Этот фильм совершенен. Не идеален как круг. А именно совершенен. Как Вселенная, симфония. Как Дюна.
Под молчаливое соучастие Галактического Императора Харконены уничтожают дом Атрейдесов. Как им кажется. Но Пол Атрейдес жив. Начав новую жизнь с обитателями пустыни, фременами, он готовится стать тем, кто обратит историю вспять.
Фильм начинается неспешно, готовьтесь. Почему, поймете только в финале. Если у первой «Дюны» был гениально выдержанный баланс между драмой и лирикой, экшеном и трагедией, то здесь мы попадаем в песчаную бурю с долгим подозрительным затишьем, стремительной развязкой и горьким выжженным песком после.
Чани говорила Полу: «Ты меня никогда не потеряешь, если останешься собой».
Император сказал ему: «Твой отец был слабаком, потому что правил сердцем».
Но Лето Атрейдес говорил сыну: «Настоящий лидер — тот, кто не ищет власти».
Как же может быть слабым тот, кто смог этот понять и сохранить в себе?
Во второй «Дюне» есть все: любовь, ненависть, жестокость, месть, холодный расчет, безумие, самопожертвование. Но этот фильм гораздо, гораздо глубже. Смотрите дальше песчаных дюн, дальше горизонта.
Он о власти. А точнее, что она делает с людьми и во что их превращает.
И в финале фильма понимаешь, почему гениальный Дени Вильнев так много внимания уделил повседневным вещам из жизни Пола Атрейдеса. Потому что в повседневности мы проявляемся настоящие.
Чтобы мы видели, что власть сделала даже из самого доброго, скромного, задумчивого, милосердного юноши. Чтобы мы не разочаровались в нем в финале. А чтобы испытали ту горечь, что испытала Чани, когда уходила в пустыню. Потому что не она потеряла Пола, а он потерял себя. И потерял Чани.
Пол выбрал власть. А власть всегда заставит платить свою цену. Мы верим, что он искренне любил Чани. Но это была не судьба, не неизбежность, а лишь его выбор.
Когда он на совете вожаков обещает фременам «зеленый рай» и когда отдает приказ отправить врагов в «рай» — вот она горькая ирония. «Они нас поработят!», — говорила Чани.
Чани была единственным голосом разума в этом безумии. Она видела ясно. Она знала, что ведьминские козни матери Пола, Джессики, ослепят фременов, сделают их безвольными фанатиками и орудиями убийства. Но вера слепа, а без веры мало кто долго продержится.
Я читала «Дюну» и вижу, что фильм не в точности следует сюжету. Это фильм о вере. О религиях, о тех, кто их создает и зачем. Это фильм о выборе, который мы делаем, искренне уверяя себя, что другого пути у нас нет.
Это фильм не о черном и белом, не о плохих и не о хороших, а о том, что добро и зло есть в каждом. Джессика, Пол и его нерожденная сестра — это и есть поле их битвы. И если в первой «Дюне» они были на светлой стороне, то во второй переходят на темную. И если власть так перекручивает самых достойных, то как же она меняет простых смертных?
Когда Пол заставляет императора целовать свою руку с окровавленным перстнем отца, он упивается властью, он перестает быть собой. И становится Тем, кем ему предначертано быть. Он верит, что побеждает врагов, но на самом деле продолжает удерживать баланс зла, ведя своих вчерашних друзей на новые битвы и гибель. Меняются лишь лица, а круговорот страданий и смертей остается прежним.
Но можно не углубляться в такие дебри. Ведь фильм непростительно хорош и без всей этой философии. Наслаждайтесь великолепным саундтреком, любуйтесь бескрайними дюнами, мощью машин, жаром пламени и сражений.
Правда, финальная битва вызвала у меня кучу вопросов:
— почему император так сглупил и расположил свою ставку на территории песков, червей и фременов?
— что мешало Полу просто разбомбить врагов издали атомными боеголовками, а не жертвовать своими последователями в человеческой мясорубке?
— а что мешало фременам объединиться и предпринять все это ранее самостоятельно, тем более они такие искусные воины?
Но во всем остальном действо прекрасно. Здесь все совершенно и нет ничего лишнего. Все играют свою роль. Здесь нет даже одного эпизодического героя для «просто так». Даже свет и цвет играют свои роли!
Но актеры — это нечто. Они делают невозможное. Они живут своими ролями. Тимоти Шаламе, Дейв Батиста, Флоренс Пью — даже не верится, что в одном фильме так много моих любимых актеров, притом вообще в непривычных амплуа!
(я не ошиблась, там в кратком миге из видений Пола в роли его сестры была Аня Тейлор-Джой?)
Но самая трудная и самая гениальная работа, конечно, у Тимоти Шаламе. Он показал, смог передать рост (или падение?) своего героя от испуганного мальчика до кровавого предводителя, который внушает ужас.
Я не знаю, какой будет третья часть. Но вторая не похожа на первую. Она сильнее, трагичнее и больнее.
Вы будете смотреть титры с тяжелым сердцем. Но знать, что только что посмотрели настоящий шедевр.