Найти тему

Проблемы социализации первых классов

К первому классу ребёнок должен уметь общаться, играть в командные игры и сосредотачиваться. Развитие подобных форм поведения во многом зависит от родителей. Например, если они не читали малышу книги, вместо совместного досуга занимали ребёнка мультфильмами или играми в смартфоне, то в школе ему будет трудно научиться слушать педагога и понимать, что тот от него требует.

Для регионов и сельской местности это также важно, поскольку социализированные дети могут внести свой вклад в развитие общества. Для молодых людей социализация поможет им адаптироваться в обществе и достичь успеха в будущем.

Исследования российских социологов, занимающихся проблемами семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, показывают, что поведенческие особенности детей, их склонность к общественно одобряемому или отклоняющемуся поведению определяются характеристиками внутрисемейных связей, взаимодействий и отношений.

Воспитательные стратегии зависят от варианта внутрисемейных отношений и определяются сочетанием социального, эмоционального и культурного капитала каждого из членов семьи.

Одной из ведущих тенденций современного российского общества является ослабление внутрисемейных социальных связей. Важным фактором успешной социализации выступает совместный досуг и вовлечение детей в жизнь семьи. Однако только треть родителей указывают на сложившиеся семейные традиции и обычаи, в которые вовлечены их дети. Большинство родителей не осуществляют совместной значимой деятельности со своими детьми.

Опросы родителей демонстрируют приоритетность таких воспитательных стратегий, как убеждение, поучение и наказание. Опросы подростков показывают их завышенные требования к старшему поколению, с одной стороны, и пренебрежение родительскими требованиями и их невыполнение, с другой стороны. В целом можно заметить отсутствие взаимопонимания между поколениями.

Всероссийский центр изучения общественного мнения опубликовал данные, согласно которым 35% родителей считают, что полномочия классного руководителя и учителя преувеличены, и только 33% считают, что воспитанием должна заниматься школа. Опросы школьников свидетельствуют о нежелании каждого пятого посещать школу, ещё 43% отвечают, что нравится им посещать школу от случая к случаю. 70% свидетельствуют о трудностях освоения учебного материала, 28% жалуются, что школа забирает почти всё их время, 22% говорят о том, что по-настоящему интересные уроки в их школах — это редкость. А 16% считают, что то, чему учат в школе, совершенно непригодно в жизни.

Искажённые социальные связи, недостаточная частотность взаимодействий между родителями, детьми и школьными педагогами приводят к проявлениям делинквентного поведения подростков.

Можно ли эту проблему как-то решить? И какая модель (форма) может стать одним из способов решения проблемы?

Очевидно, необходимы мониторинговые исследования ценностно-нормативных искажений семьи и школы, ведь именно они порождают дисфункции социализации в семье и школе и ведут к девиациям участников этого процесса. Также есть необходимость в замерах родительских и педагогических компетенций, социальном проектировании оптимальной модели взаимодействия семьи и школы.

К первому классу ребёнок должен уметь общаться, играть в командные игры и сосредотачиваться. Развитие подобных форм поведения во многом зависит от родителей. Например, если они не читали малышу книги, вместо совместного досуга занимали ребёнка мультфильмами или играми в смартфоне, то в школе ему будет трудно научиться слушать педагога и понимать, что тот от него требует.