Подобный тип стульев известен в Португалии как cadeiras de sola, что в буквальном переводе означает «кожаные подошвы для стульев»). Он был создан португальскими мебельными мастерами и приобрел широкую популярность сначала в Португалии, а впоследствии и в других странах Европы, начиная с XVII столетия.
Когда появились такие стулья?
Стулья имеют аутентичный, легко узнаваемый вид. Темные по колориту, они затянуты тисненой кожей, традиционно зафиксированной контрастными гвоздями с закругленными шляпками, активно формирующими эстетический облик предмета. Стулья изготовлены из особо ценной породы древесины — палисандра, который обычно применяется для создания корпусов музыкальных инструментов, шахмат, рукоятей тростей, часов. Ключевым декоративным мотивом деревянной отделки стульев является «соломонова колонна» в виде витого шнура.
Стулья датируются рубежом XIX-XX столетий и выполнены в стилистике переходного периода между этническими направлениями мудехар и ренессансных тенденций, характерных для мебельного искусства Португалии XVII столетия.
Муде́хар, стиль «мудехар» (исп. mudéjar — «получившие разрешение остаться»; от араб. مدجّن [mudaǧǧan] — приручённый, домашний) — условное название художественного стиля, распространённого в Испании XII-XVI веков, получившего выражение в архитектуре, монументально-декоративном и декоративно-прикладном искусстве. Название произошло от религиозной группы, известной как мудехары (мусульманское население, которое оставалось на территории Пиренейского полуострова, отвоёванной испанскими государствами у мусульман в ходе Реконкисты).
Внимательная расшифровка символики, зашитой в тисненом орнаменте, отсылает нас к периоду португальского средневековья времен Реконкисты, т.е. длительного периода отвоёвывания испанцами и португальцами территорий Пиренейского полуострова, захваченного арабами (722-1492 гг.). Длительное, в течение 770 лет, взаимодействие христианского и мусульманского населения, заложило основу самобытного стиля, совмещающего черты европейского Средневековья и культурных образов исламского юга.
Причём тут щит?
Кожаная обивка стульев демонстрирует традиции художественного заимствования и отсылает нас к средневековому арабскому кожевенному производству. Ранее украшение поверхностей предметов тисненой кожей, встречалось у исламских мавров, проживающих на территориях Северной Африки. В качестве военной амуниции они использовали адаргу (от «Аль-дараха», араб. — щит) — тяжёлый кожаный щит, известный с XIII в., сделанный из двух овальных деталей, длинные стороны которых частично заходят одна на другую.
Важным центром их производства был город Фес в Марокко. Делали его из деревянной основы, на которую приклеивали два и более слоя сыромятных шкур (обычно — антилопы или быка), а потом сшивали, чтобы сделать щит жестким и упругим, сзади пришивались две петли-ручки, а также иногда третья для предплечья и подкладка, для смягчения ударов. Щиты украшались резьбой, позолотой, махровыми кисточками, однако чаще всего — тисненым орнаментом. Щит был недорог, лёгок и удобен, при этом предоставлял хорошую защиту от метательных дротиков и стрел. Подобные щиты использовались в Европе вплоть до конца XVI столетия. После развития огнестрельного оружия большинство уцелевших щитов стали декоративным украшением среди испанских и португальских офицеров и дворян.
Интересуетесь историей дизайна и мебели?
Приглашаем на экскурсию с искусствоведом по антикварному пространству Alter Ego Home в Санкт-Петербурге!
Подробности по ссылке.
Конские сёдла как прототип мебели?
Другим прототипом будущего декоративного оформления португальских стульев являются конские седла «de sela gineta», диктующие стиль верховой езды и используемые кавалерией Северной Африки. Впоследствии в Италии и Испании конные игры арабского происхождения в стиле «a la gineta» использовались в рыцарских турнирах. Игры носили название Игра в камыши («juego de canhas») и Карусельный поединок («carousel joust»), в которых две команды всадников сражались друг с другом в бескровной битве, вооруженные тростником и мавританскими щитами (адаргами).
Обе разновидности кожаных изделий декорировались в обязательном порядке мотивом в виде ритмично повторяющихся маленьких шипов «утюжков», или «пино» (“pino”). Они отсылают к символике Аббасидского халифата (750-1258 гг. с перерывами), непременно помещаемой на военной амуниции всего периода правления. Португальские мастера, начиная с момента производства стульев в XVII столетии, без изменений перенесли данный архаичный мотив на кожаные поверхности, прекрасно подчеркивая ими ритмику предметов. Активно данный орнамент вводится в оформление стульев в XIX столетии, в эпоху возрождения некогда существовавших стилей.
Региональные традиции кожевенного производства
Щиты, кожаные седла, а также другие мавританские кожаные изделия (пастушьи сумки, ножны, ремни, колчаны), будучи объектами легкой транспортировки, получали широкое распространение по всему Пиренейскому полуострову. Кроме того, набор инструментов для тиснения по коже в стиле мудехар, состоял из штампа (в виде буквы «v») и нережущих пробойников/долот, которые легко могли поместиться в небольшую сумку, что способствовало распространению кожевенного дела на больших территориях.
Португальские мастера XVII столетия, как правило, для обивки стульев использовали коровью кожу, доступную и прочную. Излюбленным ходом краснодеревцев являлось введение «матового» или зернистого фона, что было типично для полуостровной мебели. Таким образом, антикварные кожаные стулья из нашего собрания несут в себе следы далёкой истории, которая в ходе внимательного рассмотрения становится чуть ближе и понятнее.
Автор статьи: эксперт салона Alter Ego Home, искусствовед Мария Королёва