Найти в Дзене

Никольская улица, одна из пеших улиц Москвы

Приветствую всех кому интересно узнать об той или иной улице Москвы. Кто-то может ещё не был в самой столице нашей страны и хотел бы узнать об очередной улице Москвы, то вы попали туда куда надо. Я буду рассказывать и показывать фотографии улиц и какие на ней находятся здания. Это рубрика об улицах Москвы и сегодня у нас на заметке улица Никольская, она одна из трех улиц находится в этой центральной части Москвы в историческом месте Китай-города. И так поехали, улица Никольская начинается сразу от Красной площади слева от ГУМа, она уже как несколько лет сделана только для пеших прогулок. Своё название получила от монастыря Николы Старого, поставленного на Владимирской дороге. До постройки стены Китай-города в 1534-1538 годах улица называлась Сретенской, она составляла одно целое с нынешними улицами Лубянка и Сретенка. Само название Никольская впервые упоминается в 1547 году и относилась к её нынешней части. Кстати в период советского времени, а именно с 1935 по 1990 года она называлас
Оглавление

Приветствую всех кому интересно узнать об той или иной улице Москвы. Кто-то может ещё не был в самой столице нашей страны и хотел бы узнать об очередной улице Москвы, то вы попали туда куда надо. Я буду рассказывать и показывать фотографии улиц и какие на ней находятся здания. Это рубрика об улицах Москвы и сегодня у нас на заметке улица Никольская, она одна из трех улиц находится в этой центральной части Москвы в историческом месте Китай-города.

И так поехали, улица Никольская начинается сразу от Красной площади слева от ГУМа, она уже как несколько лет сделана только для пеших прогулок.

Своё название получила от монастыря Николы Старого, поставленного на Владимирской дороге. До постройки стены Китай-города в 1534-1538 годах улица называлась Сретенской, она составляла одно целое с нынешними улицами Лубянка и Сретенка. Само название Никольская впервые упоминается в 1547 году и относилась к её нынешней части. Кстати в период советского времени, а именно с 1935 по 1990 года она называлась улицей 25 Октября, её так назвали в память о том, что именно с этой улице красногвардейцы во время Октябрьских боёв обстреляли Кремль и через выбитые снарядами Никольские ворота ворвались в него. По протяжённостью улица всего 640 метров.

Ближайшие станции метро Лубянка, Охотный ряд, Театральная, Площадь революции и Кузнецкий мост.

Нечётная сторона

№3 Казанский собор

фото из личного архива
фото из личного архива

Собор казанской иконы Божьей Матери, поставленный в память освобождения Москвы от польских интервентов и окончания Смутного времени.

На Красной площади, на углу с Никольской улицей в 1636 году был построен каменный Казанский собор. В нём был устроен северный придел Аверкия Иерапольского, чей праздник так же приходился на 22 октября. Он был освящён осенью 1637 года.

№5/1с3 Никольские торговые ряды

фото из личного архива
фото из личного архива

Торговое здание в стилистике модерн. Выстроено в 1899-1900 годах по проекту архитектора Л. Н. Кекушева при участии С. С. Шуцмана. Фасад трёхэтажного дома оформлен сочетанием крупных пилястр и больших квадратных, арочных и полукруглых окон. Эту чёткую структуру дополняют пластичные элементы - балконы второго этажа, изгибающиеся карнизы, аттики сложной формы, рельефные вставки и разнообразные скульптурные маски. Завершается здание куполом, характерным для эклектичных построек. В настоящее время – торговый центр.

№7-9с4 Торговые ряды

фото из личного архива
фото из личного архива

Здание было построено в конце XIX века в соответствии с проектом М. Преображенского под руководством зодчего С. Соловьёва. Создали его на месте одного из двух старинных корпусов, в котором размещались торговые лавки. Оба строения были собственностью Заиконоспасского монастыря и отгораживали его от улицы.

После революции и прихода к власти большевиков обитель была закрыта и в её помещениях разместили первую советскую телестудию «Радиопередача». Именно там началась трансляция телевизионных передач.

№7-9с6 Доходный дом Заиконоспасского монастыря

фото из личного архива
фото из личного архива

Доходный дом представляет собой большой трёхэтажный дом украшенный декором с колокольней и воротами ранее принадлежавший Заиконоспасскому монастырю. Доходный дом был построен в 1900 году по проекту архитектора З. Иванова. Колокольня доходного дома повторяет колокольню рама успения на Покровке. После революции была разобрана, а в 2011 году колокольню восстановили. До революции в доме располагался большой книжный магазин И. Сытина.

№11-13с2 Торговый дом Никольского монастыря

фото из личного архива
фото из личного архива

Торговый дом Никольского монастыря построенный в 1895 году архитектором Конструктором Буссе

№11-13с1 Часовня Николая Чудотворца

фото из личного архива
фото из личного архива

Часовня в здании монастырского подворья

Фасад трёхэтажного корпуса подворья выдержан в русско - византийском стиле. Архитектурным декором ясно выражено особое культовое предназначение верхней центральной части дома, где устроена часовня во имя святителя Николая Чудотворца увенчанная небольшой колокольней. Портал с витыми колонками и кокошниками обозначил вход в нее, над ним сложное трехчастное окно. Под колокольней декор завершён килевидным кокошником. В советский период было утрачено венчание часовни - луковичная главка с крестом и звоном.

№11-13с5 Торговый корпус

фото из личного архива
фото из личного архива

Торговый корпус построен в 1893 году архитектором К. Ф. Буссе. Относится к Никольскому монастырю. Ближайшее метро Площадь революции.

Объект культурного наследия и регионального значения

№15с1 Синодская типография

фото из личного архива
фото из личного архива

В начале XVIII века Печатный двор передали в ведение Духовной коллегии. В 1721 году он был подчинён Святейшему Синоду, а типография преобразована в Синодальную.

В конце XVIII - начале XIX веков корпуса по Никольской улице были разобраны и в 1811-1814 годах на их месте возвели монументальное здание Синодальной типографии по проекту архитекторов Алексея Бакарева и Ивана Мироновского. Оба архитектора не раз использовали мотивы готики в своих архитектурных проектах, однако Синодальная типография, пожалуй, самый яркий пример такой архитектуры. Вероятно именно то, что архитекторам, по сути, было поручено «восстановить» палаты XVII века, повлияло на специфику архитектурного декора нового здания (в XVIII в. «Готикой» в России часто называли, в том числе, и русскую архитектуру XVI-XVII веков). Архитекторы взяли мотивы европейской готики, при этом построив фасад по законам классицизма. В структуру нового здания были добавлены подлинные исторические детали (две потемневшие каменные плиты со старинными надписями, вмурованные в фасадную стену), а также элементы, воссоздающие те, что были утрачены в сгоревших палатах. Среди них знаменитые солнечные часы (укреплённые над порталами здания), эмблема печатного двора — рельефные фигуры льва и единорога (в центральной части фасада) и герб России (во фронтоне). Возведение здания типографии было завершено только в 1814-м. Постройки воспринимались как единый архитектурный ансамбль с башнями и стенами Китай-города. Типографию неоднократно достраивали и реконструировали в русском стиле. Фасады комплекса со стороны внутреннего двора сохранили барочный облик. Дворовую часть восточного корпуса в 1871-м оформил архитектор Михаил Чичагов.

№17с1А Славянский базар, Камерная сцена им. Покровского

фото из личного архива
фото из личного архива

«Славянский базар» — гостинично - развлекательный комплекс, располагавшийся с 1872 по 1917 год в Москве на Никольской улице. Гостиница с примыкающим полукруглым торговым корпусом была построена по проекту Роберта Гёдике. В 1873-м помещение магазина перестроено архитектором Августом Вебером, на его месте открылся первый в городе ресторан русской кухни. Подрядчиком работ выступал предприниматель Александр Пороховщиков. После революции комплекс был закрыт и здание долгое время занимали разные театральные труппы. В 1966 году ресторан снова открыли, но после пожара 1993-го заведение прекратило свою работу. По состоянию на 2018 год в главном корпусе располагается Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского

№19 Третьяковский проезд

фото из личного архива
фото из личного архива

Комплекс сооружений в стиле эклектики и русском стиле. Третьяковский проезд появился после того, как братья Павел и Сергей Михайлович Третьяковы пожертвовали свой земельный участок городу на создание здесь проезда, который и получил имя этих благотворителей. Две постройки с проездными арками в начале и в конце проезда были созданы в 1870-1871 годах по проекту А. С. Каминского. Здание выходящее на Никольскую улицу – эклектично; другая постройка вмонтированная в стену Китай-города, создана в стилистике древнерусского крепостного зодчества – шатровая башня. В сочетание с китайгородской стеной, готическим зданием фасада аптеки Феррейна и памятником Ивану Фёдорову, въездные ворота в Третьяковский проезд и примыкающие к ним корпуса в начале XX века создавали единое в смысловом и стилистическом отношении пространстве, хранящее память о средневековой Москве.

№21 Доходный дом и аптека Феррейна

фото из личного архива
фото из личного архива

Здание аптеки, памятник эклектики. Выстроен в 1893-1895 года архитектором А. Э. Эрихсоном по заказу крупного предпринимателя, владельца торгового дома по производству и продаже лекарств Владимира Карловича Феррейна. История этой аптеки к 1701 году первоначально она располагалась в другом месте, и в XIX веке она перешла к Карлу Ивановичу Феррейну, а от него к сыну Владимиру. В доме на Никольской 21 аптека Феррейна находилась с 1862 года.

В начале XX века она являлась крупнейшей аптекой в России. Фасад того величественного здания, выходивший на Никольскую, был украшен архитектурными деталями в стиле итальянского ренессанса; над входом его украшали четыре одинаковые статуи богини здоровья Гигиеи. Задняя часть здания, возвышавшаяся из-за стены Китай-города, была выполнена в готическом стиле, с заострёнными завершениями окон, башенками и подобиями зубцов. В 2008 году после ремонта во время которого была уничтожена основная часть внутреннего убранства, в здание открылся бутик «Baccarat».

№23с1-2 Ремесленная управа

Апрель 2024 года идёт реставрация
Апрель 2024 года идёт реставрация

Ремесленная цеховая управа - исполнительный орган сословного управления ремесленников города Москвы. Существовал с 1799 по 1917 годы.

17 января 1799 года был учреждён Устав столичного города Москвы, согласно которому создавалась Ремесленная цеховая управа. В соответствии с документом, ремесленника записывались в цехи «... составные, включающие в себя разные роды ремёсел, как то: каретный, тележный и т. п., и единственные, как то: кузнечный, малярный, печной... лакеев, кучеров и т. п.». Главами цехов были альтерманы (старшины), выборные должности, утверждавшиеся в должности на Ремесленном сходе. Ремесленную цеховую управу возглавлял голова, выбиравшийся старшинами. Голова представлял управу на заседаниях органов управления Москвы, где решались вопросы, относящиеся к сословию ремесленников.

Согласно Уставу города Москвы, в ремесленную цеховую управу входил голова и 8 альтерманов (по 4 от иностранных ремесленников и по 4 от русских). Управа проводила три заседания в неделю.

Управа проводила аттестации на звание мастера, а также оценку качества изделий, выпускавшихся ремесленниками. Управа также утверждала вывески различных мастерских. Помимо этого, Ремесленная цеховая управа вела точный учёт ремесленников города, разрешала споры между цехами и иногда накладывала штрафы.

№25 Торговый центр «Наутилус»

фото из личного архива
фото из личного архива

Исторически на месте современного торгового центра находилась Часовня Пантелеимона Целителя, возведённая в 1881—1883 годах для списка иконы Божией Матери «Скоропослушницы» и других святынь, переданных в Москву из монастыря Святого Пантелеимона на Афоне в 1886 году. Часовня была построена на земле, переданной монастырю почётным гражданином Иваном Сушкиным, по проекту архитектора Александра Каминского. Часовня работала до 1932 года и в 1934 году была снесена вместе с Китайгородской стеной, церковью Троицы Живоначальной в Полях и храмом Владимирской Божией Матери.

На месте снесённой часовни остался пустырь, который постепенно превратился в небольшой сквер со скамейками. К пустырю от здания Московского печатного двора в 1934 году был перенесён памятник Ивану Фёдорову, издателю первой точно датированной книги в Русском царстве. Пустырь сохранился до 1990-х годов, и многие горожане предлагали отказаться от его застройки, чтобы впоследствии восстановить разрушенную часовню. Но в 1997—1998 годах памятник Фёдорову сдвинули к гостинице «Метрополь», а на пустыре был возведён торговый центр по проекту Алексея Воронцова.

Четная сторона

№4/5 Шевалдыновское подворье

фото из личного архива на момент съёмок в апреле 2024 на реконструкции
фото из личного архива на момент съёмок в апреле 2024 на реконструкции

Некогда здесь располагалась Шевалдыновское подворье, а затем и доходное владение купца Сергия Ивановича Алексеева.

История участка прослеживается с XVII века, когда здесь располагался двор представителей семьи Хворостинских.

Здание было выстроено в 1870-х годах зодчим Андреем Николаевичем Стратилатовым. Строительство затеял купец Алексеев, дав название подворью по фамилии купца Тимофея Шевалдышева, при котором и были объединены в один участок несколько дворовых хозяйств. Нынешнее здание возводили, прежде всего, под надобности оптовой и розничной торговли, но не забыли и об устройстве здесь, в центре Первопрестольной, ресторанов и гостиничных номеров. Интересно, что под всем строением Шевалдышевского подворья и ныне располагаются внушительные подвалы со сводчатыми потолками. Под ними, гласит молва, вниз уходят еще три яруса, проход в которые замурован.

№6/2с1 Торговый дом братьев Алексеевых

Фото не моё, пришлось взять из интернета, оказывается фото этого здания я не сделал
Фото не моё, пришлось взять из интернета, оказывается фото этого здания я не сделал

Это здание ещё известно под названием как «Доходный дом Богоявленского монастыря», построено в стиле модерн, в 1910 году. Это четырёхэтажным кирпичный дом.

№8 Чижовское подворье

Идут полным ходом реставрационные работы апрель 2024 года
Идут полным ходом реставрационные работы апрель 2024 года

Существующее здание Чижовское подворье было построено в 1844-1854 годах по периметру участка. До приобретения этого участка в 1842 году купцами 1-й гильдии Гавриил и Алексей Чижовы, владельцами было до них несколько Кусовниковы, Салтыковы, Долгоруковым и М. С. Потемкину.

№10/2с2АВ Доходный комплекс «Шереметьевское подворье»

фото из личного архива. Осталось от здания только лицевая стена апрель 2024 года
фото из личного архива. Осталось от здания только лицевая стена апрель 2024 года

«Доходный комплекс «Шереметьевское подворье», 1896-1901 в годах, архитектор А. Ф Мейснер, 1910 г. Торговые дома».

№10 Шереметьевское подворье

фото из личного архива
фото из личного архива

На протяжении нескольких сотен лет этот участок находился в руках одного очень известного и богатого рода. Еще на «Петровом чертеже» XVI столетия на этом месте указаны владения двух богатых и именитых бояр — двор Петра Никитича Шереметева и двор князя Бориса Черкасского. Владения эти были объединены в XVIII веке после того, как княжна Варвара Алексеевна Черкасская вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева. Ныне это одно владение на Никольской ул., д. 10.

Архитектурный стиль эклектика, годы постройки и перестройки здания XIX-XX века, Архитекторы А. Ф. Мейсер и А. С. Никитин

№10/2с2Б Дом правления Брокар и Ко

фото из личного архива
фото из личного архива

Это здание на углу Никольской улице и Большого Черкасского переулка относится к Шереметьевскому подворью и было построено по краю участка в период с 1898 по 1900 года, был выстроен доходный дом по проекту архитекторы А. Ф. Мейсера. Фасад здания получил эклектичной формы и декор в стиле барокко. В угловой части дома был открыт магазин парфюмерии Брокар.

№12 Доходный дом Орлова - Давыдова

фото из личного архива
фото из личного архива

На углу Никольской улицы и Лубянской площади расположено шестиэтажное здание - бывший доходный дом графа Орлова-Давыдова. Здание было построено в 1870 году по проекту архитектора Роберта Гедике в стиле эклектики и изначально было четырехэтажным. На первом этаже владения помещения сдавались в аренду под магазины. Среди арендаторов были предприниматель и издатель Иван Сытин, державший в доме книжный магазин, и Роман Келер, который открыл в доходном доме шоколадный магазин. Зал, в котором Келер разместил свой магазин, украшает уникальный цветочный мозаичный декор 1907 года. Автором смальтовых панно в стиле модерн стал французский архитектор-декоратор того времени Эдуард Ниерман при участии французского художника по стеклу С. Пиццагалли. Здание неоднократно перестраивалось, в результате чего утратило свой исторический облик, однако уникальное панно выглядит также как и век назад. В настоящее время дом занимает гостиница.