62,1K подписчиков

Анна Ахматова глазами художников

259 прочитали

Автор nekojiru

Немногим из нас повезло быть запечатленными на холсте. Но не с помощью печати фотографий на холсте, а посредством кисти известного или не очень известного живописца. Анне Ахматовой повезло - ее портретов сохранилось очень много. По сохранившимся рисункам и живописным работам интересно проследить как эволюцию самой поэтессы, так и уникальный взгляд художника на модель.

Амедео Модильяни. Ахматова. 1911 г.
Амедео Модильяни. Ахматова. 1911 г.
Образ Ахматовой перекликается с фигурой одного из известнейших архитектурно-скульптурных сооружений XVI столетия. Я имею в виду аллегорическую фигуру «Ночи» на крышке саркофага Джулиано Медичи, этот едва ли не самый значительный и таинственный из женских образов Микеланджело. К «Ночи» восходит и композиционное построение рисунка Модильяни.

Так описал набросок Амедео Модильяни известный искусствовед Николай Харджиев. Он отметил, что этот силуэт не столько изображение Анны Андреевны Гумилевой, которая вместе с мужем в 1910 году бывала в Париже, где познакомилась с молодым итальянцем, но скорее отражение внутреннего мира самого художника.

Натан Альтман. портрет Ахматовой. 1914 г.
Натан Альтман. портрет Ахматовой. 1914 г.

В 1911 году в Париже Анна Андреевна познакомилась с художником Натаном Альтманом. Позже они встретились в Санкт-Петербурге и в 1913 году он предложил поэтессе позировать. Этот портрет стал одним из лучших произведений художника.

На портрете Альтмана Ахматова запечатлена такой, какой она запомнилась многим современникам, – грустная молодая женщина, высокая и стройная, с чеканным профилем и неизменной челкой, с накинутой на плечи большой шалью. Он принадлежит к такого рода портретам, где индивидуальность героя формулируется акцентированным выявлением одного главного свойства, составляющего как бы пластический камертон образа. Здесь этим главным свойством оказывается стильность – качество, по сути, внешнее, однако в системе живописи модерна выдвигаемое на первый план. Обостренный стилизм модели определил тяготение художника к композиционной монолитности и парадному, постановочному блеску; Ахматова предстает здесь своего рода воплощением «женщины модерна».

Так описывает работу Альтама искусствовед Галина Ельшевская. А вот как говорила о портрете сама поэтесса:

Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым.
Теперь не знаю, где художник милый,
С которым я из голубой мансарды
Через окно на крышу выходила
И по карнизу шла над смертной бездной,
Чтоб видеть снег, Неву и облака, —
Но чувствую, что Музы наши дружны
Беспечной и пленительною дружбой,
Как девушки, не знавшие любви.

Ольга Делла-Вос-Кардовская. портрет Анны Ахматовой. 1914 г.
Ольга Делла-Вос-Кардовская. портрет Анны Ахматовой. 1914 г.

К тому же времени относится портрет, написанный художницей Ольгой Делла-Вос-Кардовской. Несмотря на всю узнаваемость модели, ее образ значительно мягче, чем в работе Альтмана. Портрет был создан осенью 1914 года, но еще в марте Анна Ахматова написала о картинах Ольги Людвиговны:

Мне на Ваших картинах ярких
Так таинственно слышна
Царскосельских столетних парков
Убаюкивающая тишина.
Разве можно желать чужого,
Разве можно жить не своим...
Но и краски ведь тоже слово,
И узоры линий - ритм.
Юрий Анненков. Ахматова. 1921 г.
Юрий Анненков. Ахматова. 1921 г.

В 1918 году Ахматова развелась с Николаем Гумилевым и вышла замуж за Владимира Шилейко, но этот брак был еще менее продолжительным - Ахматова и Шилейко расстались летом 1921 годы. В том же году в ночь с 3 на 4 августа был арестован, а через три недели расстрелян Николай Гумилев. Это было трудное время для всей страны, но для Анны Андреевны это было еще и время серьезных потерь. В этот период Юрий Анненков создает два портрета Ахматовой, один выполнен пером, один гуашью. Так писал о первом рисунке Евгений Замятин:

Портрет Ахматовой — или, точней: портрет бровей Ахматовой. От них — как облака — легкие, тяжелые тени по лицу, и в них — столько утрат. Они как ключ в музыкальной пьесе: поставлен этот ключ — и слышишь, что говорят глаза, траур волос, черные четки на гребне.
Кузьма Петров-Водкин. Анна Ахматова. 1922 г.
Кузьма Петров-Водкин. Анна Ахматова. 1922 г.

В 1922 году были созданы два совершенно разных по настроению портрета Анны Ахматовой. Один написал известный художник Кузьма Петров-Водкин, здесь образ поэтессы соответствует женским образам, которые создавал на своих полотнах художник. Им свойственна сдержанность, внутренняя собранность, мягкость и в тоже время решительность.

Зинаида Серебрякова. Анна Ахматова. 1922 г.
Зинаида Серебрякова. Анна Ахматова. 1922 г.

Куда более безмятежной увидела Анну Ахматову Зинаида Серебрякова. В этом образе отражен излюбленный художницей тип женской красоты - мягкий овал лица, большие глаза, губы, чуть тронутые улыбкой. Возможно, нежность во взгляде поэтессы появилась, поскольку в этом же году она вновь обрела любовь, она встретила искусствоведа Николая Пунина.

Николай Тырса. Анна Ахматова. 1927-1928 гг.
Николай Тырса. Анна Ахматова. 1927-1928 гг.

1928 год, Ахматову перестают печатать, вот как описывает этот период сама поэтесса:

После моих вечеров в Москве (весна 1924-го) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском М. Шагинян. Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК — не арестовывать, но и не печатать»».

В этот год ряд акварельных портретов Ахматовой создает Николай Тырса, вот как об этих работах отозвался друг поэтессы Осип Мандельштам:

Как черный ангел на снегу
Ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу —
Есть на тебе печать Господня.
Александр Осмёркин. Анна Ахматова. 1939 г.
Александр Осмёркин. Анна Ахматова. 1939 г.

Летом 1939 года Ахматова согласилась позировать бывшему “бубнововалетовцу” Александру Осмёркину. Предыдущий, 1938 год, был полон потерь: сын Анны Андреевны, Лев Гумилев, был арестован и приговорён к 5 годам исправительно-трудовых лагерей; ее близкий друг, поэт Осип Мандельштам, скончался в пересыльном лагере; она рассталась со своим супругом, Николаем Пуниным. Ахматова позировала у себя, в “Фонтанном доме” (набережная реки Фонтанки, 34, кв. 44), где проживала в этот период и где была написана ее поэма “Реквием”.

Легкие летят недели.
Что случилось, не пойму,
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели,
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоем кресте высоком
И о смерти говорят.
Весна 1939
Вениамин Белкин. Портрет Анны Ахматовой. 1941 г.
Вениамин Белкин. Портрет Анны Ахматовой. 1941 г.

Выбивается из хронологии портрет Ахматовой кисти Вениамина Белкина. Работа была начата еще в 1922 году. В июне 1924 этот портрет экспонировался на выставке “мирискуссников”, но позже был переписан к выставке «Художники РСФСР за 15 лет» 1932 года. Окончательно был завершен лишь в 1941 году.

Александр Тышлер. Один из набросков. 1943 г.
Александр Тышлер. Один из набросков. 1943 г.

Начало войны Ахматова встретила в Ленинграде, в конце сентября 1941 года она уехала в эвакуацию сначала в Москву, затем в Татарстан, а после в Узбекистан, но уже в 1944 году вернулась. В 1943 году в Ташкенте художником Александром Тышлером была создана серия портретов поэтессы. Вот как об этом писала впоследствии его вдова, Флора Сыркина:

Тышлер - портретист особого рода. Он почти никогда не исполнял заказных портретов. Обычно рисовал и писал только близких людей - родных, друзей, всех тех, кого хорошо знал, понимал, любил. И как бы очищал их от всего наносного, второстепенного, находил и воплощал все лучшее, что в них было. Парадных портретов не писал никогда.
Александр Григорьевич любил работать сериями. Он объяснял это свое пристрастие тем, что таким образом ему удавалось в последующих вещах выразить то, что не досказал в предыдущих. Потому, попросив Анну Андреевну позировать ему, решил сделать несколько портретов.
В каждом произведении истинный художник ставит перед собою определенную задачу. В портретах Ахматовой Тышлер мечтал не только о воссоздании "образной гармонии лица", но и о том, чтобы "... передать состояние. Вот этим состоянием, - вспоминал он, - и была тишина, которую так излучала Анна Андреевна... Я как бы вполз в эту тишину и начал рисовать…”

В 1946 году с докладом на собрании писателей в Ленинграде выступает товарищ А. А. Жданов. Досталось от А. А. Жданова писателю Зощенко и поэтессе Ахматовой, вот как он отзывается от творчестве Анны Андреевны:

До убожества ограничен диапазон ее поэзии, — поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной. Основное у нее — это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности. Чувство обреченности, … мрачные тона предсмертной безнадежности, мистические переживания пополам с эротикой — таков духовный мир Ахматовой…,
Не то монахиня, не то блудница, а вернее, блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой.
Мартирос Сарьян. Ахматова. 1946 г.
Мартирос Сарьян. Ахматова. 1946 г.

Ахматову исключили из Союза писателей, куда она была принята в 1939, ее отказывались печатать, многие знакомые отвернулись от нее, да и сама поэтесса старалась держаться в стороне от друзей, чтобы не компрометировать, не создавать им проблем. В этот период ее портрет пишет художник Мартирос Сарьян.

Моисей Лянглебен. анна Ахматова. 1964 г.
Моисей Лянглебен. анна Ахматова. 1964 г.

Один из последних портретов поэтессы был создан в 1964 году художником Моисеем Лянглебеном. Эта работа соотносится со словами художника и писателя Юзефа Чапсокого, который так описывал Ахматову в 1965 году:

Анна Андреевна в большом кресле, внушительная, полная, спокойная, чуть глуховатая. Tres dame. Невольно вспоминаются идеализированные портреты русских цариц XVIII века. <…> Анна Андреевна вносит кое-какие коррективы в свою биографию <…> И появляется <…> ощущение, <…>, будто она уже превратилась в монумент, и все ее заботы лишь о полноте биографии

А еще у канала есть телеграм! t.me/...rik