Найти тему
56 подписчиков

Что скрывается внутри тебя? (Вениамин Каверин, "Семь пар нечистых")

Вениамин Каверин. Семь пар нечистых Немного об авторе. Вениамин Абелевич (Александрович) Зильбер (Каверин) родился в Пскове 6 (19) апреля 1902 года. Он был самым младшим – шестым ребенком в семье.

Вениамин Каверин. Семь пар нечистых

Немного об авторе. Вениамин Абелевич (Александрович) Зильбер (Каверин) родился в Пскове 6 (19) апреля 1902 года. Он был самым младшим – шестым ребенком в семье. Кстати, надо отметить, что все дети в семье стали весьма известны в различных науках и искусствах: микробиологии, литературе, музыке, медицине (Давид Абелевич Зильбер был завкафедрой и деканом Пермской медицинской академии). В 1912 году поступил в Псковскую гимназию, проучившись в которой 6 лет, в 1919 году переехал в Москву, где окончил среднюю школу. После чего поступил в университет на историко-филологический факультет. Начал было писать стихи, но после серьезной критики, в том числе от Мандельштама, бросил это занятие. В 1920 году перебрался в Петроград, где продолжил обучение на философском факультете, одновременно учась на арабском отделении Института живых восточных языков. В 1929 году защитил кандидатскую по русской филологии. Публиковать рассказы начал в 1922 году, участвуя в литературной группе «Серапионовы братья». Писал пьесы, некоторые даже ставились в театрах, но драматургия ему не нравилась. С начала 1930-х писатель переходит к сочинению романов, самый известный из которых - «Два капитана» принесёт ему не только известность и Сталинскую премию, но и, судя по всему, убережёт от репрессий, которым подвергся его старший брат Лев. Во время войны Вениамин Каверин работает корреспондентов в «Известиях» и продолжает писать, роман «Два капитана» был закончен в 1944 году. Произведения писателя много раз экранизировались. В 70-х и 80-х годах, писатель помимо литературной деятельности много занимался деятельностью правозащитной добивался литературной реабилитации Тынянова и Булгакова, подписал обращение в защиту Синявского и Даниэля, поддерживал Солженицына. Умер Вениамин Каверин 2 мая 1989 года в Москве.

Немного сюжета. Молодой лейтенант-артиллерист отправляется с грузом оружия для охраны аэродрома на маленьком торговом пароходике из Мурманска на военную базу неподалёку. Всего и делов-то на сутки. Однако, сначала начальство передумывает, потом передумывает ещё раз, на пароходик сажают сотню ЗК – для строительства укреплений того самого аэродрома, разлука с девушкой всё возрастает, капитан пароходика – неприятный тип, любящий выпить, в общем – всё не так, ребята. Но, вот тронулись в путь, ещё немного потерпеть – и задача будет выполнена, можно будет вернуться к привычной жизни и забыть этот неприятный эпизод. Если бы не одно обстоятельство – приближающаяся война. Точно известно, что она вот-вот начнётся, вопрос только – когда? Через месяц, неделю или завтра?

О чем книга. Этот рассказ (или повесть) достаточно короткий, но наполнен событиями. В нём много героев, каждый из которых так или иначе оказывает влияние на сюжет, каждый привносит свою лепту в повествование. Но все они – герои рассказа – призваны (на мой взгляд) продемонстрировать одну истину, которую, как мне показалось, хотел показать автор. Это то, что человек состоит из двух ипостасей: основы или стержня, или души, или сами придумайте определение – того, что всегда с человеком при любых обстоятельствах; и внешнего – оболочки, скорлупы, футляра, маски (тоже можете подобрать определение, которое вам больше нравится). И в обычной повседневной жизни внешняя оболочка, внешняя ипостась главным образом определяет действия человека. И чаще всего мы судим о людях по ней, и нас судят также – по внешнему проявлению. Но в критических обстоятельствах шелуха опадает, скорлупа разваливается и появляется тот самый стержень, который был внутри. И теперь человек предстает именно таким, каков он на самом деле. Так и с героями этой книги.

Как написано. По началу мне не понравилось повествование, вернее стиль, к которому прибег автор. Рваное изложение, внезапные перескоки с одного на другое, зачастую никак не предопределённые (просто только что было про Ерёму и тут же: бац, про Фому). Это мне мешало. И ещё повествование мне казалось каким-то тягучим, резиновым, возможно, если бы книга была более объёмной, я бросил бы её читать. Но! Вот в этом я вижу большой талант писателей, умеющих так делать. Темп книги строго подчинён событиям, в ней происходящим и очень хорошо передает состояние главного героя, его настроение не через пересказ его мыслей и чувств, а именно посредством построения фраз, абзацев, глав. И, чем ближе к развязке – тем выше темп, тем сложнее оторваться от чтения, тем насыщеннее каждая строка книги.

Кстати, не знаю как связано название и содержание книги.