршал Жуков. Воспоминания дочери (www.orthedu.ru/books/history/zhukov.htm)
  2. Личный водитель Жукова рассказал, каким полководец был в 1941-м (www.rg.ru/1994/05/07/buchin.html)
  3. Маршал Жуков о первых днях войны, героизме солдат, Иосифе Сталине и цене победы (www.iz.ru/1256887/arsenii-zamostianov/spasitel-otchizny-pochemu-rossiia-nikogda-ne-zabudet-georgiia-zhukova)
  4. Он побеждал там, где другие падали духом (www.stoletie.ru/territoriya_istorii/on_pobezhdal_tam_gde_drugije_padali_duhom_2011-12-01.htm)
  5. Личный водитель маршала Жукова оставил воспоминания о его манерах (www.mk.ru/politics/2021/11/30/lichnyy-voditel-marshala-zhukova-ostavil-vospominaniya-o-ego-manerakh.html)