Фоторамки, кнопочные звонки и оклады в средневековом стиле. Подборка экспонатов ко дню рождения ювелира Виктора Аарне

А вы знали, что на знаменитый ювелирный бренд Фаберже работало 600 человек? Более того, это отнюдь не была единая фабрика со строгой вертикальной системой управления. Компания состояла из отдельных мастерских, каждая из которых специализировалась на определенном типе продукции и находилась под руководством именитого мастера.

Наша сегодняшняя статья посвящена мастерской Йохана Виктора Аарне, который родился 6 мая 1863 года.

Йохан Виктор Аарне (1863-1934)
Йохан Виктор Аарне (1863-1934)

Начало карьеры

Финский мастер золотых дел, родом из Тампере, начал работать в Финляндии, а затем перебрался в Санкт-Петербург. Виктор Аарне активно сотрудничал с фирмой Карла Фаберже уже в 1880–1890-е годы, во время своей работы в мастерской Августа Хольмстёма.

К наиболее ранним произведениям из собрания Музея Фаберже, созданным Виктором Аарне, относятся настольные часы с портретами младших сыновей датского принца Вальдемара и портсигар в деревянном корпусе (листайте галерею).

Благодаря Марии Федоровне, высоко ценившей изделия фирмы Фаберже, многие его произведения оказались в мире королевских и императорских дворов Европы. Ее братья и сёстры были соединены брачными узами с представителями правящих домов многих стран, и именно благодаря этим связям подарки, созданные мастерами фирмы Фаберже, оказывались в руках королей и королев.⠀
Своему родному брату Вальдемару Мария Фёдоровна подарила часы с раскрывающимися створками. На створках помещены портреты детей Вальдемара — Эрика и Вигго. Портреты подписаны Иоганном Цейнграфом, а ювелирные работы были выполнены в мастерской Виктора Аарне. Рама украшена белой и красной эмалью по гильошировке, накладными деталями из двуцветного золота и жемчугом.

Собственная мастерская

В 1890 году Аарне вернулся в Таммерфорс, чтобы получить звание мастера, и в течение года содержал собственную мастерскую. А уже в 1891 году он переехал в Санкт-Петербург, где до 1904 года работал непосредственно на Фаберже. Личное кириллическое клеймо «BA» присутствует на многих эмалированных ювелирных изделиях из золота и серебра фирмы Фаберже этого периода времени.

Слева — клеймо Виктора Аарне, справа — клеймо фирмы Фаберже
Слева — клеймо Виктора Аарне, справа — клеймо фирмы Фаберже

Виктор Аарне специализировался на рамках для фотографий и кнопочных звонках. Его мастерская располагалась на улице Демидовской, 58 на пересечении с Екатерининским каналом. В мастерской работало двадцать подмастерьев и три ученика.

В связи с широким распространением фотографии возникла потребность ее демонстрировать в соответствующих дворцовым интерьерам заказчиков обрамлениях. В коллекции Музея Фаберже находится несколько десятков рамок для фотографий, демонстрирующих эмальерное искусство Фаберже во всем его великолепии.
На фотографии в рамке сёмужного цвета изображены великая княгиня Ксения Александровна со своим супругом, великим князем Александром Михайловичем, в русских костюмах, созданных для знаменитого придворного бала 1903 года, приуроченному к 290-летию дома Романовых.

Ювелирные оклады для икон

Отдельного внимания заслуживают произведения религиозного характера, выполненные в мастерской Аарне. Стоит отметить, что оклады от фирмы Фаберже — большая редкость. В Музее Фаберже представлены редчайшие образцы подобной продукции, и в том числе с клеймом Виктора Аарне.

Икона «Господь Вседержитель». Санкт-Петербург, 1899-1904. Фирма К. Фаберже, мастер В. Аарне.
Икона «Господь Вседержитель». Санкт-Петербург, 1899-1904. Фирма К. Фаберже, мастер В. Аарне.

В частности, в его мастерская исполнила роскошный оклад иконы «Господь Вседержитель», густо усадив его драгоценными камнями и жемчугом. Прототипы этого произведения надо искать на границе византийского и европейского Средневековья — Пала д’Оро в соборе Сан-Марко в Венеции, крышки Евангелий, ставротеки. Однако симметричное расположение всех элементов напоминает о не забытом еще классицизме. Очевидно, В. Аарне принадлежит и образок «Господь Вседержитель», где крупный, как и на предыдущем окладе, масштаб декора контрастирует с маленькими размерами произведения.

Икона «Господь Вседержитель».  Живопись — между 1899 и 1904. Санкт-Петербург. Оклад —
между 1899 и 1904. Санкт-Петербург. Фирма К. Фаберже. Мастерская В. Аарне
Икона «Господь Вседержитель». Живопись — между 1899 и 1904. Санкт-Петербург. Оклад — между 1899 и 1904. Санкт-Петербург. Фирма К. Фаберже. Мастерская В. Аарне
В конце XIX — начале XX века ювелиры, производившие оклады для икон, под влиянием искусства модерна отказались от излишней роскоши и перегруженности «русского стиля», обратившись к раннехристианским, византийским и даже языческим мотивам. В новой стилистике работали К. Фаберже, Ф. Рюкерт, В. Аарне, К. И. Конов.
Оклады Виктора Аарне и его современников можно увидеть на выставке «Красота святости и святость красоты», которая открыта в Белоколонном зале Шуваловского дворца (наб. реки Фонтанки, 21) до 14 июля 2024 года.

В 1904 году Аарне продал свою мастерскую Карлу Армфельдту и переселился в Выборг, где ещё тридцать лет успешно занимался ювелирным делом, имея в этот период личное клеймо «J.V.A».

Мастерская Виктора Аарне в Выборге. В 1904 году мастер перестал сотрудничать с фирмой Фаберже и вернулся в Финляндию, где стал заниматься своим бизнесом.
Мастерская Виктора Аарне в Выборге. В 1904 году мастер перестал сотрудничать с фирмой Фаберже и вернулся в Финляндию, где стал заниматься своим бизнесом.

На сегодняшний день собрание Музея Фаберже насчитывает более 4000 экспонатов: знаменитые Пасхальные яйца Фаберже, фантазийные предметы, ювелирные украшения, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы.

Билеты в Музей Фаберже доступны по ссылке.