Как помочь ребенку в выборе профессии

«Как помочь ребёнку в выборе профессии?» – достаточно серьёзный вопрос, который волнует многих родителей и учителей. Основывается он на профориентации, и важно обращаться за помощью к специалистам, чтобы помочь ребёнку сделать правильный выбор. Согласно Федеральному закону об образовании (N 273-ФЗ) одна из целей школьного образования – это профориентация, направленная на подготовку к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности. Существуют государственные профориентационные проекты, которые помогут вашему ребёнку найти своё призвание. К числу таковых относятся:

«Проектория» – ежегодный форум, на котором обмениваются опытом педагоги и психологи, в области профориентации, а подростки участвуют в мастер–классах и готовят проекты по разным профессиональным направления.

«Билет в будущее» – проект созданный в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» и национального проекта «Образование» на основании комплекса поручение Президента РФ. Его цель – формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6-11 классов образовательных организаций.

«Большая перемена» – проект для школьников, педагогов и школ, который помогает подростку раскрыть свои способности и поработать в профессиях. Достаточно интересный проект, где учащиеся могут заявить о себе, представить свои проекты и попробовать себя в профессиональной деятельности.

Школа в помощь для профориентации подростков

С 1 сентября 2023 года во всех школах страны Минпросвещения России ввело для учеников 6-11 классов единую модель профориентации (профминимум) обучающихся. Она заключается в том, чтобы упорядочить все многообразные формы профориентационной деятельности и создание централизованной системы поддержки учеников в выборе профессии.

«Как помочь ребёнку в выборе профессии?» – достаточно серьёзный вопрос, который волнует многих родителей и учителей.

Данная модель включают в себя направления:

1. Урочная деятельность. Уроки проводятся в академических целях и целях создания гармонично развитой личности, но и носят профориентационный характер.

2. Внеурочная деятельность – это форма, в рамках которой происходит реализация единой модели, с помощью программы внеурочных занятий «Россия – мои горизонты», в которой делается акцент на тему профориентации, и ,по сути, это, сердце единой модели.

3. Практико-ориентированный модуль – это непосредственное столкновение, знакомство с профессией. Например, профессиональная проба или экскурсия.

4. Дополнительное образование. Данная форма образования характеризуется знакомством с какими-то предпрофессиональными элементами.

5. Взаимодействие с родителями. На сегодняшний день это сложный аспект, так как государство занимается само-профориентацией, а родители как институт существуют сами по себе. И одна из целей профориентационных проектов – наладить это взаимодействие.

6. Профессиональное обучение – это получение профессионального образования, которое позволяет работать в данном профессиональном направлении. Обычно это специальности квалифицированных рабочих.

Как подростку выбрать профессию?
Как подростку выбрать профессию?

Существует два подхода к выбору профессии:

1. Выбор для себя идеальную профессию.
Это нахождение профессии, которое оптимально для конкретного человека.

2. Выбрать ту профессию, которая есть на рынке.
Данный подход, более практический, такой подход больше любят корпорации и государства. В чем он заключается? «Нельзя выбирать любую профессию». «Надо выбирать то, что есть, что существует».

Важно осознанно выбирать профессию по нескольким причинам, включая самореализацию, социализацию и финансовую стабильность.

«Как помочь ребёнку в выборе профессии?» – достаточно серьёзный вопрос, который волнует многих родителей и учителей.-3
Для глубокого погружения в мир профессий необходимо получать информацию о профессиях из первых уст (благо в интернете таких интервью достаточно), проходить профориентационные тестирования, участвовать в профессиональных мастер-классах и профпробах, посещать экскурсии, чтобы увидеть как профессия работает изнутри.

Игра «Вредные советы родителям или нет?» поможет родителям понять, как помочь детям с выбором профессии. Данная игра даст понятие родителям, как же можно помочь детям в выборе профессии.

1. «Говорить ребенку, что от него ничего не зависит» – является вредным советом. Конечно, ребёнок становится взрослым, и взрослый человек – это независимый человек, который самостоятельно принимает решения. Хотя помощь родителей важна, но говорить, что ты сам ничего не решаешь, с тебя не зависит, конечно, это вредный совет.

2. «Учитывать предпочтения и способности ребёнка» – это полезный совет.

3. «Не вмешиваться в жизнь ребёнка» – это вредный совет. Родители не могут полностью решать судьбу своих детей, но не помогать им в этом выборе - неправильно и вредно.

4. «Вместе выбирать только из тех сфер, которые сейчас востребованы» – это вредный совет, во-первых, надо учитывать развивающийся рынок труда, во-вторых надо смотреть на личные предпочтения, на мечты.

5. «Познакомиться вместе с профессиями изнутри» – это полезный совет, потому что родители могут помочь ему определиться, что именно может быть настоящей помощью для него.

6. «Рассказать ребёнку, что работа – это не всегда хобби» – это полезный совет.

7. «Говорить, что не надо учить в школе «ненужные» предметы» – это вредный совет. С каждым годом требуются все более и более разносторонне развитые специалисты.

«Как помочь ребёнку в выборе профессии?» – достаточно серьёзный вопрос, который волнует многих родителей и учителей.-5

8. «Требовать полностью посвятить себя учёбе и говорить о том, что надо только учиться, учиться и учиться ещё раз» – данный совет относится к вредным. Многие ребята находят себя через дополнительное образование и через какие-то свои внешкольные занятия. Для профессионального определения недостаточно только учебы и только пятёрок.

Так как же помочь ребёнку в выборе профессии?

Выбор профессии – это комплексное решение. Это решение, которое не может основываться только на способностях, только на интересах или только на востребованности профессии. Важно учитывать все аспекты. Поэтому пользуйтесь теми огромными возможностями, которые предоставляет нам 21 век: видеоконтент с интервью представителей различных профессий в открытом доступе, профориентационные тестирования и консультации профориентологов, тематические экскурсии и профпробы, мастер-классы и каникулы на базе вузов, стажировки в компаниях. Успешного вам выбора!

→ А как произошел Ваш выбор профессии? Меняли ли Вы ее в течение жизни?