327 подписчиков

Сад земных наслаждений Тима Уолкера, часть 2

Данный материал мы не рекомендуем детям, подросткам и другой впечатлительной публике.

Начало - в первой части: https://dzen.ru/a/ZjdbiovNqxAOjfSL?share_to=link

Мода

В эпоху безупречных супермоделей - в самом начале карьеры – в 1995 году никому не известный мечтатель из английской провинции принёс креативному директору Vogue Робину Деррику свою съёмку с феечками на заднем дворе. И это было настолько новым, настолько одновременно честным и фантастическим, что Тиму Уолкеру дали полный карт-бланш.

Редакция Vogue и Ричард Аведон благосклонно смотрели на молодого фотографа не по счастливой случайности. Работая вне штата для разных изданий, снимая зарисовки из жизни, фестивали, британскую молодёжь в середине 1990-х Тим Уолкер получил третий приз премии «Независимый молодой фотограф года».

Стиль фотографа пришёлся по вкусу певице Мадонне, находившейся тогда на пике популярности. Она с детьми проживала тогда в графстве Уолтшир – как раз в особняке, принадлежавшем некогда иконе Уолкера – Сесилу Битону. Молодой фотограф сделал целую серию с певицей для американского Vogue.

Я до сих пор не могу понять, зачем мне доверяют снимать рекламные кампании. Я никогда не акцентирую внимание на одежде. Я снимаю не бренды, а истории. На это неизменно жалуются… а я снова фотографирую.

- Тим Уолкер.

С тех пор фотограф не изменяет себе: он воплощает в изображения интересные ему истории, а одежда, которую необходимо прорекламировать в кадре, часто служит не по назначению. Его работы охотно печатают такие журналы, как Vogue, Vanity Fair, W, LOVE, Another Man, i-D и др. Тим Уолкер издал семь книг и организовал персональные выставки в крупнейших музеях. А его короткометражные фильмы и музыкальные клипы получили международное признание.

Большинство коллег говорили мне, что фешн-фотография не для меня. Многие до сих пор удивляются, что я весьма преуспел в этой сфере. Я люблю красивую одежду, но мир подиумов по-прежнему чужд мне. Для меня модная фотография стала способом бегства от реальности, миром фантазий.

- Тим Уолкер.

Команда Уолкера, например, может отправиться в другую страну для съёмок, взять несколько ящиков с тряпками из новой коллекции знаменитого бренда и применять их в хаотичном порядке, лишь бы это билось с выдуманными образами.

Фотография обычно считается способом передать действительность, но в модной фотографии иная правдивость. Это смелость, с которой ты признаешь свой вкус и чувство красоты и этим раскрываешь характер. Фотограф моды показывает свои самые сокровенные желания, создает мир, в котором хотел бы жить. Иногда от этого он чувствует себя странно, глупо, неловко. Но это как любовное послание к красоте.

- Тим Уолкер.

Фотография Уолкера цепляет зрителя, она завораживает, она запоминается навсегда. Поэтому бренды и звёзды стремятся прикоснутся к этому, стать частью этого. Оказаться в истории Тима Уолкера, значит, - гарантированно получить огромную порцию внимания, которое сейчас всё дороже и дороже из-за высочайшей конкуренции на этой почве.

Поэтому PR-менеджеры брендов могут сколько угодно ворчать, что Тим Уолкер не так прорекламировал их тряпки, но раз за разом к нему будут возвращаться за его видением. Можно сколько угодно снимать по ТЗ для маркет-плейсов, делая то, что могут многие. Но чтобы стать знаменитым фотографом, нужно идти на риск – делая то, что не делают другие. Да, тысячи прогорят на этом поприще, но такова цена знаменитости.

Когда работа идёт на коммерческой основе, можно оказаться в ситуации, в которой ты делаешь не совсем правильные вещи, потому что тебе за это платят. Прислушиваясь к художественному руководителю, который все время говорит тебе что-то поменять, ты постепенно отдаляешься от того, что находится в твоем сердце, учишься сдаваться и просто следовать желаниям клиента. В редакционную же работу я могу вкладывать всё своё сердце и душу, сотрудничать только с журналами, которые позволяют мне выразить себя на 100 процентов. Если не идти на компромисс, картинка получается лучше.
Я много работаю с британским и итальянским Vogue. Оба журнала позволяют мне делать то, что я считаю нужным. И иногда - с американским Vogue, но там больше коммерции. Итальянский Vogue получает лучшее от фотографов, давая им абсолютную свободу и понимая, что никто из фотографов не будет злоупотреблять ей. С британским Vogue сейчас мы работаем также.
Каждую идею, которую я снимаю для Vogue, мы обдумываем вместе, обсуждаем, как сделать это модным. Скажем, меня вдохновляет самолет Spitfire из сороковых, при этом я, например, не знаю новую коллекцию, которая обращалась бы к двубортным пиджакам тех лет. Вместе у нас всё складывается. Кто-то рассказывает историю о волшебном аэроплане, который летает сквозь дома, не затрагивая стен, и я думаю: «Может быть, мы могли бы построить это из картона и полистирола!» Семя идеи брошено, оно прорастает в воображении, ты проводишь часы, думая о том, как воплотить её, о том, как сохранить волшебство первоначальной идеи. Не хочется, чтобы получилось тяжело и чересчур технично.

- Тим Уолкер. В 2009 года для британского Vogue Тим Уолкер сделал съёмку в стиле 40 х годов с Лили Дональдсон, которая изображала молодую англичанку, «мечтающую о благополучном возвращении любимого человека с битвы за Британию».

Уолкер создаёт нечто противоположное рекламной фотографии, как её понимают менеджеры маркет-плейсов. Он делает настоящий театр. При этом бутафорность декораций, аксессуаров, действия даже не прикрывается. Условность, сочетание несочетаемого, неприлизанность парадоксальным образом становятся залогом честности происходящего: видя швы, клей и верёвки декораций, зритель понимает, что всё снято по-настоящему, что его не обманывают очередной цифровой пустышкой, сгенерированной нейросетью или нарисованной в графическом редакторе.

Думаю, всё самое важное заключается в камере. Ты взаимодействуешь с людьми, которые погружаются в мир грез, который ты хочешь создать. И волшебства не будет, если ты не увидишь его через камеру – здесь требуется создать ощущение, к которому уже позже добавятся трюки из дыма, освещения и клейкой ленты. Ты создаешь шаткую конструкцию, которая на мгновение вспыхивает магией. У меня очень сплоченная команда. Есть стилисты, которые действительно понимают, как подобрать одежду, актуальную и с точки зрения модных тенденций, и с точки зрения сцены, которую мы разрабатываем. С декораторами я, наверное, работаю больше всего, а еще стараюсь каждый раз общаться с визажистами. В нашей профессии много командных усилий. И хотя управлять другими - это вызов, я знаю, что эти люди хорошо разбираются в своих областях и понимают мои задумки.

- Тим Уолкер.

Многие знаменитости неоднократно становились частью фантастических историй Тима Уолкера. Его манера работы подразумевает творческую реализацию модели. Тим признаётся, что часто корректирует образы под конкретных исполнителей. И поэтому творческие люди раз за разом возвращаются к нему. Но есть и противоположные истории: кто-то из звёзд, по признанию Уолкера, просто зайдя на площадку и увидев предлагаемые аксессуары, разворачивался и уходил. И это не становилось катастрофой: в этом один из уроков Тима Уолкера – работайте с теми, с кем вам комфортно.

Тильда Суинтон, например, многократно становилась героиней съёмок Уолкера. Её неземная внешность сама по себе может создать необычный кадр, но она ещё и активно работает над образом.

И она перевоплощается в персонажа, которого я не придумывал как нечто иное. Тогда я просто документирую эту трансформацию. Именно к этому я стремлюсь как фотограф — испытывать удивление, порой даже шок.

- Тим Уолкер.

Притчей во языцех стала история о покупке редакцией Vogue в 2004 году автомобиля Rolls-Royce для 38-страничного фотопроекта Тима Уолкера «Модная пантомима». Вероятно, руководство журнала опасалось за сохранность арендной машины, увидев список необходимого реквизита, в который кроме прочего входили: 250 покрытых золотом страусовых яиц, 80 белых кроликов, 20 балерин, 17 гусей, коробка с гигантскими пластиковыми руками, 20 рождественских елок. Залог успеха таких масштабных съёмок – это слаженная команда профессиональных единомышленников и тщательнейшая подготовка.

Воплощение в жизнь амбициозной идеи было для меня сродни военной операции, которая сработает только в том случае, если у меня будет максимально четкий визуализированный план. Поступая так, я упускал одно из величайших удовольствий фотографа — возможность наслаждаться неожиданными моментами и сиюминутностью незапланированных вещей. Я тонул в море сложностей, связанных с большими планами, раскадровками и графиками погоды.

- Тим Уолкер.

Свершения

К 2006 году обилие значимых работ Тима Уолкера, а также его имя позволили издать первую книгу «Stern Portfolio».

Далее было выпущено ещё семь книг:

в 2008 – «Pictures»,

в 2011 – «The Lost Explorer»,

в 2012 – «Story Teller»,

в 2013 – «The Granny Alphabet»,

в 2015 – «The Garden of Earthly Delights»,

в 2019 – «Shoot for the Moon» и «Wonderful Things».

С 2008 года работы Тима Уолкера находятся в постоянной экспозиции Музея дизайна в Лондоне.

В том же году Тим Уолкер удостоен премии Британского совета моды имени знаменитого мецената моды Изабеллы Блоу. А в 2009 году Уолкер сделает съёмку с близким другом покончившей жизнь самоубийством двумя годами раньше Изабеллы – талантливым британским модельером Александром Маккуином. На этой съёмке всё пошло не совсем по сценарию, как вспоминал Тим Уолкер. Маккуин переставил череп и закурил. И этот кадр стал культовым. Не выдержав невероятного темпа работы – несколько оригинальных коллекций в год для разных брендов – и потери наиболее близких людей, Александр Маккуин в 2009 году также покончил жизнь самоубийством. Поэтому съёмка Уолкера стала в каком-то смысле пророческой. В 2014 году Тим сделал съёмку коллекций Маккуина под названием «Тёмный ангел».

А в 2009 году Уолкер удостоился очередной премии – Infinity от Международного центра фотографии.

В 2010 году Тим сделал свой первый короткометражный фильм - «Пропавший исследователь». Его премьера состоялась на кинофестивале Локарно в Швейцарии, а через год Уолкер получил награду за лучший короткометражный фильм на Чикагском кинофестивале. Позже он создал ещё пять фильмов, среди которых «Механический человек Луны» (2014), «Муза» (2014) и «Волшебная кисть» (2016).

Кроме того, в 2011 году Тим Уолкер участвовал в создании обложки для певицы Кейт Буш, в 2019 году он такде поработает с Гарри Стайлсом, а в 2023 - с Pet Shop Boys. В 2017 году сделает видео на песню «Blissing Me» для певицы Бьорк, а в 2022 - для Hercules & Love Affair & ANOHNI.

В 2012 году Тим Уолкер удостоился Почетной стипендии Королевского фотографического общества.

С 2016 года работы фотографа выставляются в Музее Виктори и Альберта и Национальной портретной галерее в Лондоне.

В 2017 году Тим Уолкер проводит съемки творческой молодёжи для ID Magazine.

А в 2018 году Тим выпускает ту самую версию «Алисы в стране чудес» для календаря Pirelli, о которой шла речь в начале. Для этой серии Тим Уолкер вдохновлялся гротескными и карикатурными рисунками Джона Тенниела.

С 2019 выставки работ фотографа проходят по всему миру. Коллекцию «Тим Уолкер: Чудесные вещи» за два первых года только на родине фотографа увидели почти 200000 посетителей.

Tim Walker.
Tim Walker.

Актуальность

Сегодня сложные, декорированное съёмки в мире фотографии моды – распространённый подход. К нему прибегают как молодые и амбициозные фотографы, так и мэтры. Более всего на стиль Тима Уолкера похожи отдельные съёмки его ровесников, либо фотографов даже старшего поколения – Ника Найта, Глена Лачфорда, Дэвида Лашапеля и, более всего, испанского фотографа Эухенио Рекуэнко.

Что выделяет и объединяет этих мастеров? Почему именно они продолжают будоражить мир фотографии моды?

Все эти авторы не замыкаются сугубо на оперирование фотокамерой. Они и организаторы, и дизайнеры, и искусствоведы, и постановщики, и многое другое. Чтобы быть действительно фотографом мирового уровня, не достаточно разбираться в настройках камеры, в технических новинках, в схемах света, позах модели, продвижении в соцсетях и таргетированной рекламе. Нужно нести в себе определённые идеи, иметь внутренний стержень, быть настойчивым и упрямым в донесении своих мыслей. А для того, чтобы эти идеи возникали, нужно работать над собой, не отворачиваться от мира, честно смотреть как на его ужасы, так и на красоту.

Я знаю, что существует опасность замкнуться в одной сфере, перестать принимать вызовы. Чтобы избежать этого, я бы хотел делать больше портретов и документальных съемок. В ноябре прошлого года я снимал на Параде Памяти, просто гулял с камерой, документировал необычных людей, проходящих мимо. Я бы очень хотел делать больше подобного. Фотографии реальны и правдивы в каком-то особом, необычном смысле слова. Как фотограф моды, вы становитесь документалистом в стране своих фантазий.

- Тим Уолкер.

В декабре 2023 года бренд Zara запустил рекламную компанию с известной моделью Кристен Макменами, которая привела к громкому скандалу. Тим Уолкер ещё в июле того же года задумал, а в середине снял, серию с незавершёнными скульптурами в студии мастера. В истории присутствовали манекены, упакованные в белую ткань. Всё это вызвало в социальных сетях особенно упоротых граждан небывалое подгорание пятых точек.

Сработало средневековое «зеркало реального»: пресыщенная публика, ежедневно закрывающая глаза на источники собственного сверхпотребления: войны, эксплуатацию, голод, - вдруг решилась на борьбу с фотографом моды. Ибо такая борьба безопасно: это не лишения в горах Сьерра-Маэстра. Можно сидеть в своём люксе и на последнем Айфоне строчить гневные посты, потягивая из фужера Cristal. Кому-то съёмка показалась оскорблением убитых палестинцев, потому что мусульмане мёртвых закутывают в саван, а кому-то съёмка показалась обвинением в военных преступлениях. Как говорится, «на воре и шапка горит».

И нельзя исключать, что Тим Уолкер пропускает через себя окружающие события, перерабатывает их и отражает в своих съёмках. Но если кто-то не хочет, чтобы белая ткань ассоциировалась с военными преступлениями, возможно, стоит не ткань запрещать, а не совершать военные преступления.

В любом случае, фотограф не может существовать изолированно от актуальной реальности. И действительно выдающийся творец – это в том числе и выдающаяся личность. В этом нам видится основное отличие большинства знаменитых фотографов от хороших ремесленников своего дела.

Часто приходится слышать довольно странные фразы, вроде: «Я вне политики», «Я не занимаюсь политикой», «Я не интересуюсь политикой». Чтобы понять, в чём странность таких высказываний, следует хотя бы коротко разобраться с тем, что есть «политика». Термин ввёл древнегреческий философ Аристотель. Он считал «политику» всего лишь одной из высших форм человеческого бытия, в ходе которой может утверждаться справедливость и достигаться благо каждого участника общественной жизни. То есть политика – это не что иное, как разумный подход к организации общественной жизни. Человек же, по Аристотелю, - это политическое животное, одарённое речью, осознающее добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть – нравственные категории, необходимые для общественного консенсуса. Таким образом, человек может реализоваться из животного только в обществе, в этом его отличие от природного мира. Без общества с такими его проявлениями, как язык и культура, человек не возможен. И там, где есть хотя бы несколько человек, стихийно или разумно с неизбежностью возникают и общественные отношения, то есть – политика. А тот, кто утверждает, что он «вне политики», либо – лжец, маскирующий под незыблемый закон бытия актуальную политику правящего класса, либо – животное, в соответствии с определением Аристотеля.

Подход

Итак, главным залогом успеха как Тима Уолкера, так и многих других всемирно известных фотографов мы видим масштаб их личностей. Они являются зеркалом мира, так или иначе отражающем его.

И если вам также есть, что сказать миру, у вас есть идеи, которые могут отозваться в вечности, перейдём к формальным приёмам, при помощи которых вы можете стилизовать вашу съёмку под работу Тима Уолкера.

1. Начать стоит с организации: смотрите, слушайте, записывайте всё, что в вас вызывает сильный эмоциональный отклик. Это могут быть обрывки снов, художественные произведения, актуальные события.

2. Из этого всего не бойтесь делать самые невероятные и парадоксальные смеси: как по форме, так и по содержанию.

3. Подход Тима Уолкера – это подробнейшие раскадровки: попробуйте зарисовать последовательную историю, раскрывающую вашу идею.

4. Наполняйте каждый отдельный кадр необходимым реквизитом: подумайте, из чего можно сделать всё, что вы хотите видеть. И здесь можно подойти предельно творчески: подход Тима Уолкера в том, что настоящие элементы можно свободно заменять на бутафорию, похожую по цвету, фактуре или общему впечатлению. Например, воду в такой съёмке легко заменит целлофан.

5. Подберите подходящих по фактуре и характеру людей для работы в кадре, объясните им ваш замысел. Тим Уолкер даёт своим моделям широкий простор для интерпретаций образа. Тоже касается гримёров, стилистов, декораторов и прочих специалистов, которых вы сможете привлечь к работе.

6. Планируйте многовариантные съёмки: если сорвётся один, меняйте его на другой по ходу действия. В своих поездках команда Тима Уолкера часто работала спонтанно, подбирая образы и аксессуары к складывающейся обстановке.

7. Используйте простой, мягкий, заполняющий всё свет. Это может быть и пасмурное небо, но лучше – громадный софтбокс, равномерно заполняющий светом сцену.

8. Практически все съёмки Тима Уолкера сделаны на широкоугольный или сверхширокоугольный объектив. Используйте искажения такой оптики, чтобы создавать сюрреалистические эффекты в кадре: растягивайте конечности персонажей, достигайте шаржевости внешности.

9. Всё, что можно снять реально, помещайте в кадр и снимайте. Не надейтесь на постобработку. Подход Тима Уолкера – это огромная предварительная работа ради нескольких кадров, а не наоборот.

Tim Walker.
Tim Walker.