Найти тему
Литрес

Самая страшная железнодорожная катастрофа Российской империи: кто виноват в Кукуевской трагедии?

Оглавление

Первая пассажирская железная дорога в России была открыта 30 октября 1837 года в Санкт-Петербурге. Она соединяла северную столицу с Царским Селом и Павловском. Уже через год на ней произошла первая катастрофа с человеческими жертвами. Тогда в последний вагон стоящего на станции состава врезался второй поезд. От полученных травм скончалось два человека.

Железнодорожные столкновения и аварии были не редкостью для Российской империи. Но самое страшное в её истории крушение произошло 30 июня 1883 года. Следовавший из Москвы поезд не просто сорвался с путей недалеко от деревни Кукуево, он практически полностью утонул в грязевом болоте. Кукуевская катастрофа пугает не только масштабом, но и гибелью пассажиров, которых вместе с вагонами медленно и неумолимо засасывала глиняная бездна.

Катастрофа

В конце июня Тульскую губернию накрыли сильнейшие ливни. За два дня они заполнили водой низины и размыли просёлочные дороги и откосы железнодорожной насыпи. Вышедший из Москвы пассажирские поезд № 3 приехал на станцию Чернь с опозданием. Из-за бушующей стихии он задержался в пути, который пролегал через болотистые овраги. Машинист почтового поезда № 4, следовавшего в столицу, посоветовал коллеге из пассажирского быть осторожнее на 290 версте. В четыре часа утра поезд № 3, несмотря на страшную грозу, покинул станцию и двинулся дальше по маршруту.

На указанном участке машинист убавил пар и медленно миновал его. Но опасность поджидала его на 296 версте, на месте Кукуевского оврага, известного железнодорожникам как гиблое место. Там болотистую низменность пересекала глиняная насыпь высотой 28 метров. Её постоянно чинили, так как она деформировалась из-за погодных явлений. Машинист, намереваясь скорее проскочить это место, поддал пару на подходе к оврагу.

Он не знал, что из-за притока воды насыпь осела и разорвала чугунные рельсы. Образовалась своего рода ступенька, паровоз на всей скорости влетел рельсовый обрыв. Локомотив завалился набок и остался лежать на насыпи, четыре хвостовых вагона устояли на рельсах, а вот вагоны между ними мгновенно «погрузились в разверзшуюся пропасть один на другим, давя и разбивая друг друга».

-2

Раскопки

Весь ужас катастрофы заключался в том, что вагоны угодили в вязкую трясину из дождевой воды и глины размытой насыпи. По воспоминаниям одной из пассажирок хвостового отделения, грязевое месиво засасывало вагоны в течение нескольких минут, «пассажиры хватались за доски, кричали и звали на помощь, но их относило водой и втягивало в болото», «подойти к ним и оказать помощь не было возможности, так как вся разъехавшаяся насыпь спускалась и задергивалась глиною, пока не всосала вагоны и они не исчезли из глаз».

Кто-то из выживших отправился в Кукуево, чтобы телеграфировать о случившемся. Но из-за непогоды связь была прервана, поэтому за помощью на станцию Чернь отправили человека. Подмога прибыла лишь через пять часов, к этому моменту вагоны уже исчезли, а крики людей стихли. Уцелевших пассажиров забрал подогнанный к промоине специальный поезд. На станции Мценск им оказали медицинскую помощь.

Раскапывать и поднимать погребённые вагоны власти не стали. Все силы были положены на то, чтобы восстановить на этом участке движение. Промоину снова засыпали глиной, разорванные чугунные рельсы починили. Лишь публичная огласка и требования родственников вынудили железнодорожников взяться за раскопки. Но сделать это было непросто: после свинцовых ливней пришла жара. Болото просто окаменело.

Последнего погибшего рабочие достали из-под земли лишь 15 июля. Затем место катастрофы для дезинфекции засыпали негашеной известью. Всего погибло 44 пассажира, ещё 35 были ранены. Об этом страшном событии московский репортёр Владимир Гиляровский сохранил жуткие воспоминания:

«С момента начала раскопок от рассвета до полуночи я не отходил от рабочих. Я пропах весь трупным запахом и более полугода потом страдал галлюцинацией обоняния и окончательно не мог есть мясо...»

-3

Кто виноват?

Причиной крушения были не только ливни, но и водопропускная труба, заложенная в основании насыпи. Она не справилась с потоком, поскольку была диаметром всего 106 сантиметров, отчего часто забивалась и крошилась. Её следовало давно заменить, но железнодорожники лишь время от времени чистили её и чинили. Всю вину за трагедию возложили на рядовых обходчиков, которые якобы не уследили за полотном.

Но на самом деле проблема была не в них, и даже не в проектировщиках и строителях. Московско-Курская железная дорога принадлежала частным лицам. Владельцы экономили на всём, начиная с зарплаты работникам, заканчивая обслуживанием и ремонтом дорог. Именно поэтому трудиться на «железке» в XIX веке хотели немногие, отчего там всё время ощущался дефицит профессиональных служащих.

Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-4