513 подписчиков

#ТеатральнаяЖизнь. "Иоланта" П.И.Чайковского в "Новой Опере"

Ришат Решитов, Маргарита Некрасова, Виталий Ефанов, Екатерина Мирзоянц, Георгий Васильев, Илья Кутюхин, Вероника Ершова, Валерия Бушуева, Антон Бочкарев и Сергей Артамонов после спектакля 25 апреля 2024 года. Фото из моего архива
Ришат Решитов, Маргарита Некрасова, Виталий Ефанов, Екатерина Мирзоянц, Георгий Васильев, Илья Кутюхин, Вероника Ершова, Валерия Бушуева, Антон Бочкарев и Сергей Артамонов после спектакля 25 апреля 2024 года. Фото из моего архива

«Иоланта» - одно из открытий прошлого сезона. Да, не спорю, для оперомана со стажем такое заявление – более, чем странность, однако факт остается фактом – в форме полноценного спектакля, живьем я увидела последний шедевр П.И.Чайковского лишь в конце июня 2023 года. До этого неоднократно имела возможность наслаждаться фрагментами, главным образом, разумеется, финальной сценой прозрения титульной героини. Также нередко звучали в разных концертах арии Водемона, Иоланты, короля Рене, Эбн-Хакии, дуэт Иоланты и Водемона, «цветочный квартет» (Иоланта, Марта, Бригитта, Лаура) и др. И вот, наконец-то, полновесный спектакль. В постановке Дениса Азарова и музыкальной редакции Карена Дургаряна. На сцене театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Да, эту версию философской сказки, которую «наше все» написал на финише своего жизненного пути, многие успели обругать, создать ей самую дурную славу. Спорить не буду – мне тоже хочется увидеть на сцене нечто очень красивое, тем более, текст либретто как бы намекает, что именно так все и должно быть. А когда еще и исполнители по-настоящему красивы, хочется, чтобы они получили достойное обрамление в виде эффектных декораций и костюмов. Именно эти мысли посетили меня после тогдашнего летнего просмотра.

И вот 25 апреля 2024 года я решила посетить спектакль еще раз. И ни минуты не пожалела, ведь увидела по-настоящему красивую, изысканную, виртуозную работу. Нет-нет, ничего такого не подумайте – в плане скромной, аскетичной сценографии все осталось без изменений (разумеется, они невозможны, тут без вариантов). Яркие краски происходящему на сцене подарили, помимо бессмертной музыки великого Петра Ильича, талантливые вокально-драматические работы солистов и артистов хора «Новой Оперы». Спектакль ознаменовался несколькими дебютами. Титульную партию впервые исполнила Екатерина Мирзоянц, приглашенный солист Илья Кутюхин предстал в образе Роберта, Сергей Артамонов – Бертрана, Виталий Ефанов – короля Рене, Маргарита Некрасова – Марты, Антон Бочкарев – Альмерика. Остальные партии исполнили Георгий Васильев (Водемон), Ришат Решитов (Эбн-Хакиа), Валерия Бушуева (Бригитта) и Вероника Ершова (Лаура). Хор и оркестр театра под управлением маэстро Андрея Лебедева – не только звуковая канва спектакля, но и активные участники происходящего.

Кстати, артисты хора в этом спектакле находятся не на сцене, а в ложах. Этот факт позволяет придать звуку дополнительный объем, создать у зрителей ощущение причастности к действию. Разумеется, самые интересные ощущения в подобной ситуации можно получить исключительно в зрительном зале, даже самая лучшая, качественная запись нужного эффекта не создаст.

Замыслы режиссера Дениса Азарова всегда интересны. Как мне показалось, он стремился продемонстрировать самым наглядным образом одиночество слепого человека и возможные последствия грядущего неизбежного прозрения. В случае с Иолантой оно означает счастливое будущее в обществе любимых и любящих людей – короля-отца, супруга-герцога, многочисленных придворных и подруг. Прозревая, слепая от рождения девушка получает то, к чему никогда не имела доступ. Наконец-то она может увидеть красоту окружающего мира, великолепие цветочного сада своего замка, свет и доброту окружающих людей.

Екатерина Мирзоянц сыграла, спела, пропустила через себя, прожила образ юной принцессы, слепой от рождения, но обладающей богатым внутренним миром, светлой, чистой душой и невероятной силой. С Водемоном (Георгий Васильев) они были по-настоящему яркой, красивой, влюбленной, юношески одухотворенной парой. Не менее задорным, но в то же время и лиричным предстал герцог Роберт (Илья Кутюхин).

В спектакле было немало забавных эпизодов, которые раскрасили постановку, оживили ее, внесли ноту живости и обаяния. Эти эпизоды внесли Водемон и Роберт, кормилица Иоланты Марта (Маргарита Некрасова) и ее супруг Бертран (Сергей Артамонов). Очень интересен и образ Альмерика (Антон Бочкарев).

Не устаю восхищаться «цветочными» эпизодами в мировой оперной литературе. В «Иоланте» это квартет заглавной героини, ее кормилицы Марты и подруг Бригитты (Валерия Бушуева) и Лауры (Вероника Ершова). Красота, нежность, музыкальность этого фрагмента поистине незабываемы, для меня это символ весны с ее распускающимися садами, в частности, фруктовыми деревьями.

Сила и нежность. Мудрость и уверенность. Наука и вера. Любовь и знания. Со всем перечисленным прочно ассоциируются у меня образы отца Иоланты, короля Рене (Виталий Ефанов) и мудрейшего мавританского врача Эбн-Хакиа (Ришат Решитов), совершившего чудо и подарившего юной принцессе возможность увидеть этот мир и его красоту, узнать любимого родителя, дорогих подруг и полюбившегося с первой минуты Роберта…

Не знаю, случайное это совпадение или нет, но поделиться собственными размышлениями об «Иоланте» мне пришло в голову именно сегодня, 7 мая, в 184-йдень рождения Петра Ильича Чайковского. Не берусь анализировать ситуацию, просто вдохновилась – и все.