Весной на стриминге Netflix вышел драматический сериал «Оленёнок» молодого драматурга Ричарда Гэдда, который неожиданно для всех стал одним из самых популярных проектов стриминга. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает о причинах успеха шоу и о том, почему «Оленёнок» не оставит вас равнодушными.
В последние годы не находится и дня, чтобы кто-нибудь не заговорил о кризисе кино и ТВ. Даже стриминги, которые должны были стать новой надеждой индустрии развлечений, показали свою несостоятельность и теперь сами судорожно ищут способ, чтобы выплыть на поверхность. При этом кажется, что, несмотря на такие угрюмые настроения, поток сериалов и новых шоу по-прежнему не иссякает. Не смогли застопорить создание контента и крупнейшие совместные забастовки гильдий актеров и сценаристов Голливуда, которые заморозили всё производство на долгие шесть месяцев в прошлом году.
Этой весной новых сериалов так много, что неизбежно возникает тревожное чувство — посмотреть их все точно не хватит времени. Прямо сейчас зрители могут увидеть экранизацию игры Fallout, сатирическую антиутопию про диктатора с Кейт Уинслет «Режим», масштабное историческое полотно «Сёгун», детективный неонуар с Колином Фарреллом «Шугар» и десяток других проектов. Но интереснее всего появление на фоне этих ярких и разрекламированных шоу тёмной лошадки, которая спутывает все карты и становится одним из лучших сериалов этой весны без многомиллионных бюджетов и раскрутки, просто благодаря силе своей истории. Речь идёт о мини-сериале «Оленёнок» молодого шоураннера Ричарда Гэдда. Всего за несколько недель шоу стало одним из самых популярных англоязычных проектов на Netflix, собрав более 22 млн просмотров.
Молодой парень из Шотландии Донни Данн переехал в Лондон в надежде стать звездой стендапа. Но пока его эксцентричное шоу не приносит ему ни славы, ни дохода, он работает барменом в пабе, куда однажды приходит Марта (Джессика Ганнинг). Женщина явно чем-то расстроена, поэтому Донни предлагает ей чашку чая за счёт заведения. Марта оказывается настолько благодарна молодому симпатичному бармену, что начинает приходить в бар каждый день и рассказывать Донни о своей карьере успешного юриста, знакомствах со звёздами, открыто с ним флиртовать, звать на свидания и заваливать его сотнями писем по электронной почте. Сначала парень вяло отшучивается, затем такое навязчивое внимание начинает его напрягать, а потом Донни понимает, что стал предметом обожания профессиональной сталкерши с судимостью.
Гэдд не только написал сценарий к шоу, но и исполнил в нём главную роль. В самом начале он подчёркивает, что всё рассказанное в сериале — чистая правда. Не основано на реальных событиях, а является ничем не приукрашенной правдой, и от этого сразу становится не по себе. Поначалу кажется, что динамика сериала понятна: жалостливый, неуверенный в себе молодой человек и помешанная на нём женщина, которой явно нужна помощь психотерапевта. С каждой новой серией атмосфера в «Оленёнке» становится всё напряжённее, воздуха всё меньше, а ситуация всё безвыходнее. При этом шоу оказывается гораздо сложнее, чем могло показаться сначала.
Сериал переворачивает всё с ног на голову, и даже если знать про то, что Гэдд готовит для вас сюжетные повороты, вы всё равно ни за что не догадаетесь, к чему всё идет. «Оленёнок» оказывается запутанной, многогранной, душераздирающей историей об одиноких потерянных людях, которые ждут помощи друг от друга и цепляются за таких же «утопленников» как за спасательный круг. Гэдд показывает, что в жизни нет однозначно положительных героев и злодеев, резонёров, транслирующих здравый авторский голос, мудрецов, всегда знающих, что делать, а также справедливости и возмездия. Жизнь — тёмная, жестокая и холодная, как открытый космос, и каждый день может хорошенько вас приложить какой-нибудь пролетающей мимо кометой.
Донни оказывается не менее проблемным, чем Марта, и вместе они становятся странной дисфункциональной парой, которую уравновешивает, кажется, единственный взрослый и уверенный в себе человек — девушка Донни Тери (Нава Мау). Зрителю придётся пережить всю палитру чувств — от раздражения до ужаса, и столь желанный катарсис наступит далеко не сразу.
«Оленёнок» органичен во всех смыслах. Во времена, когда создателям фильмов и сериалов постоянно нужно помнить о генеральной линии партии, работа Гэдда включает в себя важные вопросы повестки без каких-либо усилий. Вопросы сексуальности, гендера, самоидентификации, травмы, насилия и личных границ становятся здесь центральными. При этом не создаётся такого впечатления, как будто шоураннер вколачивает в вашу голову идеи, как ржавые гвозди. Они естественным образом возникают по ходу повествования и оглушают своей комплексностью и полной неготовностью общества искать решение этих проблем.
Всё это становится возможным благодаря пугающей, обезоруживающей искренности Гэдда, не стремящегося что-то приукрасить, придумать оправдания своим действиям или успокоить нас фальшивым и тем не менее столь желанным выводом о том, что всё рано или поздно будет хорошо. Скорее всего, не будет, но жизнь на этом не заканчивается. «Оленёнок» работает и как триллер, и как комедия, и как драма, и как фильм ужасов. И если вам хочется пощекотать себе нервы и столкнуться с чем-то неописуемым, не обязательно окунаться в мир атомных пустошей или средневековой Японии, достаточно просто посмотреть историю, произошедшую с простым шотландским парнем в 2015 году.