Иногда по различным причинам традиционные энкаустические (восковые) или темперные краски оказывались недоступны иконописцам. И тогда им приходилось подбирать иные материалы. Вполне доступным и подходящим оказался камень: для иконописи начали использовать как простые валуны, лежащие где-нибудь при дороге, так и благородный мрамор, а также полудрагоценные и драгоценные камни.
Иконы-валуны
Самые примитивные по художественному исполнению, но далеко не простые по технической реализации — иконы-валуны. Их обнаружено совсем немного и только на территории проживания славян, преимущественно восточных. Иконы-валуны остаются мало исследованными. Не всегда можно точно сказать, кем, когда и с какой целью они были созданы. Никакой традиции иконописи на валунах не сложилось, а потому каждый камень уникален и почти всегда отличается своеобразным методом нанесения изображения. На некоторые валуны наносили рельефное изображение без краски, некоторые — окрашивали (на фото — валуны с восстановленным красочным слоем).
Одна из наиболее вероятных гипотез о происхождении этих камней предполагает, что они предназначались для молитвы тех, кто находился в пути. Валуны эти лежали не в поселениях, а скорее при дорогах, о чем говорит и то, что на некоторых из них обнаружены карты, указывающие местоположения ближайших городов и деревень.
Каменные иконы
Камень как материал для иконописи был почтен божественным благословением. На это указывает обретение нерукотворных икон на камнях. Среди них Спас Нерукотворный (Керамион Эдесский) — обретен в 544 году, Жировицкая (1470 г.) и Почаевская (1559 г.) иконы Божией Матери
Технология же рукотворных икон совершенствовалась, и они стали входить в быт и архитектуру. Примечательны малые каменные иконы — старинные памятники культуры Древней Руси преимущественно XIII-XVI веков, изредка встречаются и более древние экземпляры. Их размеры чаще всего не превышают 5х7 см при толщине 0,8 см. Встречается около 20 повторяющихся форм, самая частая из них — прямоугольная, вытянутая в длину. Нередко сверху или снизу, а порой и все углы иконы закруглялись.
По материалу изготовления можно выделить три группы: первые делались из самых мягких пород вроде стеатита и мыльного камня, вторые — из относительно мягких вроде известняка и мергеля, а третьи — из наиболее твердых разновидностей песчаника.
На камень наносилось рельефное изображение святых, эпизодов из Священного Писания или агиографической литературы. Но чаще всего это было единоличное изображение какого-либо святого, покровителя обладателя иконы.
Изображение вырезали на камне следующим образом: сначала наносили рамку, затем контур фигур, потом фон, а сами фигуры и их лики — в последнюю очередь.
С течением времени появлялись новые технологии, упрощающие изготовление каменных икон. Так, ввиду технической сложности изготовления полноразмерных каменных икон, ранее они практически не делались и являлись достоянием разве что фасадов богатых храмов (например, собора Св. Димитрия Солунского во Владимире).
Современные технологии значительно облегчают процесс и позволяют использовать широкий спектр камней. К примеру, встречаются иконы из мрамора, гранита, яшмы.
Каменные иконы могут быть рельефными и плоскостными. Для изготовления плоскостных применяется как гравировка, так и роспись. Рельефные иконы чаще всего не расписывают.
Техника каменной россыпи
Для изготовления икон использовались и цветные камни. Широко известны геммы (камеи и инталии) — небольшие самоцветы, на которых наносилось изображение. Полудрагоценные камни в качестве пигментов для темперных красок прочно вошли в классическую иконопись. Но создание полноразмерной иконы всецело из натуральных самоцветов представлялось мало возможным, пока иконописцы не обратились к технике каменной россыпи.
Техника каменной россыпи пришла с Урала, хотя ее корни можно обнаружить во флорентийской мозаике и даже в египетских песочных картинах. В XVII веке на Урале были найдены многочисленные месторождения самоцветов, после чего началась активная их добыча и обработка. При обрабатывании самоцветов оставалось большое количество каменной крошки, которой и нашли применение в живописи, а затем и в иконографии.
Для нанесения изображения используются фракции полудрагоценных и драгоценных камней, которые добывают путем ручного измельчения в ступке. Изображение схематически делят на отдельные участки, покрывают клеем, затем засыпают каменной крошкой. Для дальних планов и ликов используют самые мелкие фракции, а для переднего плана, декораций и одеяний — покрупнее.
Специфичность метода нанесения изображения сказывается и на конечном результате, ведь на качество изображения влияет даже циркуляция воздуха в помещении. Никогда нельзя угадать, как именно камень ляжет на основу, что делает невозможным написание двух полностью идентичных икон, а потому каждая икона, выполненная в этой технике, — уникальна.
Конечное изображение получается ярким и насыщенным, а отличительной чертой таких икон является своеобразное свечение фракций драгоценных и полудрагоценных камней. Самое главное, что такие иконы долговечны и не теряют со временем первоначальных качеств изображения. Такая икона может стать семейной реликвией, передающейся из поколения в поколение.