Найти тему
4,1K подписчиков

Органическое

549 прочитали

 Что за предмет наша гармония? Такая себе игра в творчество, ненавязчивая, как будто целиком по шаблону. На деле, абсолютное большинство студентов здесь проигрывает, хотя...

Что за предмет наша гармония? Такая себе игра в творчество, ненавязчивая, как будто целиком по шаблону. На деле, абсолютное большинство студентов здесь проигрывает, хотя... далеко не все причастные о том догадываются.

Люди пашут, считают, выстраивают логику. Всё это похвально, да вот ведь, по-хорошему, гармония делается внутренним слухом. Рихтовать - неплохо бы аналитически, но интуитивное тут первично. Скажем, написал человек изысканную красоту, а потом осознал, определил для себя средства на пути к озарению.

Есть в нашем "цеху" расхожий педагогический комментарий, звучащий как "функциональная неясность". Он, по сути, указывает на неестественность гармонизации, на слабое чувство мелодических, структурных смыслов. Огрубляя - "некрасиво звучит". Да, объективно, не привлекает, не дышит, слушать такое не тянет. Спорить - плохая затея.

"Следующим слоем" включается критерий правильности. Кое-кому удобно предположить этот фактор основным, на него ориентироваться. Пожалуйста. У каждого своя глубина погружения в предмет, плюс очень разные потребности.

Страшное дело - тянуть из человека мелодию, буквально клещами, по фразочке, по мотивчику. Дескать, найдём-ка мы, дружок, кульминацию, так-то и так-то ритмически упакуем, позже съедем под горочку да затихнем, с чувством выполненного долга - потопчемся на месте, выдохнем, отпустим.

Студенты обожают алгоритмы, подробные инструкции, точные указания. Крепнет миф о том, что "гармония - трудный предмет", безусловно стоящий репетиторской подмоги. А предмет-то доступный. Вот, разве что, не для всех он. Слышащим изнутри - легко, для прочих насмешка.

Что до импровизации, эти разговоры ой как не люблю. Десятая часть контингента в крупных училищах - настолько одарена и подготовлена, что импровизировать может. Остальные же нет, для них сам запрос на спонтанность - не актуален, они вытягивают, выжимают, вызубривают... и на этом, конечно, растут, но до "органики" не дорастут никогда.

***

Кто-то лёгок и гибок от природы. Мне не довелось, при всём былом стремлении - исключено; не страдаю, не педалирую, другие приоритеты.

А вот с мозгами порядок, это генетически обусловлено, это "вшито"; радуют и наследники. Вечно испытываю неудобство перед многими старательными мамами, сетующими на школьные трудности, на слабую успеваемость детей, на беды с математикой, орфографией и пунктуацией, на сложности запоминания в ангийском/немецком/испанском. Чуть ли не стыдно, поверьте. Качества хочется каждому.

Намедни убедилась в том, что привела в этот мир, по крайней мере, троих "абсолютников". Каюсь, были сомнения в природных кондициях у среднего сына, но таковые в прошлом.

Нет, высотный слух не обязателен, отнюдь. Но он удобен, факт - для педагога-сольфеджиста, для ребёнка, для студента, для любого взрослого практика. И это лишь одна из составляющих пресловутой "органики". Вероятно, не самая главная.

Учим разных людей.

Кто именно останется в профессии? Кто принесёт пользу обществу - как музыкант, не иначе?

Самые органичные? Или же самые упорные? Или множества вдруг счастливо пересекутся? Или закономерно?

Вопросы, вопросы.