Автор nekojiru
Немногим из нас повезло быть запечатленными на холсте. Но не с помощью печати фотографий на холсте, а посредством кисти известного или не очень известного живописца. Анне Ахматовой повезло - ее портретов сохранилось очень много. По сохранившимся рисункам и живописным работам интересно проследить как эволюцию самой поэтессы, так и уникальный взгляд художника на модель.
Образ Ахматовой перекликается с фигурой одного из известнейших архитектурно-скульптурных сооружений XVI столетия. Я имею в виду аллегорическую фигуру «Ночи» на крышке саркофага Джулиано Медичи, этот едва ли не самый значительный и таинственный из женских образов Микеланджело. К «Ночи» восходит и композиционное построение рисунка Модильяни.
Так описал набросок Амедео Модильяни известный искусствовед Николай Харджиев. Он отметил, что этот силуэт не столько изображение Анны Андреевны Гумилевой, которая вместе с мужем в 1910 году бывала в Париже, где познакомилась с молодым итальянцем, но скорее отражение внутреннего мира самого художника.
В 1911 году в Париже Анна Андреевна познакомилась с художником Натаном Альтманом. Позже они встретились в Санкт-Петербурге и в 1913 году он предложил поэтессе позировать. Этот портрет стал одним из лучших произведений художника.
На портрете Альтмана Ахматова запечатлена такой, какой она запомнилась многим современникам, – грустная молодая женщина, высокая и стройная, с чеканным профилем и неизменной челкой, с накинутой на плечи большой шалью. Он принадлежит к такого рода портретам, где индивидуальность героя формулируется акцентированным выявлением одного главного свойства, составляющего как бы пластический камертон образа. Здесь этим главным свойством оказывается стильность – качество, по сути, внешнее, однако в системе живописи модерна выдвигаемое на первый план. Обостренный стилизм модели определил тяготение художника к композиционной монолитности и парадному, постановочному блеску; Ахматова предстает здесь своего рода воплощением «женщины модерна».
Так описывает работу Альтама искусствовед Галина Ельшевская. А вот как говорила о портрете сама поэтесса:
Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым.
Теперь не знаю, где художник милый,
С которым я из голубой мансарды
Через окно на крышу выходила
И по карнизу шла над смертной бездной,
Чтоб видеть снег, Неву и облака, —
Но чувствую, что Музы наши дружны
Беспечной и пленительною дружбой,
Как девушки, не знавшие любви.
К тому же времени относится портрет, написанный художницей Ольгой Делла-Вос-Кардовской. Несмотря на всю узнаваемость модели, ее образ значительно мягче, чем в работе Альтмана. Портрет был создан осенью 1914 года, но еще в марте Анна Ахматова написала о картинах Ольги Людвиговны:
Мне на Ваших картинах ярких
Так таинственно слышна
Царскосельских столетних парков
Убаюкивающая тишина.
Разве можно желать чужого,
Разве можно жить не своим...
Но и краски ведь тоже слово,
И узоры линий - ритм.
В 1918 году Ахматова развелась с Николаем Гумилевым и вышла замуж за Владимира Шилейко, но этот брак был еще менее продолжительным - Ахматова и Шилейко расстались летом 1921 годы. В том же году в ночь с 3 на 4 августа был арестован, а через три недели расстрелян Николай Гумилев. Это было трудное время для всей страны, но для Анны Андреевны это было еще и время серьезных потерь. В этот период Юрий Анненков создает два портрета Ахматовой, один выполнен пером, один гуашью. Так писал о первом рисунке Евгений Замятин:
Портрет Ахматовой — или, точней: портрет бровей Ахматовой. От них — как облака — легкие, тяжелые тени по лицу, и в них — столько утрат. Они как ключ в музыкальной пьесе: поставлен этот ключ — и слышишь, что говорят глаза, траур волос, черные четки на гребне.
В 1922 году были созданы два совершенно разных по настроению портрета Анны Ахматовой. Один написал известный художник Кузьма Петров-Водкин, здесь образ поэтессы соответствует женским образам, которые создавал на своих полотнах художник. Им свойственна сдержанность, внутренняя собранность, мягкость и в тоже время решительность.
Куда более безмятежной увидела Анну Ахматову Зинаида Серебрякова. В этом образе отражен излюбленный художницей тип женской красоты - мягкий овал лица, большие глаза, губы, чуть тронутые улыбкой. Возможно, нежность во взгляде поэтессы появилась, поскольку в этом же году она вновь обрела любовь, она встретила искусствоведа Николая Пунина.
1928 год, Ахматову перестают печатать, вот как описывает этот период сама поэтесса:
После моих вечеров в Москве (весна 1924-го) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском М. Шагинян. Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК — не арестовывать, но и не печатать»».
В этот год ряд акварельных портретов Ахматовой создает Николай Тырса, вот как об этих работах отозвался друг поэтессы Осип Мандельштам:
Как черный ангел на снегу
Ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу —
Есть на тебе печать Господня.
Летом 1939 года Ахматова согласилась позировать бывшему “бубнововалетовцу” Александру Осмёркину. Предыдущий, 1938 год, был полон потерь: сын Анны Андреевны, Лев Гумилев, был арестован и приговорён к 5 годам исправительно-трудовых лагерей; ее близкий друг, поэт Осип Мандельштам, скончался в пересыльном лагере; она рассталась со своим супругом, Николаем Пуниным. Ахматова позировала у себя, в “Фонтанном доме” (набережная реки Фонтанки, 34, кв. 44), где проживала в этот период и где была написана ее поэма “Реквием”.
Легкие летят недели.
Что случилось, не пойму,
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели,
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоем кресте высоком
И о смерти говорят.
Весна 1939
Выбивается из хронологии портрет Ахматовой кисти Вениамина Белкина. Работа была начата еще в 1922 году. В июне 1924 этот портрет экспонировался на выставке “мирискуссников”, но позже был переписан к выставке «Художники РСФСР за 15 лет» 1932 года. Окончательно был завершен лишь в 1941 году.
Начало войны Ахматова встретила в Ленинграде, в конце сентября 1941 года она уехала в эвакуацию сначала в Москву, затем в Татарстан, а после в Узбекистан, но уже в 1944 году вернулась. В 1943 году в Ташкенте художником Александром Тышлером была создана серия портретов поэтессы. Вот как об этом писала впоследствии его вдова, Флора Сыркина:
Тышлер - портретист особого рода. Он почти никогда не исполнял заказных портретов. Обычно рисовал и писал только близких людей - родных, друзей, всех тех, кого хорошо знал, понимал, любил. И как бы очищал их от всего наносного, второстепенного, находил и воплощал все лучшее, что в них было. Парадных портретов не писал никогда.
Александр Григорьевич любил работать сериями. Он объяснял это свое пристрастие тем, что таким образом ему удавалось в последующих вещах выразить то, что не досказал в предыдущих. Потому, попросив Анну Андреевну позировать ему, решил сделать несколько портретов.
В каждом произведении истинный художник ставит перед собою определенную задачу. В портретах Ахматовой Тышлер мечтал не только о воссоздании "образной гармонии лица", но и о том, чтобы "... передать состояние. Вот этим состоянием, - вспоминал он, - и была тишина, которую так излучала Анна Андреевна... Я как бы вполз в эту тишину и начал рисовать…”
В 1946 году с докладом на собрании писателей в Ленинграде выступает товарищ А. А. Жданов. Досталось от А. А. Жданова писателю Зощенко и поэтессе Ахматовой, вот как он отзывается от творчестве Анны Андреевны:
До убожества ограничен диапазон ее поэзии, — поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной. Основное у нее — это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности. Чувство обреченности, … мрачные тона предсмертной безнадежности, мистические переживания пополам с эротикой — таков духовный мир Ахматовой…,
Не то монахиня, не то блудница, а вернее, блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой.
Ахматову исключили из Союза писателей, куда она была принята в 1939, ее отказывались печатать, многие знакомые отвернулись от нее, да и сама поэтесса старалась держаться в стороне от друзей, чтобы не компрометировать, не создавать им проблем. В этот период ее портрет пишет художник Мартирос Сарьян.
Один из последних портретов поэтессы был создан в 1964 году художником Моисеем Лянглебеном. Эта работа соотносится со словами художника и писателя Юзефа Чапсокого, который так описывал Ахматову в 1965 году:
Анна Андреевна в большом кресле, внушительная, полная, спокойная, чуть глуховатая. Tres dame. Невольно вспоминаются идеализированные портреты русских цариц XVIII века. <…> Анна Андреевна вносит кое-какие коррективы в свою биографию <…> И появляется <…> ощущение, <…>, будто она уже превратилась в монумент, и все ее заботы лишь о полноте биографии
А еще у канала есть телеграм! t.me/...rik