88,7K подписчиков

Помните малыша, которого выбросили на улицу, потому что считали его колдуном? Он вырос и узнал правду о матери

132K прочитали

В 2016 году самым вдохновляющим человеком года стала никому до этого неизвестная Аня Ловен, датская активистка, спасающая детей Африки. Она потрясла мир своим поступком и историей, которая за этим поступком стояла. Вы точно ее видели на фотографии, облетевшей все СМИ. Вот она.

Аня Ловен кормит и поит двухлетнего нигерийского малыша, найденного на улице.
Аня Ловен кормит и поит двухлетнего нигерийского малыша, найденного на улице.

Как Аня стала матерью проклятых детей

Аня выросла в маленьком датском городке со своей матерью, старшей сестрой и сестрой-близняшкой.

У них была сильная и заботливая мама, которая работала в доме престарелых и учила дочек тому, что нужды и благополучие других людей не менее важны, чем собственные, а зачастую и более. А также приучала их к тому, что для достижения своих целей нужно много работать, ничего не дается легко.

К сожалению, мама умерла от рака, и смерть матери оставила зияющую рану в сердце Ани. Отец был алкоголиком и пренебрегал воспитанием детей, а со взрослыми дочерями связи и вовсе не сохранилось. Аня долго страдала от депрессии, тревожности и анорексии, почти семь лет.

В 2008 году Аня посмотрела британский документальный фильм о «детях-колдунах» в Нигерии. Тогда она впервые узнала, что в 21 веке есть дети, которых взрослые пытают, хоронят заживо и убивают из-за обвинений в колдовстве.

Возможно, именно этот огонь ярости, который она испытала после просмотра фильма, помог ей взять себя в руки, чтобы посвятить свою жизнь спасению и защите невинных детей, раз уж этого не могут сделать все мировые лидеры, вместе взятые. Тогда она впервые поехала в Африку волонтером в составе гуманитарных миссий.

Аня на демонстрациях пытается привлечь внимание к проблеме детей, обвиняемых в колдовстве
Аня на демонстрациях пытается привлечь внимание к проблеме детей, обвиняемых в колдовстве

Гнев не проходил, желание спасать и помогать становилось сильнее. Одна из главных татуировок на ее теле - H.O.P.E. Многие думают, что это слово "Надежда", на самом деле это девиз Ани, усвоенный от ее мамы: сокращение фразы "Help One Person Everyday" - "Помогай одному человеку каждый день".

В 2012 году она уволилась с работы, продала все свое имущество и основала собственную некоммерческую организацию по спасению «детей-ведьм» в Нигерии. Тогда организация называлась DINNødhjælp, но после той встречи с умирающим на улице мальчиком Аня переименовала ее в «Землю надежды».

Это был день, когда Аня с членами своей команды обходила улицы деревни, в которой, как им сказали, находится один двухлетний ребенок-колдун. Они увидели, как перед улюлюкающей деревенской толпой в надежде получить немного еды и воды пытался танцевать полностью раздетый маленький мальчик. Его маленькое тело было сильно истощено, и ноги не могли его держать, он качался из стороны в сторону. В какой-то момент он упал прямо в пыль, но жители подняли его и заставили танцевать снова. Еду ему никто не давал, в деревне боятся помогать детям-колдунам, чтобы не навлечь на себя проклятия темных сил и соседей.

Аня осторожно спросила разрешения у местных, чтобы дать ему печенье и воду (демонстративно спасать детей-колдунов нельзя, их могут в этот момент просто убить). Ее образ, сидящей на корточках перед маленьким ребенком, тогда облетел весь мир и одновременно шокировал его. Именно тогда очень многие люди, наконец-то, узнали про проклятых детей Нигерии.

До встречи с Аней мальчик жил на улице уже восемь месяцев, он был тяжело болен и фактически умирал. Она осторожно взяла его на руки и отвезла в больницу. Никто не верил, что ребенок выживет.

Аня увозит истощенного ребенка в больницу
Аня увозит истощенного ребенка в больницу

Сердце Ани разрывалось от боли. Она поверить не могла, что двухлетний ребенок может так выглядеть, тем более, что ей было с кем его сравнивать – за три года до этого Аня успела спасти нескольких детей от смерти, но они не были настолько заморены голодом. К тому же, Аня сама не так давно стала матерью, и каждый раз она испытывала ужас при мысли о том, что же заставляет матерей отказываться от родных детей и выбрасывать их на улицу умирать...

«Когда мы сели в машину, я посмотрела на своего мужа Дэвида и сказала ему, что нужно назвать его Хоуп. Я не хотела, чтобы он умер без имени. И в больнице его без имени не примут. Если ему не дали по-человечески жить, пусть он хотя бы по-человечески умрет», — Аня рассказывала эту историю много раз. Хоуп в переводе с английского «надежда».

Хоуп выжил. К удивлению всего медперсонала, сражавшегося за его жизнь. За его поправкой следил весь мир, и через два дня после того, как Аня попросила в интернете помочь оплатить счета за мальчика, со всего мира был получен 1 млн долларов пожертвований. На эти деньги организация Ани смогла не только помочь Хоуп, но также построить новую клинику и спасти еще больше детских жизней.

В интернете потом писали, что Аня усыновила Хоупа и увезла в Данию, где он пошел в школу. Но это не так. Точнее, не совсем так. У истории Ани и Хоупа другое развитие.

Из больницы Аня привезла Хоупа в свой приют, в котором уже жило несколько детей, обвиненных в колдовстве. Все они считают Аню своей мамой, потому что она дала им вторую жизнь и заботится о них так, как никто никогда этого не делал. Она и сама себя так называет, и даже книгу недавно выпустила именно с таким названием — «Мать детей-колдунов» (в Польше вышла под названием «Мать проклятых детей», что тоже близко к истине).

Аня Ловен на презентации своей книги о "Земле надежды"
Аня Ловен на презентации своей книги о "Земле надежды"

Поэтому общественность, не вникая в детали, распространила информацию, что Аня усыновила Хоупа. Фактически, пожалуй, так и есть. Но не юридически.

Что же касается мальчика, с которым Аня часто появляется в Дании (она живет на две страны — Данию и Нигерию), то это ее биологический сын от мужа-нигерийца, с которым они вместе со дня основания DINNødhjælp. Сын — ровесник Хоупа, поэтому их и спутали.

Аня с сыном и Хоупом. Хоуп в фиолетовой футболке
Аня с сыном и Хоупом. Хоуп в фиолетовой футболке

Сейчас, спустя 12 лет существования «Земли надежды» в приюте живет около 100 детей. К сожалению, «детей-колдунов» в Нигерии гораздо больше — больше 10 тысяч... Аня с мужем не могут помочь всем, но стараются изо всех сил, проводя среди населения беседы о том, что их суеверия беспочвенны, что взрослые не должны обрекать своих детей на муки.

Дети, попавшие в «Землю надежды», получают не только еду и крышу над головой, но и шанс на достойную жизнь.

«Когда мы спасаем детей, обвиненных в колдовстве, мы следим за тем, чтобы они ходили в школу в своем районе вместе с местными детьми. Таким образом мы показываем обществу, что эти дети не колдуны. Мы готовим детей к активному участию в развитии своего сообщества к лучшему и тем самым в борьбе с вредными суевериями», — рассказывает Аня.

Сейчас 17 детей ее приюта получают высшее образование в самых разных областях: микробиологии, архитектуры, международных отношениях, политологии, инженерии, медицине, истории и других.

Один из старших детей под опекой Ани. Он поступил в университет. Это не Хоуп!
Один из старших детей под опекой Ани. Он поступил в университет. Это не Хоуп!

Хоуп был Стивеном и у него есть брат

Сейчас Хоупу около 10 лет. Никто точно не знает его возраст, так как неизвестна дата его рождения. К сожалению, перенесенные в детстве болезни оставили на его здоровье неизгладимый след – он очень плохо слышит и не разговаривает. Хотя все понимает, что происходит, и хорошо учится в школе.

Недавно Хоуп встретился с родной матерью. И это стало еще одной историей, от которой защемило сердце всех, кто следил за его жизнью.

Во время съемок документального фильма о приюте Ани, к ним пришла молодая женщина, которая, как выяснилось, и была родной матерью Хоупа.

Она родила его в 15 лет, когда еще сама была ребенком. Ее изнасиловал один из 50-летних старейшин деревни. Бабушка и дедушка Хоуп оба были больны, и о них заботилась его мать. Однако, когда она родила Хоуп, они скончались почти одновременно. Именно это обстоятельство стало обвинением ребенка в том, что он колдун, и забрал жизнь бабушки и дедушки, чтобы жить самому.

Вскоре после этого мать Хоуп снова забеременела, но уже от собственного брата, тоже несовершеннолетнего... Община жестоко обращалась со всеми этими детьми, девочку-мать в итоге отправили в Лагос, где используется детский труд, вместе с младшим ребенком, а ее старшего ребенка выгнали на улицу с клеймом колдуна.

Как оказалось, в Нигерии обвинения в колдовстве редко исходят от самих семей. Они часто исходят от так называемых знахарей, которые обладают значительным влиянием в бедных общинах этой несчастной страны. Поэтому дети могут скучать по своим семьям, особенно по братьям и сестрам, которые не имели никакого влияния на ситуацию, а также живут в постоянном страхе, что любого ребенка в любой момент могут обвинить в колдовстве и выкинуть на улицу, и родители должны будут подчиниться воле старейшин и знахарей.

Аня и ее дети из "Земли надежды"
Аня и ее дети из "Земли надежды"

В своей книге Аня описывает, что забрать таких проклятых детей с улицы задача непростая. Она сопряжена с опасностью, исходящей именно от общины. Вот отрывок из книги.

«Через некоторое время один из местных жителей протянул мне узорчатое коричневое одеяло, которым я обернула обнаженное тело мальчика. Я сделала это из уважения к нему, а также потому, что нам нужны были фотографии, чтобы задокументировать спасательную операцию. Пока я ждала, как кто-то из моих коллег откроет мне машину, внезапно поднялся шум. Они поняли, что мы хотим его спасти.
– Вы не можете отвезти его в больницу! – крикнули из толпы и в тот же момент я почувствовала, как сжимается большой круг местных жителей, уже собравшихся вокруг машины.
«Успокойся, просто успокойся», — повторяла я про себя, стараясь не паниковать. Затем, повернувшись спиной ко всем этим местным жителям, не повышая голоса, я сказала своим датским коллегам:
– Залезайте... Уезжаем. Сейчас!
Я не хотела рисковать, я не хотела, чтобы они вырвали мальчика из моих рук. Однажды разгневанная толпа вытащила нашего ребенка из машины как раз тогда, когда мы были уверены, что наша спасательная операция увенчалась успехом. Тогда у нас не было выбора... Пришлось оставить их в деревне. Это было ужасно и ни при каких обстоятельствах это не должно было повториться».

Мать Хоуп сказала, что его настоящее имя Стивен. Хоуп не хочет, чтобы его называли Стивеном. Он остается в «Земле Надежды» под опекой Ани. Его мама и его младший брат живет в Лагосе, это за 700 км от приюта. Она уехала, но кто знает, возможно, семья еще воссоединится.

Многие удивляются, что Аня не противится встречам своих "заколдованных" детей с их родственниками, которые обошлись с ними так жестоко. По ее словам, примирение и реинтеграция являются самыми трудными и очень важными задачами в работе приюта.

Некоторые из детей проводят недели со своими семьями во время летних каникул, и они действительно наслаждаются этим временем. Это становится возможным только потому, что работники приюта уже несколько лет поддерживают контакт с семьями и проводят посещения на дому, строят позитивные отношения, ломают их страшные стереотипы, "расколдовывают" детей в глазах общин.

Важно отметить, что встреча со своей семьей — это всегда их собственный выбор. Хоупа никто не принуждал встречаться с матерью, но он захотел увидеть ее, когда узнал, что она нашлась.

Встреча Хоупа с родной мамой
Встреча Хоупа с родной мамой

Аня считает, что знать свое прошлое важно для каждого человека. Это помогает ему в самоидентификации, в понимании своих корней. Это дает внутреннюю силу, опору. Даже если история твоего происхождения полна страшных мест и неприятных фактов о родителях. Важна честность в разговоре с самим собой.

В одном из интервью на вопрос, что она считает самым важным в своей жизни, Аня ответила:

«Следы, которые я оставляю своему сыну, очень важны. Я хочу, чтобы он знал, что самое важное, что вы можете сделать в жизни, — это помогать другим нуждающимся людям и быть хорошим человеком. Слушать, проявлять сочувствие и не осуждать других людей. Я надеюсь, что он запомнит свою мать как человека, который помогал другим людям. Для меня важно именно это, а не тот факт, что я встретилась с Далай-Ламой или получила награды. Я надеюсь, что он простит меня за то, что я не все время была с ним рядом, и вместо этого оценит, что я дала ему возможность взглянуть на мир, в котором у детей нет таких же возможностей, как у него. И он кое-чему научится из этого опыта».

Каждый день помогайте хотя бы одному человеку...

Ангелина Реймхе