3,1K подписчиков

Московское метро в годы Великой Отечественной войны: каким оно было, как работало и что происходило на некоторых его станциях

В этот великий и значимый для нашей страны день я хочу поздравить вас, дорогие друзья, с праздником — с Днем Победы — и рассказать немного о Московском метро в годы Великой Отечественной войны.

Открытка из интернета. Ссылка: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=9%20мая%20картинки
Открытка из интернета. Ссылка: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=9%20мая%20картинки

Каким было метро в то время? Как оно функционировало? Что происходило и располагалось на некоторых хорошо известных нам сегодня станциях Московского метро?

Во время Великой Отечественной войны Московское метро превратилось в настоящий подземный город, который спасал москвичей от воздушных налётов. Там шла активная жизнь: проходили партийные собрания, выступали артисты, работала библиотека, магазины, парикмахерские, а иногда даже размещался госпиталь. Представляете? Я думаю, что не многие из нас знают об этом, особенно молодое поколение. Вот об этом сегодня и поговорим.

Картинка из интернета. Ссылка на источник: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=московское%20метро%20в%20годы%20вов
Картинка из интернета. Ссылка на источник: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=московское%20метро%20в%20годы%20вов

Московский метрополитен в июне 1941 года

Что пишут на просторах интернета о Московском метро на момент начала ВОВ? Информации достаточно много, однако я постараюсь рассказать вам о самых интересных и любопытных фактах того времени. Начнем с краткой информации.

В июне 1941 года Московский метрополитен представлял собой систему из 21 станции на трёх линиях: десять станций на отрезке «Сокольники» — «Парк культуры» (Кировский радиус, сейчас — Сокольническая линия); шесть станций на отрезке «Киевская» — «Курская» (Покровский радиус, сейчас — Арбатско-Покровская линия); пять станций на отрезке «Сокол» — «Площадь Свердлова» (Горьковский радиус, сейчас — Замоскворецкая линия).

Строительство метро возобновилось, как только немецкие войска отошли от Москвы, а бомбёжки стали реже

Шла война, а Московское метро не просто существовало, оно строилось и расширялось — городу была необходима более совершенная система метро. И строительство возобновилось! Как только немецкие войска отступили от Москвы, а бомбёжки стали реже, сразу же начались работы согласно ранее намеченному плану.

Картинка из интернета. Ссылка на источник: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=московское%20метро%20в%20годы%20вов
Картинка из интернета. Ссылка на источник: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=московское%20метро%20в%20годы%20вов

Уже 1 января 1943 года открылись три новые станции Горьковского радиуса: «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина», в настоящее время станция называется «Автозаводская». Через год после открытия первых станций Покровского радиуса были введены в эксплуатацию ещё четыре станции: «Бауманская», «Электрозаводская», «Сталинская» (сейчас «Семёновская») и «Парк культуры имени Сталина» (теперь «Измайловский парк»). На этих станциях до сих пор можно увидеть памятные таблички. Они являются частью истории современного метрополитена. Четвёртой очередью метро стала Кольцевая линия, которая должна была снизить нагрузку на наземный транспорт в районе Садового кольца. Её строительство также началось в годы Великой Отечественной вой.

Метрополитен на один день поддался "московской панике"

Один из самых напряжённых моментов в истории обороны Москвы - это события 15 - 17 октября 1941 года. Правительством было принято решение об эвакуации столицы СССР. Некоторые историки называют этот период «московской паникой». На один день и метрополитен поддался этой так называемой «московской панике». Люди на машинах, поездах и пешком, с вещами и налегке устремились на восток, в Москве воцарился хаос.

Ещё в начале войны планировалось вывезти вагоны и оборудование, но 15 октября 1941 года Лазарь Каганович, глава Наркомата путей сообщения, распорядился принять меры по уничтожению метрополитена. Станции и тоннели были обесточены, заминированы или подготовлены к затоплению. Утром 16 октября метро впервые за всю свою историю было закрыто для пассажиров.

Но, осознав, к каким разрушительным последствиям может привести такое решение, правительство быстро отменило его. Уже вечером того же дня движение по Кировскому радиусу было восстановлено, а ещё через день — по Горьковскому. Сотрудники метро быстро наладили работу поездов и эскалаторов. С тех пор благодаря их усилиям метро ни разу не закрывалось.

Партийный фуршет на станции «Маяковская»

В годы Великой Отечественной войны Московское метро стало не только бомбо*убежищем, но и местом проведения праздников, которые были особенно важны для жителей города. Сейчас в это трудно поверить, но на станциях метрополитена устраивали киносеансы, концерты, агитационные и партийные собрания.

Одно из таких собраний, посвящённое годовщине Октябрьской революции, стало легендой. 6 ноября 1941 года на станции метро «Маяковская», которая на тот момент была самой глубокой в Москве, состоялось заседание Московского городского совета депутатов трудящихся. С докладами выступили видные деятели партии, включая самого Иосифа Сталина.

Картинка из интернета. Ссылка на источник: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=московское%20метро%20в%20годы%20вов
Картинка из интернета. Ссылка на источник: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=московское%20метро%20в%20годы%20вов
На предпраздничное мероприятие приглашали по билетам, но место его проведения в них не указывалось, о нём сообщали устно. Согласно легенде, после официальной части был организован фуршет. Гостям, стоявшим на станции, наливали пиво, а в качестве закуски предлагали баранки и бутерброды. Правда, многие гости стеснялись их брать и есть. Сейчас уже трудно определить, где правда, а где вымысел. Но заседание и военный парад, который прошёл на следующий день на Красной площади, подняли боевой дух жителей города, укрепили их веру в величие и силу своей страны и помогли дать отпор врагу.

Бомбоубежище, магазин и библиотека в Московском метро во время ВОВ

Относительно использования Московского метрополитена в качестве бомбоубежища мнения исследователей расходятся. Некоторые считают, что эта функция была предусмотрена в проекте метро изначально, другие полагают, что метро стало выполнять эту роль вынужденно. Трудно сказать, кто прав... и как это было на самом деле... И только фотографии тех лет говорят о том, что метро было во время ВОВ настоящим бомбо*убежищем.

Станция "Маяковская" во время ВОВ. Ссылка на источник: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=московское%20метро%20в%20годы%20вов
Станция "Маяковская" во время ВОВ. Ссылка на источник: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=московское%20метро%20в%20годы%20вов

Учебные тревоги в Москве начались сразу после объявления войны. Уже 22 июля 1941 года, во время первого налёта, сотрудники метро смогли быстро принять и обеспечить безопасность более 500 тысяч горожан. В ходе атаки были повреждены некоторые участки метро: например, разрушился тоннель между станциями «Смоленская» и «Арбатская». Кроме того, на станцию «Белорусская» начала поступать вода из повреждённого водопровода на привокзальной площади. В первом случае погибли 14 человек, а во втором никто не пострадал.

В течение трёх месяцев руководство метрополитена, которое осуществлялось через Наркомат путей сообщения, не имело чётких инструкций относительно использования метро в качестве бомбоубежища. Однако организационные вопросы решались успешно.

Людей размещали на станциях и в тоннелях, как на работающих, так и строящихся. Там были установлены тысячи лежаков и детских кроваток. Постельные принадлежности люди обычно приносили с собой. В основном в вагонах поездов ночевали женщины с маленькими детьми, пожилые люди и люди с ограниченными возможностями.

Сотрудники метро следили за тем, чтобы на станциях было освещение, отопление и вентиляция, а также поддерживался запас воды. Были установлены питьевые фонтанчики и туалеты. Кроме того, людям оказывали санитарную и медицинскую помощь, включая помощь при родах. Милиционеры, в свою очередь, поддерживали порядок на станциях и выявляли нарушителей правил. Они также быстро реагировали на пожары, вызванные «зажигалками». Ведь люди могли пострадать от дыма даже больше, чем от огня.

На станциях работали магазины и парикмахерские! А на станции «Курская» работала даже библиотека. Для детей проводились уроки и трудовые занятия: их учили шить, рисовать, лепить и собирать модели. Для взрослых организовывались концерты, кинопоказы и исторические выставки.

Библиотека на станции "Курская" во время ВОВ. Ссылка на источник: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=московское%20метро%20в%20годы%20вов
Библиотека на станции "Курская" во время ВОВ. Ссылка на источник: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=московское%20метро%20в%20годы%20вов
Молоко для детей. Станция "Маяковская" во время ВОВ. Ссылка на источник: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=московское%20метро%20в%20годы%20вов
Молоко для детей. Станция "Маяковская" во время ВОВ. Ссылка на источник: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=московское%20метро%20в%20годы%20вов

К лету 1942 года авиационные налёты на Москву стали происходить редко. Последний снаряд был сброшен на столицу в июне 1943 года. После этого над Москвой пролетали только самолёты-разведчики. Однако официально метрополитен продолжал считаться бомбоубежищем почти до конца войны.

Бомбоубежище в метро. Станция "Маяковская".Ссылка на источник: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=московское%20метро%20в%20годы%20вов
Бомбоубежище в метро. Станция "Маяковская".Ссылка на источник: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=московское%20метро%20в%20годы%20вов

Правительство высоко оценило труд работников метро. Многие из них были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Ссылка на источник: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fgebestore.ru%2Fwp
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Ссылка на источник: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fgebestore.ru%2Fwp

18 сентября 1946 года коллектив Московского метрополитена получил на вечное хранение особое знамя — Красное знамя Государственного комитета обороны.

Знамя Государственного комитета обороны. Ссылка на источник: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&lr=118412&source=related-duck&text=Переходящее%20красное%20Знамя%20ГКО
Знамя Государственного комитета обороны. Ссылка на источник: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&lr=118412&source=related-duck&text=Переходящее%20красное%20Знамя%20ГКО

С Днем Победы! Мира и чистого неба над головой!

В этот великий и значимый для нашей страны день я хочу поздравить вас, дорогие друзья, с праздником — с Днем Победы — и рассказать немного о Московском метро в годы Великой Отечественной войны.-11

В этот великий и значимый для нашей страны день я хочу поздравить вас, дорогие друзья, с праздником — с Днем Победы — и рассказать немного о Московском метро в годы Великой Отечественной войны.-12