Николай Дроздов, Борис Андюсев «Российская Сибирь»

При поддержке государственной грантовой программы Красноярского края «Книжное Красноярье» была издана книга «Российская Сибирь: культура, традиции, духовность».

При поддержке государственной грантовой программы Красноярского края «Книжное Красноярье» была издана книга «Российская Сибирь: культура, традиции, духовность».

Авторы этой книги – известные ученые-историки: доктор исторических наук Николай Иванович Дроздов и кандидат исторических наук Борис Ермолаевич Андюсев. Ученые попытались описать культурные традиции и черты характера русских сибиряков. Книга в популярной форме представляет подробное описание культурных традиций дореволюционной Сибири. А в самом центре повествования находится человек - в семье, обществе, повседневности.

Книга «Российская Сибирь: культура, традиции, духовность» содержит подлинно энциклопедическое описание различных сторон хозяйственной и общественной жизни, культуры русских сибиряков, их духовно-нравственные устои.

Еще этнограф Н. А. Ровинский, знаток сибирского фольклора, выделял в сибирских пословицах большой назидательный смысл, формировавший установки на уважение личного достоинства человека:

«Обманешь в рубле, не поверишь и в игле

Честь чести и на слово верит

К двадцати годам не умен, к тридцати не женат, к сорока не богат – всю жизнь будет так»

Ведь считалось, что к тридцати годам молодой человек должен был остепениться, обрести семью, быть примером для детей, к сорока – стать крепким домохозяином, хлебосольным и авторитетным членом общины.

В то же время Наталья Дмитриевна Фонвизина, супруга декабриста, долгие годы прожившая в Сибири, писала:

«Сибирское основное свойство: недоверчивость и осторожность, чтобы не дастся в обман, и если можно самому обмануть. Быть обманутым считается за стыд».

Традиционно патриархальный уклад семейной жизни требовал, чтобы каждый член семьи не ленился:

«Хорошо и выгодно жить в большой семье. Требуется только, чтобы всякий усердно работал».

В Сибирской деревне трудовое воспитание органично входило в бытовую жизнь и хозяйственную деятельность семьи. Ведь трудовое воспитание – это основа народной педагогики и его осуществление лежит на плечах родителей. В семьях обычно было много детей, и воспитание было строгое. Но «где строгость, там и милость». Историк В. А. Зверев отмечает, что малышей старались не наказывать, только если уж за дело:

«Малолетних детей крестьяне практически не били, даже в тех случаях, когда на них жаловались соседи, например, из-за того, что чей-то ребенок залез в чужой огород. Причем сам хозяин огорода мог всыпать воришке крапивой и рассказать родителям о проделках их ребенка. Но мать могла его и не наказать, тем более что он уже получил крапивой, но и ругаться с соседями из-за того, что они тронули ее ребенка, тоже не начинала. А все потому, что к проказам относились терпимо».

Интересно, что свой «космос, порядок» воспринимался в ментальности русских старожилов прежде всего в границах общины, двора, ограды, дома. В процессе адаптации к непривычным факторам сибирской среда именно своя община, дом и семья служили условиями благополучия и защищенности от вмешательства «хаоса, чужих».

Стремление к зажиточности сибиряков было не скупостью, но необходимостью выживания. Историк Л. М. Сабуров приводит высказывание ангарского старожила:

«Я доможирничал, на прииска не ходил».

Слово «жир» в словаре приенисейских сибиряков означало «довольство, богатство». «Жировать» - значит жить в довольстве, зажиточно. Однако зажиточность и довольствие не исключали хлебосольство, радушие, помощь ближнему. Так, в источниках постоянно отмечены факты поддержания немощных и сирот, проживание в семьях старожилов нуждающихся родственников и даже посторонних. Отмечалось также, что «нигде в России так не подают нищим, как в Сибири».

Нравственные ценности – величайшее достижение каждого народа. Это же относится и к миру русско-крестьянских старожилов Сибири. Крестьяне не писали специальных трактатов о нравственности, поэтому судить однозначно нельзя. Но для крестьянского миропонимания было характерно стремление к стабильности и сохранению ценностей культуры традиционного общества.

За четыреста с лишним лет сибиряки своим неустанным трудом превратили огромный регион таежно-степного пространства не просто в обжитую территорию, но и богатую культурными традициями. Сибирь стала калейдоскопом цивилизаций и смогла сформировать субэтнос старожилов в единстве с коренными этносами.

Сибиряков можно отнести к историческому феномену, а патриотизм по-сибирски – это не только верность традициям, но и чувство долга, верность слову, а также постоянное стремление улучшить свою жизнь, ведь красивый, но суровый край не терпит лодырей, а ждет активной деятельности от каждого.

Издание «Российская Сибирь: культура, традиции, духовность» предназначено для широкого круга читателей, семейного чтения, воспитания детей в духе уважения и привязанности к родному краю. Вопросы этнографии и антропологии Сибири, история Приенисейской Сибири и православная церковь в Енисейской губернии, влияние климата на историю и субэтнос сибиряков - книга представляет комплексные описания всесторонней жизни русских старожилов Сибири. Показаны различные аспекты ценностей и традиций общины, семьи, взаимоотношений, особенностей материальной и духовной культуры сибиряков. Архивные фотографии помогут увидеть быт того времени.

Приятного чтения!

Резник Марина Васильевна, главный библиотекарь отдела городского абонемента