375,8K подписчиков

СТРАТЕГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

1,1K прочитали

Проект @wargonzoya попросил русского философа Александра Дугина прокомментировать и разъяснить смысл опубликованного сегодня указа Президента РФ о государственной политике в области исторического просвещения. 

Проект @wargonzoya попросил русского философа Александра Дугина прокомментировать и разъяснить смысл опубликованного сегодня указа Президента РФ о государственной политике в области исторического...

Вы, наверное, знаете, что сейчас в России начался очень серьезный процесс пересмотра основного содержания гуманитарных знаний. Это очень обширная инициатива, поскольку в ходе противостояния западной цивилизации, на втором году СВО, эксперты Министерства образования и ряда других серьезных структур обнаружили, что наше образование в гуманитарной сфере наполнено западноцентричными установками. Эти теории системно занижают значение русской цивилизации, русской самобытности, выступают против особого пути России. Мы имеем дело с методологиями, построенными на основе безусловной универсальности западного пути развития, подрывающими представление о цивилизационном суверенитете России. Такое положение дел было обнаружено во многих, практически во всех гуманитарных дисциплинах.  

 

Высшая политическая школа имени Ивана Ильина принимала в данном исследовании активное участие. Во всех гуманитарных дисциплинах мы обнаружили «минные поля» западноцентричных парадигм. Наша социогуманитарная наука, наше образование были так устроены в последние три десятилетия, а может быть и раньше. Что и создало системную проблему.  

Насколько мне известно, когда результаты исследования были донесены до Президента, он отреагировал определенным образом. Интересно, что из всех гуманитарных дисциплин, по мнению Президента, первоочередное значение имеет именно история. И здесь мы не должны выжидать, мы должны немедленно приступить к действиям. Потому что это самое главное: историческая идентичность, преемственность разных этапов становления нашего народа и государствообразующая роль русского народа как ядра, - все это имеет фундаментальное значение уже сейчас.  

С этим мы не можем медлить. 

 

Хотя Президент не пояснил, что он имеет в виду под скорейшим решением, но, после публикации Указа «Об основах государственной политики в вопросах исторического просвещения», мы получили ясные ответы на то, что он имел в виду. Конечно, порядок нужно наводить и в политологии, и в философии, и в культурологии, и в социологии, и в антропологии, и в психологии. У нас все западноцентрично. Нам нужно русское просвещение во всех дисциплинах.  

 

Началось всё с истории, поскольку Президент совершенно справедливо полагает – именно в сфере истории лежат ключи к самосознанию, к мировоззрению нашего народа, что имеет огромное значение в критический час жесткого цивилизационного противостояния с Западом. Указ, подписанный сегодня Президентом, – это фундаментальный сдвиг. То есть мы фактически заявляем от лица Президента, от лица высшей государственной власти, что в центре нашего исторического самосознания должен лежать наш русский народ. Мы должны строить совершенно новую топологию, где мы полагаем русский народ, государствообразующий народ, главным субъектом истории, и от него откладываем все исторические перспективы и горизонты.  

 

Это радикальный прорыв в нашей исторической науке, в историческом образовании, в которых до последнего момента доминировало западничество. Теперь западничество отвергается, то есть отвергается представление о том, что есть универсальный путь, и первым по этому пути идет западное общество. Мы это отбрасываем, предоставляем каждой цивилизации писать свои собственные исторические модели: исламский мир, китайский мир, тот же Запад, африканский мир, Индия, Латинская Америка. Пусть все ставят себя в центр своих собственных суверенных исторических эпистемологий. А нас интересует наша русская цивилизация. 

 

В суверенной русской цивилизации русский народ и другие, связанные историческими судьбами с русским народом, этносы должны формировать единое общее представление о нашем народе как о субъекте, отталкиваясь от которого и выстраивается русское историческое просвещение. Мы говорим именно о просвещении, это не просто обучение, образование, совокупность знаний. Это организация гуманитарных исторических знаний в пределах определенной парадигмы, где в центре стоят русские, где в центре стоит наша держава, наша культура, наши традиции, наши традиционные ценности.

Традиционные ценности и есть код нашей идентичности. Об этом в Указе говорится напрямую несколько раз. То есть мы есть то, что мы защищаем, чем мы живем и что нам передали предки. И здесь очень важно обратить внимание на советский период, потому что тогда доминировали марксистские материалистические представления. Исторический материализм разделял универсальность западной культуры, но предлагал не капиталистический, а социалистический взгляд на ее толкование. Эта модель предшествовала либеральной, полностью западнической парадигме 90-х годов в историческом образовании, но так же строилась на отказе от традиционных ценностей, которые доминировали на всем предшествующем этапе русской истории. В советский период было заложено очень много русофобского, и лишь в период Великой Отечественной войны, при Сталине были сделаны кое-какие поправки. Но общий настрой советской исторической науки был универсалистским, не ставил русские традиционные ценности во главу угла. Многие вопросы нашей истории решались, исходя из универсалистских, западноцентричных и, по сути дела, русофобских установок. Сегодня мы должны найти достойное место советскому периоду в нашей истории, но не должны быть рабами и пассивными рецепиентами, полностью находиться под гипнозом советской историографии.  

 

Советский период должен быть осмыслен исходя из какой-то новой исторической точки зрения. Собственно говоря, Путин в своём указе о историческом просвещении закладывает основы этой позиции, где мы должны увидеть в первую очередь традиционно русские основы нашей идентичности, которые включают в себя и Советский Союз.  

 

Однако Советский Союз – это лишь эпизод нашей тысячелетней истории, он должен иметь достойное место, но отнюдь не может отменять все остальные этапы. Всю полноту и богатство самобытной русской культуры советский период отменять не должен: православие, монархический, державный, имперский этап, византизм. Была попытка это сделать, сбросить с «парохода современности» дореволюционные авторитеты, но на самом деле к ничему хорошему это не привело. Тем более ужасным является доминация западного либерального подхода в исторической сфере, установившаяся в последние три десятилетия. Собственно говоря, Указ направлен не столько против советской, тоже не особенно верной, не особенно русской историографии, сколько против откровенного западнического подрывного подхода к истории, который стал преобладать в 90-е годы. 

 

Указ Путина о государственной политике в историческом просвещении, ставит точку в этих разрушительных процессах и начинает новую эпоху, эпоху всенародного исторического просвещения. Здесь стоит задача утверждения русской идентичности, знакомства с традиционными ценностями. Главнейшей ценностью является русское православие, русская держава, русская Империя, русский византизм, русская политическая, социальная, культурная, нравственная, литературная традиция. Все это возлагается на государство. Теперь задача исторического просвещения - это не только задача учителей из детских дошкольных организаций, где, как подчеркнуто в Указе, должно начинаться это историческое просвещение, но задача государственной власти на всех уровнях. 

 

Это задача школ, институтов, университетов, это задача Академии наук. Мы знаем, что Академии наук поручена сейчас экспертиза учебников и образовательных программ, но достаточно ли в русском ключе просвещена сама Академия наук? Этот вопрос совершенно уместно поставить, потому что, к огромному сожалению, среди гуманитарных дисциплин в Академии наук есть достаточно сильное присутствие и советских, и либеральных академиков, которые получили свои посты в последнее десятилетие. Как раз в Академии наук исторического просвещения и не хватало. В противном случае незачем было бы издавать такой указ.  

 

У нас не было исторического просвещения и все эти годы нам его не хватало. Это было нам жизненно необходимо, чтобы укрепить цивилизационный суверенитет нашего народа и победить в этой страшнейшей, чудовищной борьбе с Западом.

Поэтому нам нужны по-настоящему русские академики, русская Академия наук, которая будет сама просвещена полноценным русским историческим знанием. 

 

Всё то же самое касается и чиновников, и Правительства, это касается и Администрации Президента. То есть люди, недостаточно исторически просвещенные в русском ключе, не обладающие ясным представлением о традиционных ценностях нашей идентичности, просто профнепригодны. Они становятся профнепригодными теперь, после издания этого Указа.  

 

Конечно, историческое просвещение необходимо новым субъектам федерации, необходимо воинам, необходимо всему нашему народу именно сейчас. Потому что только осознавая, кто мы, в чем суть нашей цивилизации, в чем состоит код нашей культуры, только благодаря этому знанию о нас самих мы можем по-настоящему сыграть свою роль в мире, который строим, в многополярной системе.  

 

Я думаю, этот указ имеет колоссальное значение. Начинается совершенно новый этап нашего исторического пути. Сразу после вступления в должность наш Президент публикует этот программный Указ. После наведения порядка в сфере исторических знаний и запуска процесса исторического просвещения нашего общества, очередь дойдет и до других дисциплин. В этом отношении Высшая политическая школа имени Ивана Ильина, которую я возглавляю, и другие дружественные нам экспертные сообщества как раз включаться в процесс.  

 

История для нашего Президента вещь исключительная, и он совершенно прав, поскольку и для общества это самое главное. Будет у нас просвещение русской истории нашими традиционными ценностями, будет представление о том, что русские народы, русская держава являются субъектом исторического процесса. Все остальные гуманитарные дисциплины мы выстроим вдоль этой оси непротиворечиво.  

 

Сегодняшний Указ в сочетании с Указом 809 «О традиционных ценностях» от 2022 года фактически формируют новую идеологию, если угодно, новую государственную идею, новое русское мировоззрение, которое теперь подкреплено документально высшей инстанцией власти. И, конечно, очень символично, что ещё нет переназначенного правительства, еще нет переназначенной администрации, а Указ уже есть. Это важнее. Идея - важнее, стратегия - важнее. Дальше люди будут подбираться под поставленные стратегические задачи.  

 

Важнейшей стратегической задачей является историческое просвещение нашего общества, нашего государства и укрепление народной идентичности. И, конечно же, все это радикально меняет отношение к государствообразующему русскому народу. Наконец-то в нашей истории, за последние сто лет, а может быть и намного больше, русскому народу воздается должное, он провозглашается субъектом истории. И любое неуважительное высказывание или отношение к русской идее, к русскому духу, к русской философии, к русской идентичности, исходя из необходимости исторического просвещения, должно приводить к конкретным юридическим последствиям. 

 

Никто не имеет права оскорблять русских. Русофобия является расизмом. Ни в самой России, ни за ее пределами никто не имеет права оскорблять русских только за то, что они русские. Вот за это мы отныне будем нещадно карать любого.

Александр Дугин, специально для проекта @wargonzoya