Бывший квнщик Сергей Светлаков решил стать великим продюсером. Он снял юмористический сериал «Казачок» про Смутное время, который доступен для просмотра в онлайн-кинотеатре Premier. Стоит ли тратить на него свое время? Давайте разбираться.
Знакомый сюжет
Отмечу сразу: «Казачок» не зайдет зрителям, которые в восторге от шуток Евгения Петросяна и других звезд «Аншлага». Юмор в этом сериале наполнен шутками а-ля Comedy Club.
О чем же он? Главный герой - не очень воспитанный мальчик Степа. Его отправляют в деревню к бабушке. Зависимый от гаджетов юноша конфликтует с местными подростками. Погоня заканчивается тем, что школьник проваливается в колодец и оказывается в 1612 году на территории казачьей станицы.
Теперь его будут перевоспитывать в духе Смутного времени: розгами, плетью и тяжелым трудом.
Да-да, сюжет позаимствован у дилогии «Холоп». Герои двух полнометражных фильмов – мажоры, которых перевоспитывают, отправляя во времена крепостных. Отличие сериала от дилогии «Холоп» заключается в том, что мажоры из фильмов не путешествуют во времени. Они герои шоу, о съемках которого не догадываются.
Герой «Казачка» на самом деле оказывается в прошлом. Ему предстоит не только взрослеть, но и искать портал в наше время.
Срежиссировал «Казачка» Игорь Зайцев. Его наиболее известные киноработы - «Есенин», «Каникулы строгого режима», «Тобол», «Великая», «Бендер».
В сериале сыграли Алексей Лукин, Виктория Разумовская, Алексей Кравченко, Олеся Судзиловская, Георгий Дронов, Николай Шрайбер, Владимир Епифанцев.
К сериалу также приложил руку Институт развития интернета, который выделил 1 млрд рублей на игру «Смута». Её главный герой – князь Юрий Милославский. Он должен спасти Москву от поляков.
Игра получилась очень кривой. Она зашла только «ура»-патриотам, которые живут по принципу: «Свое не пахнет».
Неужели «Казачок» получился таким же плохим, как «Смута»?
Первые впечатления о детище Светлакова
Начну с отзывов зрителей. Мнения, как всегда, разделились. Одним "Казачок" понравился. Другие уверены: сериал с плоским юмором получился слишком "кукольным" и рассчитан на тиктокеров. Почему? Герои стреляют в друг друга, саблями машут и при этом живы.
В сериале хорошие татары, казаки, русские. Поляки - плохие. В общем, «Казачок» - это «Смута», только в другой обертке: багов и гэгов много, а толку мало.
Почему мы так сильно не ругаем кринжовые хорроры 80-х годов, как российские фильмы, сериалы? Потому что снимались они на деньги частных студий: каким продюсер видел фильм, таким он и выходил в кинопрокат.
Кстати, в американских фильмах, в том числе кинокомедиях, не мало перемещений во времени. Однако, в этих картинах история США не высмеивается так, как история России в отечественном кинематографе.
Да, в голливудских кинолентах есть смешные моменты. Например, их предостаточно в третьем фильме «Назад в будущее». Несмотря на тонкий юмор, в этой картине с уважением относятся ко времени ковбоев.
У нас же на государственные деньги пытаются высмеять прошлое. Стоит ли потом задаваться вопросом:
«Почему молодежь не ценит и не знает историю своей страны?».
Ответ очевиден: патамучто.
Долой детей!
Второй жирный повод для критики сериала – возраст актеров. Напомню, трудного подростка играет Алексей Лукин, которому исполнилось 25 лет.
Возникает вопрос:
«В России помоложе не нашлось актеров?».
Уверен: есть талантливые пацаны, которые положат Лукина на лопатки и сыграют в сто раз лучше его.
Однако, зачем заморачиваться? Пусть в «Сто лет тому вперед» детей играют взрослые Даша Верещагина и Марк Эйдельштейн,
а в «Казачке» - Лукин. Так проще пилить бюджетные деньги, а зрителю...и так сойдет.
Нереалистичность – еще один минус сериала. В игре «Смута» герои хотя бы пытаются разговаривать на языке того времени, а тут – чистый литературный русский язык: парень из XXI века легко понимает казаков из XVII века. Чудеса!
Понимаю, что на первом месте юмор, но он не должен быть таким беззубым. Повторюсь: если бы Светлаков снимал сериал за свои кровные, претензий к нему не было. Однако в этом проекте задействованы средства Института развития интернета - российской автономной некоммерческой организации, спонсируемой государством с помощью грантов на договорной основе.
Институт стал оператором государственного конкурса на создание интернет-контента для молодёжи. Схема простая: государство дает деньги, институт ищет подрядчика, выделяет грант, Светлаков снимает сериал. Все в шоколаде.
Рассказывая про эту схему, я невольно вспомнил диалог с Яной Поплавской о детском кино. Главная мысль пятиминутного разговора такова:
«Нельзя все время воровать из госбюджета».
Однако, судя по «Казачку», некоторые этим только и занимаются. И это печально. Почему? В СССР выходило достаточно много классных фильмов для молодежи:
«Кортик», «Бронзовая птица», «Москва-Кассиопея», «Гостья из будущего», «Тайна третьей планеты», «Капитан Врунгель», «Остров сокровищ».
Эти киноленты заставляли детей задуматься над собственной жизнью. Они не пытались повседневность школьников превратить в сладкую газировку с успешным успехом.
Жаль, что мода на смыслы утрачена. Современные молодежные фильмы, сериалы, созданные на государственные деньги, делают из детей бездумных потребителей. Неудивительно, что «Казачок» молодежи нравится. Они уверены: показанная история -топчик, юмор на высоте, герой - краш.
Зрители чуть постарше, в числе которых я, негодуют:
-герой в прошлом использует гаджеты: смартфон, квадрокоптер, видеокамеру;
-герой учит местных казаков играть в футбол, который комментирует Георгий Черданцев, стилизованный под местного казака;
-основной сюжетный поворот – заимствован из сериала "Санта-Барбара" (несколько серий с Мейсоном, который был в коме: кто видел, тот поймет о чем я).
Что в итоге? Все что показано, оказалось несерьезным, глупым. Однако, молодежи эта жвачка зашла. Деньги отбиты. Но в них ли счастье?
Что завтра покажут своим детям те, кто сегодня восторгается "Казачком"? О какой России они снимут фильмы, сериалы? Вряд ли о той стране, которой призывает гордиться глава государства.
Казалось, Смутное время осталось в далеком XVII веке, но что-то мне подсказывает, что оно еще не наступило.
Его час настанет примерно через 20 лет, когда восторгающаяся «Казачком» мОлодежь начнет осваивать госбюджет и снимать фильмы и сериалы о прошлом России.
То ли еще будет, ой-ой-ой!