Не помню в каком году потерял свою трудовую книжку. Стоит ли её восстанавливать и как это сделать попробуем разобраться в этой статье.
Если трудовую книжку потерял работодатель, он должен восстановить её. Если же это произошло по вашей вине, обратитесь к работодателю или сделайте запрос на получение выписки из электронной трудовой книжки.
Что нужно делать
1. Обратитесь к работодателю по текущему или последнему месту работы
Если ранее не работали у других работодателей, достаточно подать в отдел кадров заявление о выдаче дубликата трудовой книжки. Работодатель должен выдать дубликат трудовой книжки в течение 15 дней с момента получения заявления
Если до этого работали в других местах, к заявлению нужно приложить документы о прошлых периодах работы, например справки о периодах работы или заверенные копии приказов о приёме на работу и увольнении. Работодатель укажет в дубликате трудовой книжки общий трудовой стаж до поступления к нему на работу
гл. 5 Порядка ведения и хранения трудовых книжек
Если подтверждающих документов у вас нет, перед подачей заявления о выдаче дубликата нужно их собрать
Как подтвердить прошлые периоды работы
- Запросите у бывших работодателей справки о стаже. Посодействовать в этом, направив запросы, может и ваш работодатель
- Запросите в Социальном фонде (СФР) сведения о трудовой деятельности, которые содержатся в индивидуальном лицевом счёте. Это поможет, если бывшие работодатели отсутствуют, например ликвидировались или обанкротились
В СФР хранятся сведения о трудовой деятельности работника, его приёме на работу, переводах на другую постоянную работу и увольнении. Они формируются на основании приказов или других документов, подтверждающих оформление трудовых отношений между работодателем и работником
Получить выписку можно бесплатно:
- в ближайшей клиентской службе СФР
- в МФЦ
- на сайте СФР — войти можно с учётной записью на Госуслугах
После получения выписки проверьте, все ли трудовые периоды там указаны. В СФР может не быть сведений о периодах, когда вы ещё не были застрахованы и не имели индивидуального лицевого счёта. В таком случае сведения нужно истребовать у тех работодателей, информации о работе в которых в СФР нет
Если организации отсутствуют, обратитесь за документами о трудовой деятельности в государственный архив по месту регистрации бывших работодателей. Понадобится паспорт или другой документ, удостоверяющий личность
Со всеми собранными документами обратитесь в СФР и подайте заявление об установлении периода работы. После этого — к работодателю за дубликатом трудовой
Получить новую трудовую книжку можно и у работодателя, к которому только устраиваетесь. По тем работникам, кто впервые в жизни устроился на работу в 2021 году, бумажные книжки не ведут ― только электронные.
2. Получите выписку из электронной трудовой книжки, пока восстанавливаете бумажную
Если нет возможности оформить бумажный документ, а выписка из трудовой книжки нужна срочно, запросите на Госуслугах выписку из электронной трудовой книжки (ЭТК). С 1 января 2020 г. она ведётся на всех работников. Выписка придёт в личный кабинет в течение дня
Получить выписку можно также в СФР или МФЦ. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. Электронная и бумажная выписка равны по юридической значимости
В электронной выписке содержатся сведения обо всех местах работы — основных и по совместительству. Однако из неё можно узнать должность и место работы человека только начиная с 1 января 2020 г. Сведения о работе до 2020 года там тоже могут быть, но в сокращённом виде, например без указания должности
Выписку можно предъявлять:
- в организацию, куда устраиваетесь на работу
- в органы социальной защиты для назначения пособий и получения льгот
- в визовые центры и консульства для оформления визы для поездки за границу
- в суд, если нужно подтвердить информацию о месте работы и трудовой деятельности.
Чтобы получить электронную трудовую книжку, нужно иметь усиленную запись на госуслугах, у меня к сожалению стандартная запись, когда сделаю подтверждение личности - продолжу эту статью.
При устройстве на новую работу.
При устройстве на новую работу граждане, выбравшие электронную трудовую книжку, представляют работодателю «Сведения о трудовой деятельности, предоставляемые из информационных ресурсов ПФР» в распечатанном виде на бумаге или в электронном.
Для этого достаточно заказать справку (выписку) о трудовой деятельности:
- В личном кабинете на сайте ПФР (es.pfrf.ru) в разделе «Электронная трудовая книжка» выбрать услугу «Заказать справку (выписку) о трудовой деятельности». Документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, будет доступен для скачивания в «Истории обращений» в личном кабинете.
- В личном кабинете на портале Госуслуг в разделе услуг Пенсионного фонда Российской Федерации «Выписка из электронной трудовой книжки». Документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, будет доступен для скачивания и отправки на электронный адрес в «Заявлениях» в личном кабинете.
Сформированный таким образом документ в электронном виде по юридической значимости равносилен бумажному и действителен во всех инстанциях.
Получить выписку из электронной трудовой книжки могут и те сотрудники, которые решили оставить бумажную трудовую книжку, поскольку работодатель ведёт учёт трудовой деятельности одновременно как в бумажном, так и в электронном виде.
Basn 07.05.2024 16/39