ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ
После инаугурации Владимира Путина в России ускорится территориальная реформа, нацеленная на объединение муниципалитетов. Об этом 6 мая со ссылкой на экспертов Центра поддержки общественных и гражданских инициатив (ЦПОГИ) пишут «Акценты».
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ
Уже более 10 лет либералы подводят Россию к процессу укрупнения муниципальных образований. При этом они ранее всё больше апеллировали к западному опыту. Когда же такие ссылки стали немодными, теоретики стали ссылаться на мнение российских властей местного уровня.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ
Вот и эксперты ЦПОГИ, отмечая неизбежность укрупнения муниципалитетов, в качестве решающего политического фактора называют стремление губернаторов «усилить свою управляемость и ослабить влияние муниципальных элит». Такие конфликты между уровнями власти, как отмечает издание, были в Касли в Челябинской области, Рыбинске в Ярославской области и других городах.
А вот регионы с высоким личным рейтингом губернаторов и национальные республики, наоборот, не спешат с укрупнением муниципалитетов. Исключением в этом случае стал Санкт-Петербург, где личный рейтинг губернатора Александра Беглова слишком низок. Здесь сокращение количества муниципалитетов со 111 до 70 приостановили, боясь протестов жителей.
Немаловажен и учёт экономического фактора. На фоне объединения муниципалитетов выигрывает имидж местной власти, так как за счет «растворения» депрессивных муниципалитетов в более крупных и экономически успешных в целом улучшаются статистические показатели.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ
Эксперты прогнозируют, что в первую очередь наиболее активно укрупнение муниципалитетов в 2024 году будет происходить в ряде таких проблемных регионов, как УрФО (в Ямало-Ненецком округе и Челябинской области), в ЦФО (в Ярославской и Владимирской областях), СЗФО (в Псковской области) и СФО (в Новосибирской области). Специалисты ЦПОГИ уверены, что до выборов в Госдуму 2026 года тренд на укрупнение муниципалитетов продолжится. Региональные власти будут определять и ритм укрупнений, чтобы минимизировать недовольство населения и снизить политические издержки. Например, избежать конфликтов с участием депутатов поселковых советов.
А опасаться конфликтов, конечно же, следует. Несмотря на то, что процесс укрупнения муниципалитетов имеет свои преимущества, например, он повлечёт за собой сокращение управленческих расходов, есть и недостатки. А они куда более существенны, чем преимущества. Это, в первую очередь, отдаление местной власти от населения и упразднение поселенческого уровня местного самоуправления. На Кубани, например, и сейчас до депутатов и власти порой не докричаться. А что будет после укрупнения?
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ
Очень смахивает такое реформирование на оптимизацию здравоохранения, когда ликвидировали больницы в населённых пунктах и оставили их только в районных центрах. Добраться, например, из Тамани за 70 км в Темрюк, просидеть там в очереди к специалисту, рискуя не попасть на приём, и вернуться назад, сможет не каждый. А если надо пройти несколько узких специалистов? Вот люди и плюют на собственное здоровье. А потом перестанут рассчитывать на диалог с властью. Она будет так же далека от народа. А ведь и одна реформа, и другая проводятся под высокопарные речи об улучшении качества жизни населения.
Вот и в Краснодарском крае, как писал «Утренний Юг», «причастных» к местному самоуправлению становится всё меньше – в трёх районах региона их уже сократили. А это значит, что жители сельских поселений Ленинградского, Приморско-Ахтарского и Туапсинского районов будут лишены права избирать депутатов в сельсоветы и глав администраций.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ
Все решения теперь будут приниматься не на поселковом уровне, а в районном совете. А там заседают обычно представители крупного местного бизнеса и бывшие чиновники. Им проблемы простых людей не понять, а легче проявить заботу на словах.
В целом реформа отбирает у людей право на общение с властью и мешает своевременно и эффективно решать вопросы местного самоуправления. Администрация края объясняет необходимость реформы тем, что преобразования позволят сократить траты на проведение выборов в сельских поселениях. Но всё это чистой воды демагогия. Выборы на поселковом уровне, как правило, проводятся в единый день голосования вместе с выборами в вышестоящие органы власти. Депутаты поселковых советов зарплат не получали. Присланный в посёлок глава будет получать ровно те же деньги что и избираемый. В чем тогда экономия? В затратах на выпуске бюллетеней для голосования?