«Плюсы и минусы автостопа». Дебютному сольному альбому Роджера Уотерса исполнилось 40 лет

539 прочитали

Альбом «Плюсы и минусы автостопа» интересен в качестве развилки в истории Pink Floyd, а может быть, и всего классического рока. В 1978 году Роджер Уотерс предложил товарищам по группе две идеи: «Pros and Cons of Hitch Hiking» и «The Wall». В конце концов было решено, что «Стена» станет альбомом Pink Floyd, а «Автостоп» — первым сольным альбомом Роджера Уотерса.

Альбом «Плюсы и минусы автостопа» интересен в качестве развилки в истории Pink Floyd, а может быть, и всего классического рока.

Что было бы при другом исходе? Мог бы «Pros and Cons of Hitch Hiking» в версии Pink Floyd стать огромным хитом — или с треском бы провалился? Если бы Уотерс сохранил «The Wall» для себя, началась бы его сольная карьера совсем по-другому — с многократного платинового успеха?

Возможно, в одной из альтернативных вселенных именно так и случилось. А мы имеем то, что имеем. Дэвид Гилмор и компания выбрали грандиозный опус о растущем отчуждении от своей собственной аудитории — и не прогадали. Уотерсу досталась тема кризиса среднего возраста.

«Pros and Cons of Hitch Hiking» — концептуальный альбом в полном смысле слова. Это не двенадцать песен, идущих один за другим, но один длинный трек, рассказывающий историю. На сюжет работают звуковые эффекты и встроенные диалоги, какие-то пассажи звучат в разных частях альбома, чтобы усилить связность.

Как и другие работы Роджера Уотерса, альбом требует от слушателя полной вовлечённости. Практически невозможно оценить «Автостоп» с первого раза и не разобравшись в теме.

Музыка и тексты представляют собой сон мужчины, который мечтает изменить жене и видит множество страшных, неприятных и странных вещей. Во сне герой альбома подбирает двух автостопщиков. Герой грезит о том, как он приглашает девушку на прогулку и собирается соблазнить её, но его останавливает страх.

Дальше во сне дела идут всё хуже. Жена влюбляется в другого и уходит, муж сам ловит попутку и делится невесёлыми мыслями с водителем грузовика, а потом с официанткой в кафе.

Потом мужчина просыпается — и внезапно чувствует себя единым целым с миром. Он поворачивается в постели, прикасается к волосам жены и думает, что любит её.

Роджер Уотерс объяснял идею альбома так: «В контексте снов подсознание взвешивает плюсы и минусы жизни с одной женщиной в рамках семьи — вопреки зову природы, если хотите». «Зов природы» воплотился и в вызывающей обложке, на которой снятая со спины актриса взрослого кино Линзи Дрю голосует на дороге.

Видимо, Уотерс таким способом продемонстрировал парадоксальное чувство юмора: «Когда критики раскладывают вас по полочкам, они, как правило, не слишком думают о вашей работе. Они считают меня суровым, депрессивным, страдающим манией величия. Они не заметят юмора, потому что им это неудобно».

И правда, юмор многие не оценили. После выхода «Pros and Cons of Hitch Hiking» Роджера Уотерса обвиняли в потребительском отношении к женщине и чуть ли не в подстрекательстве к изнасилованию. Критики сетовали, что в состоянии гордого одиночества басисту Pink Floyd не хватает противовеса в лице других участников команды. Иными словами, некому разбавить ведро желчи.

Уотерс был уверен, что на его сольные концерты публика пойдёт, как на «Стену». Были задействованы та же сценическая команда и та же звуковая система. Разве что Эрик Клэптон играл на гитаре вместо Дэвида Гилмора, а барабанщик Энди Ньюмарк сел на место Ника Мэйсона. Уотерс отказался отвечать на вопросы о своей старой группе, в рекламе тура Pink Floyd сознательно не упоминались.

Была построена сцена в виде спальни. Гигантский экран для проекций обошёлся в 400 тысяч долларов. Но заглавный сингл провалился, в залах оставалось много пустых мест. В итоге Уотерс потерял сотни тысяч долларов. Из-за протестов по поводу обложки пришлось переиздать «Pros and Cons of Hitch Hiking» с чёрным прямоугольником на самом интересном месте — ещё одна статья расходов.

В конце концов Эрик Клэптон сбежал, заявив, что устал от турне. На концертах альбом «Pros and Cons of Hitch Hiking» исполнялся целиком, но открывались они набором хитов Pink Floyd. В конце концов, Уотерс даже добавил «Another Brick in the Wall».

К 1985 году злополучная серия концертов была завершена, и «Плюсы и минусы автостопа» быстро растворились в безвестности. Запланированная экранизация была закономерно отменена.

Роджер Уотерс усвоил ценный урок: не стоило столь решительно отходить от собственного наследия, созданного с группой. Позже он совершил серию масштабных мировых турне, представив собственное ретроспективное сольное прочтение «Стены». Но и об «Автостопе» периодически вспоминал.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!