Найти тему
2,6K подписчиков

Конкуренты за донаты: фандрайзинг, убивающий благотворительность

Когда-то давно, в году эдак 2018 , я первый раз столкнулась с конфликтной ситуацией внутри благотворительного проекта и тогда мне было непонятно и дико, так как я всегда считала, что в благотворительности не может быть конкуренции, так как тех, кому надо помогать, их всегда будет много , а помогающих - всегда мало , так что работы - "поле непахано", присоединяйся кто хочет.

Но я ошибалась. Ошибалась потому, что я мыслила как человек, для которого благотворительность - это отдавать. А как показала практика, очень много людей приходят в этот сектор не для того отдавать , а для того, чтобы БРАТЬ. А точнее , чтобы собирать... Да-да, собирать с людей деньги на якобы благотворительные нужды, но благотворительные ли они "потом как-нибудь разберемся".

Когда-то давно, в году эдак 2018 , я первый раз столкнулась с конфликтной ситуацией внутри благотворительного проекта и тогда мне было непонятно и дико, так как я всегда считала, что в...

Недавно я набрела на сайт "Медиашкола НКО". Данный проект был поддержан фондом президентских грантов (фото в карусели) и вот там черным по белому написано:

маркетинговые стратегии для НКО: как выделиться среди конкурентов

Конкурентов , Карл! В благотворительности! И людей, представителей общественных - некоммерческих - организаций этому специально учат за деньги президентских грантов!

Кстати, если внимательно вчитаться в тексте гранта там написано:

нами было проведено: 12 онлайн-курсов, более 30 онлайн-лекций, 7 практикумов в регионах России, 3000 бесплатных консультаций для региональных НКО, которые помогли общественникам увеличить количество благополучателей и укрепить доверие с некоммерческим организациям. Учениками наших курсов стали более 4000 человек.

И вот еще

Целевой аудиторией нашего проекта являются руководители и лидеры региональных НКО (в возрасте 33-55 лет) , которые занимаются благотворительностью и социальным проектированием на протяжении более двух лет, имеют опыт получения грантовых средств и успешный опыт реализации проектов. Они готовы развивать экспертность по решению социальных вопросов на региональном и федеральном уровнях.

То есть, интересные моменты вместе соединяются: обучаем тех, у кого есть опыт получения грантовых средств, увеличивать количество благополучателей . А дальше про конкретные инструменты: развитие медиакомпетентностей и владение инструментами ведения социальных сетей.

За год руководители НКО с помощью команды медиаэкспертов получили более 700 упоминаний в региональных и федеральных СМИ. Их звали в эфиры популярных телеканалов, они написали 5715 постов в соцсетях и провели 103 экспертных эфира. «В этом году мы берем на постоянное персональное сопровождение 100 человек.

Но давайте внимательно посмотрим на шкалу отбора, на то, что именно сделало этих людей экспертами в их области ? И критерий по факту я вижу только один - они успешно получают деньги - от ФПГ и обычных смертных на разных площадках в интернете для сбора средств. Точка.

А мне сразу вспомнилась история про мальчика Бобби из "Острова сокровищ"

История О Мальчике Бобби | Остров Сокровищ
История О Мальчике Бобби | Остров Сокровищ

Здесь пенни, там шиллинг а где-нибудь фунт

— Большие деньги…

Стал Бобби мошенник, мошенник и плут —

Почему мошенник и плут?

Скопил целый пуд.

И вот эта подмена понятий, где вместо реального веса в реальном решении организацией социально значимых проблем меня откровенно удручает.

Некоммерческие организации начинают зомбировать людей исключительно своими финансовыми достижениями по сбору денег , а не реальной работой с измеримыми социально-значимыми результатами!

Более того, освещаемая в СМИ их благотворительная работа тоже оказывается просто оплаченными эфирами. Ведь их же научили - чем больше тебя упоминают СМИ, тем лучше. Их учат попрошайничать красиво и с использованием современных медиа инструментов. А потом, когда всплывают скандалы, и вываливаются в сеть многомилионные траты таких НКО, где маркетинговый бюджет в разы превышает траты на благотворительные нужды, озвученные в уставе, общественность негодует, ну как же так!

А вот так. Вот вашему вниманию нашумевшая история, когда люди включают мозг и начинают анализировать.

Доброе сердце: пока хорошо идут сборы, пусть животное мучается

Вот ссылка на сам материал

А я приведу просто несколько выдержек.

Очень популярный в сети фонд собирал деньги на животным, которым с их слов требуется финансовая помощь. Жертвователям предлагали несколько способов перевести деньги: через короткий номер SMS, «Яндекс. Деньги», QIWI, карту «Сбербанка» (на счет руководителя фонда), через кнопку «Сделать пожертвование» на сайте фонда, на номер телефона. Но когда некоторые жертвователи стали критиковать прозрачность бухгалтерии фонда, тогда в сообществе оставили два способа оплаты: по короткому номеру через SMS и через кнопку на сайте.

Шокирующей стала и конкретная история одной собаки. Появился пост о сбитой поездом собаке Дружке (второе имя — Борис). Началась огромная рекламная акция. Пост с собакой мелькал везде — в группах-миллионниках Питера и Москвы, а также других крупных городах. Некоторым зоозащитникам стало интересно выяснить, каким образом попадают рекламные посты о сборах фонда на стены этих групп. Оказалось, что вся реклама шла через биржу рекламы ВК напрямую и админы групп-миллионников к этой рекламе не имеют отношения. Просмотров было больше двух миллионов, под постом — около 1,5 тысяч комментариев, где почти каждый комментарий — это перевод средств на лечение собаки. Сборы по приблизительным подсчетам составили около полумиллиона рублей и это только по отписавшимся людям, а многие просто переводят деньги и не отписываются.

Выяснилось, что у собаки перелом позвоночника со смещением, полный разрыв спинного мозга. Собака полностью парализована, могла двигать только головой. Вся ее дальнейшая жизнь — сплошные страдания без надежды на выздоровление. Но ее решили лечить. Поместили в стационар. Тянули время, не проводили полную диагностику, в том числе и МРТ, чтобы собрать на собаку максимум денег: ведь параллельно шла огромная рекламная акция в соцсетях. Через 10 дней админы фонда сообщили, что собаку решили отправить в Екатеринбург, в госпиталь для тяжелобольных животных, где ей сделают МРТ и спасут. Это за 1 000 км от Самары. Адрес этого госпиталя скрывался. Зоозащитники, переживающие за собаку, выяснили, что ее отвезли в поселок Зюзельский, что в 60 км от Екатеринбурга на частную платную передержку. Остались вопросы: зачем надо было увозить переломанного пса так далеко, хотя в Самаре могли провести те же обследования? Сколько денег собрали на Бориса, куда они потом делись? Жертвователям, обеспокоенных судьбой Бориса не отвечали. Их просто отправляли в черный список, как и других «любопытных» жертвователей, у которых деятельность фонда вызывала подозрения. Всех, кто замечал, что по уже погибшим подопечным продолжается сбор, что фонд не размещает финансовой отчетности, кто спрашивал, куда пошли деньги, которые остались с других сборов, ожидала одна участь — бан. Такая же судьба постигла и корреспондента MR7.ru — сразу отправили в черный список сообщества.

И таких историй много в каждом регионе. То есть, когда начинаются вопросы, пользователи по откатанной схеме летят в бан, а машина маркетинга продолжает накручивать просмотры, лайки, репосты. Ведь цель одна - деньги!

История с фондом "Доброе сердце мира" закончилась тем, что нецелевые траты установить все-таки удалось. А собрано было, чтобы вы понимали, в период 2021 -2022 годы более 19 млн рублей! При этом:

  • 9 млн рублей зоозащитники потратили на рекламу фонда,
  • почти 1,5 млн рублей — на административно-хозяйственные расходы,
  • более 2,7 млн — на оплату счетов контрагентам,
  • более 6 млн пошло на оплату ветеринарных услуг Юлии Хамцовой. Она же является руководителем этого фонда и владельцем клиники «ДокторВет», которая лечит поступивших в фонд животных.

Представители Минюста обратили внимание и на то, что 175 тысяч рублей руководители фонда потратили на покупки в магазинах джинсовой одежды, обувных, алкогольной продукции и табачных изделий, кафе и ресторанах, цветочных магазинах и даже оружейном магазине. По данному факту полиция возбудила уголовное дело о мошенничестве, совершенном неустановленным сотрудником НКО в 2021 году. Когда дело дошло до суда, представители фонда заявили, что покупали в торговых точках корм и памперсы для животных, и даже вернули, по словам юриста НКО Андрея Комарова, на счет фонда 150 тысяч рублей до возбуждения дела, а 25 тысяч - во время рассмотрения дела. Но представитель Минюста был не преклонен: в работе «Доброго сердца мира» и они и прокуратура неоднократно находили грубые нарушения закона, что портит репутацию остальным благотворительным фондам. Кому интересно - детали по ссылке.

Когда-то давно, в году эдак 2018 , я первый раз столкнулась с конфликтной ситуацией внутри благотворительного проекта и тогда мне было непонятно и дико, так как я всегда считала, что в...-4

И вот когда я смотрю отчеты маленькой даниловской некоммерческой организации АНО "Верность", которая еще и грантополучатель в ФПГ уже на надцать миллионов рублей, я почему-то вижу очень похожую картину. Услуги маркетинга от 30 до 100 000 руб в месяц (даже коммерческие компании позавидуют такому бюджету, а для организации живущей на подаяния, так вообще шикарно, наверное). И, к слову, схема работы с возражениями и вопросами по тратам у АНО Верность почему-то тоже аналогичная вышеописанному фонду: много спрашиваете - летите в ЧС.

Фандрайзинг ВМЕСТО благотворительности.

Вот так медленно, но верно, люди начинают забывать, что благотворительность от слов "благо" и "творить", а не "бабло собирать". И все потому, что эта философия заработка, развития личного бренда , отстраивания от конкурентов по цеху - активно и за большие деньги внедряется в голову руководителей НКО, при чем очень часто на средства именно президентских грантов.

И им не стыдно. Ведь они просто делают деньги. Деньги, и ничего личного.

Вот вашему вниманию опубликованный анонс известного получателя тех самых внушительных бюджетов от НКО- агентство Мерси.Агенси. Из маркетинга в благотворительность: запускаем рекламные кампании для фондов, пристраиваем котиков и мэтчим бизнес с НКО (ссылка)

Привет, я Евгений Зубов, директор mercy.agency и фандрайзер. Обычно на этом моменте все понимающе кивают, хотя не знают значения слова «фандрайзинг». Так вот, фандрайзинг — это сбор пожертвований. К нам приходит благотворительный фонд, мы проводим для него маркетинговую кампанию, чтобы привлечь пожертвования на его нужды. Фонд оплачивает наши услуги. В общем, зарабатываем, улучшая мир вокруг себя. Или наоборот.

Вывод? Не все то, что мелькает у вас в социальной рекламе с лейблом добро - таковым является. Не все те, кто просят у вас деньги на добро - действительно тратят деньги на то, на что просят. И да, и частных сборщиков и официальные организации бывает не так просто прижать за недобросовестную благотворительность, потому что пока есть возможность вешать лапшу на уши, конвертируя ее в деньги, они будут это делать. Так что кому вы хотите помогать - животным или тем, кто умеет хорошо спекулировать на их нуждах , решать, дорогие жертвователи, только вам.