Проблема сунны в христианстве
Хочется поговорить о "христианской сунне" более подробно. Или даже сузить до "православной" как до боли знакомой.
В прошлый вторник (Великий) открыла страничку одного храма, в посте была памятка священника о том, как провести оставшиеся до Пасхи дни. Сама формулировка запроса - как? - предполагает, что можно провести Страстную "правильно", а можно - нет, и "сейчас батюшка нас всему научит". Претензий к нему, кстати, нет никаких: раз такой запрос ставится, то корни его следует искать в народной вере, магическом мышлении, перекладывании ответственности за свою религиозную жизнь на головы священнослужителей.
Так вот. Как же провести дни до Пасхи? Были поставлены уточняющие вопросы:
- Чего нельзя делать?
- Какие богослужения нужно обязательно посетить?
- Как провести время, если нет возможности прийти в храм?
- Что, если нет времени накрыть праздничный стол?
- Можно ли в пасхальных украшениях использовать изображения святых и церкви?
- Можно ли причащаться, если держал пост только последнюю неделю?
- Как и где лучше провести Пасху?
- Можно ли посетить кладбище в день Праздника?
И особенно мне понравившееся:
- Как правильно провести неделю после Пасхи? Как в эти дни готовиться к Причастию? Нужно ли поститься?
Как? Можно или нельзя? Что делать?
Это всё - вопросы "православной сунны".
Истоки проблемы
В исламе сунна - это слова и поступки пророка Мухаммада, его наставления, одобрения и неодобрения, примеры его жизни, воспринимаемые как образец благочестия для всей уммы (мусульманской всемирной общины). Предполагается, что Мухаммад претворял в жизнь заповеди и предписания Корана, поэтому каждому мусульманину следует ориентироваться на пророка, который своим поведением помогает верующим идти путём Аллаха и получать его благоволение.
Т.е., когда мусульманин задаёт вопрос "как?", он может не ломать голову, а найти ответ в Коране или в сунне пророка и не мучиться сомнениями относительно того, применим ли полученный ответ к его жизни. А если сомнения все же возникнут, можно обратиться к муфтию за толкованием и разъяснением аята (грубо: строки из Корана) или хадиса (изречения о жизни пророка, в совокупности составляющие сунну) и спросить совет по реализации в своей жизни шариата - того самого "прямого Божьего пути".
Понять мусульманина можно. В его системе, если ты отходишь от религиозных предписаний сунны, ты рискуешь, как минимум, получить негативные последствия в этой жизни, как максимум - попасть в Джаханнам (ад). Потому что в Коране сказано всё, что нужно людям - как можно себя вести, как нельзя, а жизнь пророка стала руководством к добродетели и, как следствие, получению довольства Аллаха.
Но почему христиане в своих религиозных запросах повторяют за мусульманами и пытаются выяснить, как надо и как не надо?
Предполагаю, что причина кроется в религиозном неврозе, когда верующий представляет себе Бога как грозного Судию и Карателя за грехи, и Который так и жаждет поймать человека на каком-нибудь промахе и упечь в ад. Об этом ещё напишу.
Почему сунна в христианстве не должна существовать
Христианство изначально стоит на других принципах. Точнее, на одном - на принципе свободы.
Свобода - это тот фундамент, который отличает христианство от других религиозных систем. Христос упразднил закон как свод религиозных предписаний, правил и запретов. Он дал только одну заповедь - любви, но любовь не бывает без свободы. Свобода - это обязательное её условие.
Когда христианин задаёт вопросы наподобие тех, что в списке выше, он отказывается от своей свободы и передаёт её человеку, мнение которого порой воспринимает как безошибочное и помогающее обрести довольство Бога: "Спрошу у батюшки, он знает, как не нагрешить".
Но...
Я не верю, что Бог Евангелия карает людей, если они не смогли прийти на службу в Великий Четверг или приступили на Светлой неделе к Чаше ненатощак.
И священник - не муфтий. Его задача - верить в Бога и служить у алтаря в храме. Может быть, являть примеры добродетели. Но не рассказывать христианам, как жить эту жизнь и строить свои отношения с Богом. Не решать за них, как проводить дни до и после Пасхи.
Если человек стремится любить Бога, он стремится быть с Ним. Это и Евангелие, и молитва, и Таинства, и мысли о Нём и к Нему. И любовь к ближнему. Остальное - житейские мелочи, детали, непредсказуемые повороты бытия.
Какой можно сделать вывод?
В общем и целом, "православной сунны" не должно быть в природе. Но, к сожалению, люди в той или иной степени стараются реализовывать её, претворяя в своей жизни кем-то придуманные правила поведения и традиции благочестия. Порой незаметно для себя растворяясь в религиозном неврозе и серьёзно портя себе жизнь. Забывая о Богом дарованной свободе и своей голове на плечах.