В соответствие с паспортом федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО», руководителем которого является генеральный директор ППК «Российский экологический оператор» (РЭО) Д. Буцаев, до 31.03.2021 РЭО должен был разработать Федеральную схему обращения с ТКО (Федеральная схема), которую вице-премьер В. Абрамченко справедливо назвала «инструментом стратегического планирования и управления системой обращения с отходами в России».
Правительство РФ установило требования к содержанию Федеральной схемы, все шесть разделов которой (от «а» до «е») только в комплексе должны были содержать информацию, действительно необходимую для стратегического планирования и управления системой обращения с ТКО (постановление от 25.12.2019 № 1814). Однако 28.11.2022, постановлением Правительства РФ № 2157, в постановление № 1814 были внесены изменения, в соответствии с которыми Минприроды России теперь утверждает не всю Федеральную схему в целом, а только последний раздел «е» - «утверждаемую часть» (сведения об объектах, строительство, реконструкция которых возможны с привлечением средств федерального бюджета и (или) РЭО), а сведения, содержащиеся в основных разделах «а»-«д» размещаются в электронной модели Федеральной схемы.
До объяснений причин такой пертурбации Федеральной схемы никто из топ-чиновников, естественно, не опустился и о сроках разработки электронной модели Федеральной схемы не заикнулся, но на сегодняшний день электронная модель в природе так и не существует. И вот, 28 декабря 2022 г., под «звук фанфар и звон бокалов», Минприроды России распоряжением №39-Р утвердило «утверждаемую часть»(извините за тавтологию, но так звучит п.1 распоряжения), заявив на всю страну об утверждении Федеральной схемы обращения с ТКО. Но самого главного страна так и не узнала, ведь итог трехлетней работы РЭО по разработке Федеральной схемы - это всего лишь справка (раздел «е» - «утверждаемая часть») на 71 листе, которая содержит только информацию о наименованиях объектов, о местах их нахождения, о планируемых сроках ввода в эксплуатацию и об их проектных мощностях, а такая справка, по определению, выполнять функции «инструмента стратегического планирования и управления» попросту не способна.
Кто инициировал это очковтирательство, ведь у реформы без планирования нет будущего? А наблюдательный совет РЭО в курсе, что вместо Федеральной схемы реформа получила фикцию? Неужели за три года целых 9 (девять) заместителей и более 250 (двести пятьдесят) сотрудников г-на Буцаева не смогли разработать и внедрить электронную модель федеральной схемы, когда сайт РЭО буквально напичкан различными электронными платформами? Невольно вспоминаются слова председателя Комитета ГД по бюджету и налогам А. Макарова - «на обеспечение деятельности Российского экологического оператора, специально созданного в 2019 году, из федерального бюджета выделяется в год 2,1 миллиарда рублей, при этом складывается ощущение, что ничего не сделано».
Но и это не самое страшное. Цифры не люди - цифры не врут. Анализ сведений о 1240 объектов, внесенных в утверждаемую часть Федеральной схемы, которая является единственным официальным документом, в котором перечислены все имеющиеся и строящиеся (реконструируемые) мощности по обработке (сортировке) ТКО, дал, мягко говоря, нелицеприятные результаты:
1. До конца 2024 г.введено и планируется к вводу в эксплуатацию 172 объекта сортировки ТКО (14,3% от всех объектов) суммарной мощностью порядка 23,52 млн. т/год.
2. До конца 2030 г. введено и планируется к вводу в эксплуатацию 403 объекта сортировки ТКО (32,5% от всех объектов) суммарной мощностью порядка 40,33 млн. т/год.
3. При ежегодном образовании ТКО в объеме 60 млн. т, с учетом ввода в эксплуатацию всех мощностей, указанных в федеральной схеме обращения с ТКО:
- задача по сортировке 50% ТКО (30 млн. т) к концу 2024 г., установленная федеральным проектом «Комплексная система обращения с ТКО», будет выполнена всего лишь на 78,4%
- задача по сортировке 100% ТКО (60 млн. т) к 2030 г., поставленная Президентом Российской Федерации еще в 2018 г., будет выполнена всего лишь на 67,2%
Указанные показатели также вызывают большие сомнения при дефиците федерального бюджета и практически нулевых инвестициях в сортировку отходов. А ведь Президент своим указом от 7 мая 2024 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» в очередной раз подтвердил задачу по 100% сортировке ТКО к 2030 году, а оказывается, что задача Президента выполнима только на 2/3 - зачем же так нагло подставлять главу государства?
В статье изложено личное мнение автора, которое может не совпадать с мнением читателей, но мы не гонимся за лайками - мы хотим довести до всех, как провалили «мусорную реформу», и остановить эту профанацию