«Огненные колесницы». История одной из величайших мелодий XX века

3,8K прочитали

Ещё сравнительно недавно были времена, когда инструментальные композиции занимали высокие места в хит-парадах. Одним из самых громких хитов была мелодия «Огненные колесницы» греческого синтезаторного кудесника Вангелиса, которой была суждена долгая жизнь.

Ещё сравнительно недавно были времена, когда инструментальные композиции занимали высокие места в хит-парадах.

«Chariots of Fire» была написана с учётом особенностей лёгкой атлетики, а не ради покорения чартов. Клавишник-самоучка Вангелис — урожденный Евангелос Одиссеас Папатанассиу из прибрежного города Агрия — попробовал себя в поп-музыке ещё в 1960-е годы. После распада прогрессивно-психоделической группы Aphrodite's Child в начале 1970-х Вангелис переехал в Англию, где судьба свела его с режиссёром Хью Хадсоном.

В конце десятилетия Хадсон снимал исторический фильм со скромным бюджетом о двух британских спортсменах под названием «Огненные колесницы». Гарольд Абрахамс и Эрик Лидделл встретились в Кембриджском университете в 1919 году. Друзья стали бегунами, что привело их на Олимпийские игры 1924 года, где оба выиграли золотые медали.

Фильм подвергся критике за многочисленные фактические вольности и перепутанные имена и даты. Но музыка прославилась на весь мир.

В одну из ключевых сцен, когда спортсмены в одинаковых белых костюмах бегут по шотландскому пляжу, выражая различные эмоции от решимости до экстаза, первоначально планировалось «озвучить» композицией Вангелиса «Дети» из саундтрека к «Дикой опере» 1979 года. Но композитор решил, что сможет написать что-то более подходящее, сохранив тот же темп.

Завершив работу, Вангелис сел в «Роллс-Ройс» и поехал в лондонский ресторан, где вместе с женой обедал продюсер фильма Дэвид Путтнэм. Композитор пригласил обоих выйти наружу и включил новинку через динамики машины.

Тема для фильма, которая поначалу называлась просто «Titles», была написана на любимом Вангелисом полифоническом синтезаторе Yamaha CS-80, который давал ему богатые тембральные возможности и динамику акустической клавиатуры. Хотя в исторических художественных фильмах синтезаторы обычно не звучали, величественная неоклассическая мелодия Вангелиса, перенесённая на синтезированные голоса, не вызвала диссонанса.

Фильм «Огненные колесницы» одержал победу на церемонии вручения премии «Оскар» 1982 года, выиграв четыре награды, включая статуэтку за лучший фильм и за лучшую оригинальную музыку. Победа Вангелиса помогла композиции «Chariots of Fire» продвинуться в хит-параде. Попав в сотню в середине зимы, к 8 мая она заняла первое место.

Успех «Колесниц» указал на жизнеспособность синтезатора в качестве основного инструмента. Вангелис нащупал золотую жилу. Всю оставшуюся жизнь композитор создавал великие произведения, но относительно простые и ясные «Огненные колесницы» оставались его высшим достижением в хит-параде.

Инструментальный хит звучал во многих фильмах и сериалах. И, конечно, продюсеры олимпийских телепередач оказались бессильны перед его романтическим обаянием. «Колесницы» прочно прописались в спортивном эфире, сопровождая сцены борьбы и церемоний награждения.

Три десятилетия спустя фирменная мелодия Вангелиса стала официальной темой лондонской Олимпиады 2012 года. На церемонии открытия комик Роуэн Аткинсон сыграл Мистера Бина, чьё участие в исполнении легендарного хита свелось к монотонному нажатию одной клавиши.

Читайте также:

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!