Самая крупная операция партизан в Великой Отечественной Войне

Советский народ показал беспримерный массовый героизм не только на фронтах Великой Отечественной войны, но и в тылу врага, на оккупированных им территориях СССР.

Советский народ показал беспримерный массовый героизм не только на фронтах Великой Отечественной войны, но и в тылу врага, на оккупированных им территориях СССР.

В тылу врага действовали партизаны и подпольщики. Партизанское движение - это вооруженное сопротивление советских граждан захватчикам на временно оккупированных территориях СССР. Это движение было организованным и тесно связанным с военными операциями, проводимыми всеми фронтами на полях сражений.

Действия партизан имели разносторонний характер: они наносили удары по вражеским коммуникациям, совершали нападения на отступающие фашистские части, добывали важные документы вражеской стороны, уничтожали командный состав фашистской армии, спасали и защищали советских людей от угона в Германию, принимали меры для сохранения городов и сёл, а также спасали культурные ценности, фабрики и заводы от разграбления и уничтожения.

На оккупированных территориях создавались так называемые истребительные батальоны, которые формировались из местных жителей для изобличения диверсантов, раскрытия деятельности вражеских лазутчиков и заброшенных в тылы парашютистов, а также для уничтожения врагов и предателей Родины.

Иногда такие группы формировались на территориях ещё не занятых районов, но к которым уже приближался враг. Из таких истребительных батальонов и формировались в дальнейшем партизанские объединения.

Партизанские формирования создавались на добровольной основе. В них вступали люди разного возраста и национальностей, участвовали в борьбе против оккупантов женщины, юноши и девушки.

Партизанский отряд (carposting.ru)
Партизанский отряд (carposting.ru)

Зачастую партизанские отряды вели бои вместе с частями Советской Армии, прикрывая её отход. Отряды также пополнялись нашими военными, оказавшимися в тылу вражеских войск или бежавшими из плена.

В ряде случаев на положение партизанских отрядов приходилось переходить батальонам, создаваемым НКВД для нейтрализации диверсантов и шпионов в прифронтовых районах.

(istoriarusi.ru)
(istoriarusi.ru)
(malenkii-genii.ru)
(malenkii-genii.ru)
(istoriarusi.ru)
(istoriarusi.ru)
(carposting.ru)
(carposting.ru)
Путивльский партизанский отряд С.А. Ковпака (liveinternet.ru)
Путивльский партизанский отряд С.А. Ковпака (liveinternet.ru)

Вот лишь один из примеров того, как фашистам приходилось тратить свою силу на борьбу с партизанским движением: летом – осенью 1942 года против партизан немецкому командованию пришлось использовать 15 полевых, 10 охранных дивизий, 27 полицейских полков, 144 полицейских батальона.

Партизанское движение имело свои этапы становления.

Основные этапы партизанского движения (istoriarusi.ru)
Основные этапы партизанского движения (istoriarusi.ru)

Основным организационным звеном в партизанских образованиях был отряд. В каждый отряд входило от нескольких десятков до несколько сотен человек.

Такие отряды делились на подразделения и группы, которые имели особый вид деятельности - разведка, взрывное дело, связь и т.д.

Объединение отрядов создавало более крупные формирования - соединения, которые уже насчитывали несколько тысяч человек.

((istoriarusi.ru) )
((istoriarusi.ru) )

Партизанские отряды и соединения в зависимости от обстановки и целей вели борьбу с врагом в пределах одного района, где имелась их база, или совершали рейды, иногда длительные, по вражеским тылам.

Партизанский агитационный плакат времён ВОВ (istoriarusi.ru)
Партизанский агитационный плакат времён ВОВ (istoriarusi.ru)

На вооружении партизан находилось чаще всего стрелковое оружие, но в некоторых отрядах или соединениях имелись миномёты, артиллерийские орудия и даже танки.

Расчет трофейного 7,92-мм пулемета MG-34 установленного на санях. Трофейное оружие всегда использовалось партизанами. (uploader-photo.ru)
Расчет трофейного 7,92-мм пулемета MG-34 установленного на санях. Трофейное оружие всегда использовалось партизанами. (uploader-photo.ru)

Большое значение имели разведывательные данные партизан. Они касались дислокации, численности и передвижения вражеских войск, их вооружений, системы связи, расположения штабов, средств ПВО и другой техники. Особенно эти сведения были важны для Красной армии.

Оказывается, первый партизанский бой фашистам был дан на белорусской земле. Это произошло 28 июня 1941 года на тракте Пинск—Логишин Брестской области. Отрядом командовал уроженец Солигорского района Минской области Василий Корж (боевой опыт он приобрёл в Западной Белоруссии в 1921—1925 годах, а в дальнейшем, когда служил в органах НКВД и воевал в Испании). Об этом есть сообщение в пресс-службе управления КГБ по г. Минску и Минской области.(https://www.sb.by/articles/pervyy-partizanskiy-boy.html)

(ВКонтакте)
(ВКонтакте)

Какой же была самая масштабная операция, проведённая партизанами в годы Великой Отечественной?

Среди крупнейших партизанских военных операций первой в списке стоит операция "Рельсовая война". Её мы и рассмотрим подробно.

(imghub.ru)
(imghub.ru)

Операция "Рельсовая война" соответствовала планам Ставки Верховного Главнокомандования, связанными с завершением разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве, проведением Смоленской операции 1943 года и наступлением по освобождению Левобережной Украины.

Для этого надо было на оккупированных территориях РСФСР, БССР и части УССР вывести из строя значительное количество железных дорог.

В июне 1943 ЦК КП(б) Белоруссии разработал план одновременного массового разрушения участков железных дорог на оккупированной врагом территории республики. К выполнению этого плана, кроме партизан Белоруссии, Центральным штабом партизанского движения были привлечены ленинградские, калининские, смоленские, орловские и часть украинских партизан.

Конкретно эта операция была осуществлена в августе — сентябре 1943 года.

Но главный способ достижения цели - минно-взрывной - подрыв рельсов (а их надо было взорвать около двухсот тысяч) встретил возражения. К тому времени враг эксплуатировал 34 979 км железнодорожного полотна, что соответствовало 2 798 320 штукам рельсов. И вопрос выбора способа диверсий на железной дороге упёрся в тот факт, что у немцев достаточное количество запаса рельсов (сотни тысяч рельсов находились в резерве для замены), чтобы можно было довольно быстро менять повреждённые участки.

Детальное исследование этого вопроса привело к тому, что было выяснено, что наиболее уязвимым местом в немецкой системе железнодорожных сообщений являются паровозы. Их на всей оккупированной части СССР имелось менее 5 000 штук - они-то и являлись самым слабым звеном во всей системе железнодорожных коммуникаций врага.

Исходя из этого, украинские партизаны добились права сосредоточить основные усилия на устройстве крушений воинских эшелонов. Было решено выводить из строя поезда противника, а не подрывать рельсы.

Практически в ходе диверсий на ж/д коммуникациях в ходе "рельсовой войны" были использованы все методы, которые только можно было использовать: и подрыв рельсового полотна, и уничтожение мостов, и крушение составов, и выведение из строя паровозов, и т.д.

Проведение операции планировалось в три этапа, каждый по 15-30 суток. Начало операции намечалось на 1-5 августа 1943 года.

Карта партизанского движения в СССР (1941-1945 гг) (istoriarusi.ru)
Карта партизанского движения в СССР (1941-1945 гг) (istoriarusi.ru)

Операция должна была начаться внезапно путём нанесения первого стратегического массированного удара, который приведёт к подрыву одновременно 26 000 рельсов (длина рельса в то время равнялась 12,5 м). В первые 15 суток должны были быть выведены из строя железнодорожные коммуникации группы армий "Центр". В последующем намечались систематические диверсионные действия по нарушению железнодорожного сообщения по всем намеченным планом направлениям.

Для проведения операция было создана группировка партизанских сил, которая включала 167 партизанских бригад, отдельных отрядов и групп общей численностью 95 615 человек. Операция охватывала территорию протяженностью свыше 1 000 км по фронту, достигала западной границы СССР в глубину от линии фронта. Для подрыва требовалась дополнительная доставка 200-250 тонн взрывчатых веществ. Взрывались не только железнодорожное полотно, но и ж/д мосты, военные эшелоны.

Вот результаты одного лишь эпизода первого этапа рельсовой войны: в районе группы армий "Центр" 3 августа произошло 75 больших аварий и 1 800 взрывов; движение поездов было прекращено с 4 августа на 48 часов.

Один из эпизодов "Рельсовой войны". Операция была проведена партизанской бригадой "Пламя", которую возглавлял Е.Ф. Филипских. Всего этой бригадой было проведено более 140 подрывов, уничтожено более полутора тысяч рельсов. За особые заслуги в развитии партизанского движения в Белоруссии полковнику Филипских Евгению Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». (secretmarginal.ru)
Один из эпизодов "Рельсовой войны". Операция была проведена партизанской бригадой "Пламя", которую возглавлял Е.Ф. Филипских. Всего этой бригадой было проведено более 140 подрывов, уничтожено более полутора тысяч рельсов. За особые заслуги в развитии партизанского движения в Белоруссии полковнику Филипских Евгению Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». (secretmarginal.ru)

А вот масштабы "рельсовой войны" только под Ленинградом:

"в августе партизаны подорвали свыше 11 тысяч рельсов (это равносильно полному, уничтожению железнодорожного полотна на всем протяжении дороги от Ленинграда до Луги), уничтожили 20 железнодорожных мостов, 34 километра телеграфно-телефонной связи, пустили под откос 21 вражеский поезд. На станциях образовывались гигантские пробки. Эшелоны, ожидавшие восстановления пути, становились прекрасной мишенью для ударов нашей авиации. В конце месяца в Пскове, например, воздушной атаке подверглись сразу 50 застрявших на станции составов." (https://studfile.net/preview/400473/page:5/)

Всего с 20 июля по 16 сентября 1943 года в ходе операции "Рельсовая война" было выведено из строя 214 705 штук рельсов (4,3% всех рельсов на эксплуатируемых участках железных дорог).

(ppt-online.org)
(ppt-online.org)

В ходе следующей операции на железнодорожных коммуникациях, которая носила название "Концерт" и продолжалась с 20 сентября по 30 ноября 1943 года, диверсии партизан были направлены в основном на вывод из строя подвижного железнодорожного состава противника.

В ходе этой операции только белорусские партизаны подорвали около 90 тыс. рельсов, пустили под откос 1041 вражеский эшелон, разрушили 72 ж.-д. моста, разгромили 58 гарнизонов противника, убили и ранили свыше 53 тыс. гитлеровцев.

(sparklogic.ru)
(sparklogic.ru)

Операции "Рельсовая война" и "Концерт" вызвали серьёзные осложнения в перевозках немецко-фашистских войск, доставке техники, продовольствия и живой силы противника. Пропускная способность железных дорог в результате действий партизан снизилась на 35—40%.

Главная задача операций во многом была решена: врагам не удалось использовать весь потенциал ж/д дорог и их коммуникаций; это очень затруднило немецко-фашистскому командованию осуществление маневренности своих войск, значительно ослабило их силы, сорвало сроки их стратегических планов и тактических маневров; была оказана большая помощь наступающим советским войскам.

Благодарю всех, кто дочитал эту статью до конца, оценил труд, поставив "класс", поделившись информацией, или подписался.

Пост о знаменательной дате "День партизан и подпольщиков"(отмечается 29 июня) можете посмотреть по ссылке: https://dzen.ru/b/YrhFTraysDsPPxjy