Слово блаженного Исаака, аббата монастыря Стелла (Слово 42)
Первородный среди многих братий
Глава и тело вместе одно суть, единый человек. Подобным же образом и Сын Девы, вместе с избранными Своими суть один человек, единый Сын Человеческий. Единый и без недостатка Христос, Глава и тело, по слову Священного Писания. Все члены, вместе взятые, суть одно тело, которое, со своим Главою, составляет единого Сына Человеческого, Сей же, в соединении с Сыном Божиим есть Единый Сын Божий, и Он же, вместе с Богом, есть Бог Единый.
Итак, всё тело есть, вместе со Главою Своим, Сын Человеческий, Сын Божий и Бог. Потому и речет Христос: "Отче! да будут все едино: как Ты во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино".
Сии преславные слова Священного Писания гласят, что нет тела без главы, как нет главы без тела, и нет без Бога главы и тела, то есть, - всего Христа.
Итак, все с Богом есть единый Бог: Сын Божий с Богом - по природе, Сын Человеческий с Ним - ипостасно, Его Тело с Ним - таинственно.
Посему верные и разумные члены Христа могут истинно именоваться тем, что есть Он Сам, то есть, Сыном Божиим и Богом. Но Христос - о природе, члены же Его - через сопричастие, Он - совершенно, члены - причастно, Он есть Сын Божий через рождение, члены же Его - в усыновлении. Ибо речет Писание: "Вы приняли Духа усыновления, Которым взываем: " Авва, Отче!"
Бог Духом Своим "дал им власть быть чадами Божиими", дабы каждый отдельно был наставлен Тем, Кто есть "Первородный между братьями", Кто мог говорить: "Отче наш, сущий на небесах", и сказал также: "Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему".
Сын Человеческий, Который есть наш Глава, родился из чрева Девы Духом Святым, тем же Духом мы возрождаемы в водах святого крещения как сыны Божии и тело Христово. Он родился без единого греха, мы возрождаемы отпущением грехов.
Христос праведен от Себя Самого, и Себе же дарует праведность. Он - единый Спаситель и единый Спасенный. Он во плоти Своей вознес на Древо Креста грехи, от коих омыл мистическое Тело Своё в крещальных водах. Он спасает Древом и водою, будучи Агнцем Божиим взял и понёс на Себе грехи мира. Он есть Священник и Жертва, Он есть Бог, Самому Себе принёсший Себя в Жертву, и через Себя Самого соединил Себя с Собою, равно как и с Отцом и Духом Святым.